Новости

«Декоммунизация кухни»

В недалеком будущем жители Украины, желающие отведать блюда, популярные во времена СССР, будут вынуждены существенно переплачивать за них. Это произойдет, если в Незалежной реальностью станет «кулинарная декоммунизация».

Звезда «МастерШефа»

Проводником данной идеи стал 34-летний шеф-повар из Киева Евгений Клопотенко.

Согласно официальной биографии, Евгений рос в обычной семье, далекой от кулинарии и питавшейся «по-советски». Но в 8-летнем возрасте мальчика отправили к бабушке, проживавшей в Англии. Это поездка перевернула представление Жени о еде, а спустя год он попал в школьную программу по обмену, побывав еще и в Италии. Как утверждает Клопотенко, после этого питаться «по-советски» он уже не мог. Гуру новой украинской кухни свою карьеру начинал с работы официантом, затем занимался производством варенья, но настоящую известность получил благодаря кулинарному шоу «МастерШеф», где он стал победителем 5-го сезона.

Клопотенко, выигравший в шоу в 2015 году, очень четко уловил политические ветра. Его идея вытеснения «советской кухни» с целью возрождения украинских кулинарных традиций отвечала запущенной в обществе концепции «декоммунизации». Шеф-повар стал весьма заметной фигурой в так называемой «борщовой войне» — попытках украинских деятелей доказать, что блюдо является исконно украинским и другие нации на него претендовать не могут.

«Советский Союз „забрал“ себе блюда других наций»

Осенью 2020 года в интервью украинскому «Пятому каналу» он заявлял: «На 120% борщ украинский, даже на 170% он украинский. Советский Союз „забрал“ себе блюда других наций, и затем, когда Советский Союз распался, Россия якобы как преемница Советского Союза всю еду приписала себе. Сказали, что „это же было в Советском Союзе, так и борщ наш“».

«Борщ в переводе со старославянского означает свекла. И если ты сейчас почитаешь в Википедии, там информация также размытая. Там есть борщевик, что борщ пошел от борщевика. Но это довольно странные вещи, потому что борщевик есть нельзя. А борщ — все просто, это свекла. И раньше, очевидно, готовили из свеклы суп и ели. И это еще было во времена Киевской Руси», — продолжал Клопотенко.

Видимо, шеф-повар не в курсе, что в действительности понимается под термином «Киевская Русь», а также не знает, что некоторые из разновидностей борщевика вполне пригодны в пищу.

Но Клопотенко это не останавливает. В беседе с «Пятым каналом» он заявлял: «В октябре борщ должны внести в перечень нематериальных ценностей Украины, а после этого мы уже начнем официальную пропагандистскую революцию. Мы будем подавать это блюдо в ЮНЕСКО. Если они внесут борщ в Национальный перечень нематериальных ценностей от Украины, то все. И плюс юридически мы сильнее, у нас также есть фестивали борща, у меня куча фотографий, где дочь, мама и три поколения готовят этот борщ. Это большая работа».

«В советские времена у нас произошла подмена понятий»

Планы Клопотенко огромные. Пототоптавшись на теме борща, он собирается «вернуть гражданам их кухню», которую, по его мнению, во времена СССР отняли.

В марте 2021 года в интервью порталу «Цензор.Нет» шеф-повар заявил: «В советские времена у нас произошла подмена понятий. Что такое украинская кухня? Большинство начинают перечислять: холодец, голубцы... Но нет. Это как раз советская кухня. Она появилась, когда Украину подмял под себя СССР. Моя задача — возродить нашу, напомнить, что такое украинская кухня, чтобы как можно больше людей начали готовить ее блюда».

Вообще-то в начале своей деятельности Клопотенко публиковал материалы на русском языке, но в духе современных веяний перестроился на украинский. Большинство граждан Украины не особо рвутся перестраиваться как в языковом плане, так и в области пищевых привычек. Посему шеф-повар собирается применить меры принуждения.

Но сначала следует вернуться к борщу, ибо Евгений Клопотенко считает его чуть ли не краеугольным камнем Украины. В интервью польскому порталу Nowa Europa Wschodnia он сказал: «Я начал изучать, в чем заключается феномен борща, и решил, что именно он выступает важнейшим элементом нашего самосознания. У каждой украинской семьи борщ занимает в рационе важное место. Люди, говорящие на русском, украинском, польском, венгерском, крымско-татарском, живущие на востоке и на западе страны — все они готовят и едят борщ».

«Мы не можем позволить себе бездействие»

Казалось бы, борщ также едят в России, Белоруссии, Польше. Но, по мнению Клопотенко, это другое: «Там он не окружен таким почетом, как на Украине, не так глубоко укоренен в культуре и традиции народа... У нас, например, распространенны фамилии и топонимы, происходящие от слова „борщ“ (в Киеве есть район Борщаговка). Борщ — неотъемлемый элемент меню на свадьбах и других традиционных торжествах, у нас даже есть свой аналог знаменитого „индекса Биг-мака“».

Воинствующий повар настроен решительно: «На Украине мы до сих пор видим в первую очередь именно советскую кухню... Все эти салаты с майонезом, сельдь под шубой и так далее. Мы имеем дело с советским мышлением в кулинарной сфере, которое передается из поколения в поколение... Наша культура принятия пищи опирается преимущественно на советский опыт. Почему люди не хотят ничего менять? Это очень верный вопрос. Я лично считаю, что в рамках процесса поиска себя как народа нам следует произвести декоммунизацию нашей кухни. Мы не можем позволить себе бездействие в этой сфере, она имеет не меньшее значение, чем языковая».

Спокойно есть салат «Столичный» Клопотенко украинцам не позволит. «Разумеется, людям невозможно запретить есть майонез ложками, как невозможно запретить курить, — приводит его слова Nowa Europa Wschodnia. — Однако именно для этого у нас существует система налогов и акцизов. Хотите сохранить советские традиции? Нет проблем, только вам придется заплатить больше, например, 20% налога на салат с майонезом. Я понимаю, что здесь требуется наличие политической воли, а в последнее время ее, скорее, нет, поэтому нам остается продолжать „раскручивать“ борщ».

Будут ли судить за оливье?

Ко всему этому можно было бы отнестись как к странностям одного конкретного человека, если бы Клопотенко не получал бы поддержку на высоком уровне. Например, ему очень рады в МИД Украины, по линии которого он недавно проводил акции в поддержку украинской природы борща в США.

И если в Незалежной сносят памятники и переименовывают города, площади и улицы, если лишают возможности получать образование на русском языке, то почему бы не взяться и за содержимое тарелок?

А попробуешь что-нибудь сказать в защиту любимого салатика, на пороге тут же появятся представители «патриотических» организаций и СБУ. А там, глядишь, за «оливьешечку» украинские суды начнут выписывать «двушечку». Почему бы и нет, если сегодня эту «двушечку» на Украине уже дают за майку с гербом СССР и фото Брежнева в соцсети?

Андрей Сидорчик