Новости

Чья картошка в украинском борще?

Не успела кастрюленосная братия выиграть «Мишелиновую битву» за борщ, как национальному достоянию опять нанесён удар. Повар Клопотенко, доказывая древность борща, уже почти подтвердил, что картошку завезли в Европу не из Америки, а наоборот, из Украины в Америку в доколумбовых заплывах туда шумерских козаков. Но тут оказалось, что картофельное благополучие современной Украины дало глубокую трещину. Более того, нацию шокировали известием, что сегодня справжний украинский борщ она готовит …из российской картохи или, как вариант, из белорусской.

Обо всем этом уныло сообщил на пресс-конференции президент Украинской Ассоциации производителей картофеля (УАПК) Сергей Рыбалко.

Он же рассказал, что данные Госстата о валовых украинских урожаях в 20 – 21 млн тонн являются фикцией, а реальные цифры – 12 – 13 млн тонн. По его словам, в 2020 году Страна Борща ввезла около 500 тысяч тонн картофеля (на 60% больше, чем в прошлом году), что составляет четверть всей потребности торговых сетей Украины, ибо 13 – 14 тонн скармливается скоту.

«Если наш замминистра говорит, что Украина импортировала лишь 1,2% от того, что мы производим, это большая ложь. Украина превратилась в нетто-импортёра картофеля. 25% картофеля, который продается на территории Украины, является импортом. Мы вообще перестали экспортировать картофель, мы стали импортозависимой страной», – говорит Рыбалко.

В хранилищах самостийная картошка закончилась уже к началу декабря, отчего массово закупают российскую и белорусскую.

В период с 2017 по 2020 год импорт картофеля из Беларуси вырос почти в 10 раз. Из России – чуть меньше, но, как признают картофелеведы, продукт качественный и недорогой. А переизбыток товара в ЕС заводит на украинский рынок товар из Польши и Нидерландов. И даже из африканских стран.

Лукавит не только статистика, но и некоторые украинские агроэксперты, гарантирующие, что стране хватит собственного картофеля, чтобы насытить собственный рынок.

Грустная картина и с производством сушёных картофельных хлопьев (картофельного пюре), так как из трёх существующих линий по производству картофельного пюре прекратили работу все, из шести крахмальных заводов работают два.

Как сказал директор мощнейшего ПМП «Вимал» Сергей Самоненко«100% этой продукции Украина импортирует из-за рубежа. Этот продукт является стратегически важным для обеспечения потребностей Вооружённых сил Украины. Сейчас наша армия использует картофельное пюре производства Российской Федерации». Вот это зрадища! Всем зрадам зрада!

В этой ситуации вместо того, чтобы разрабатывать реальную программу экстренного спасения отрасли, звучат призывы закрыть украинский рынок для картошки из России и Белоруссии, «превратившийся в площадку для промышленной и торговой агрессии и реэкспорта в Украину товаров из РФ», ссылаясь на то, что сама Россия «закрылась» от самостийной картошки.

Однако, не восстановив отрасль, Украина останется рынком сбыта продукта из Европы и мытой картошки из Азии и Африки. Характерно, что в качестве положительного примера государственной политики по отношению к производителям картофеля в УАПК вспоминали отвергнутый цэевропейцами Таможенный союз, где «компенсация производителю и соответственно потребителю составляет от 25 до 75%». 

Среди причин падения производства, кстати, называли и «евроинтеграцию»: украинский сельский производитель теперь предпочитает быть гастарбайтером, село теряет работников. Специалисты Украинской Ассоциации производителей картофеля отмечали, что инвесторы опасаются поддерживать страну с непонятными данными Госстата, что научные учреждения отказываются помогать в аудите, наработке методик, а также «гармонизации европейского и украинского законодательства в области промышленного картофелеводства».Нет достаточного количества сертифицированных семян, нет линий «мытого картофеля», не хватает высокотехнологичных картофелехранилищ.

Между тем, осенью министр экономики Игорь Петрашко (тот, что во время пиар-изготовления министерского «евроатлантического» борща, не смог включить электроплиту) сообщал, что уже разработана стратегия и национальная «рятувально-картопэльная» программа.

Только вот, бюджет программы неизвестен, как и объём помощи картофелеводам в 2021 году. В списке приоритетов власти не картошка, а «байрактары». А картошка будет «реверсной», как российский газ.

Василий Качур