Новости

«Дела Майдана» и подозрение Порошенко. Чего ждать от женщины-генпрокурора

У страны новый генпрокурор. Им стала Ирина Венедиктова, и впервые ведомство возглавила женщина. А в кресло главы Минэкономразвития, торговли и сельского хозяйства депутаты усадили Игоря Петрашко, представителя одного из крупнейших агрохолдингов страны. "Вести" выяснили, чего можно ждать от обоих и почему решено было выбрать именно эти кандидатуры.

"Вор должен сидеть в тюрьме"

Исходя из того, что на должность генпрокурора изначально называлось несколько кандидатур, и Ирина Венедиктова не была в приоритете, решение принималось непросто. Несколько недель назад считали наиболее перспективным кандидатом Сергея Ионушаса, юриста, который работал со студией "Квартал 95". Особый вес ему придало то, что его "официально" признало в числе кандидатов высокое руководство, включая спикера Рады Дмитрия Разумкова.

Сам Ионушас, впрочем, с выводами не спешил. "Президент вносит представление в Верховную Раду. И только тогда будет известна кандидатура на генпрокурора", — говорил он "Вестям" около недели назад.

Ионушас не ошибался. Вечером 15 марта в Офис президента позвали всю фракцию "Слуг", начавшую в последнее время терять монолитность в силу разности взглядов на мирный процесс и необходимость работы в зале в момент эпидемии.

По данным "Вестей", конфликт начал прорываться наружу в ОП: некоторые депутаты сказались заболевшими, в итоге глав депутатских групп обязали явиться к ним "на дом" и буквально проверить, не симулируют ли те. Впрочем, официально депутаты все опровергают.

"Говорили откровенно и по временам эмоционально. В итоге практически единогласно согласились с позицией главы государства", — отметила депутат Евгения Кравчук. Там же представили кандидатуру Венедиктовой и Петрашко. И, по данным наших собеседников, в ОП приняли решение, отталкиваясь от профессиональных и "личных" качеств.

Что означает последнее, расшифровал лично президент, представляя Венедиктову: "Мне кажется, в историю Украины она войдет как профессиональный и результативный человек". Примечательно, что перед представлением он пренебрег правилами "коронавирусного" этикета и поздоровался с Венедиктовой за руку.

Сама Венедиктова в выступлении сделала акцент на работоспособность ГПУ (после первого этапа реформы, аттестации, проведенной ее предшественником Русланом Рябошапкой, прокуратуры, особенно местные, оказались буквально парализованы, что вызвало ступор всей правоохранительной системы). "Я обещаю народу не продавать дела и не "сливать" их, не возвращать прокурорских "оборотней". Обещаю прокурорам возобновить мощную государственную институцию, чтобы они чувствовали себя независимыми, нужными этому государству", — сказала Венедиктова, добавив фразу Глеба Жеглова: "Вор должен сидеть в тюрьме".

Перезапуск "дел Майдана"

Обозначила и первые шаги в должности: провести аудит дел и кадровое состояние в прокуратуре. "На пороге стоят 220 прокуроров по люстрации, 400 прокуроров — уволенных осенью, и уже есть судебные решения по их восстановлению. Нужно принять законные решения, чтобы, с одной стороны, реформа прокуратуры продолжалась, и без перекосов, а с другой — делать так, чтобы прокуратура не легла после того, как будут произведены законные решения", — отметила Венедиктова. Также, по ее словам, по одним и тем же производствам в ГБР, НАБУ и СБУ есть множество "фактовых" дел, т. е. координационная роль ГПУ также была "на паузе" и будет восстановлена.

Но куда интереснее истинная эффективность — в том, что касается ожиданий украинцев в отношении резонансных дел. Речь о подписании подозрений Петру Порошенко, его соратникам, наказании радикальных групп и отдельных "деятелей" ультраправого движения и, конечно, дел против представителей новой власти.

На вопрос нардепа Александра Дубинского о Петре Порошенко и Сергее Стерненко (дело радикала, убившего человека и показавшего процесс в прямом эфире, было передано Рябошапкой в СБУ. Считается, что тем самым он заблокировал его, кроме того, экс-генпрокурор лично встречался со Стерненко). "Все, что может быть быстро и законно завершено — будет завершено. Время такое в стране, что нет возможностей долго разбираться. И будут максимально быстрые и законные решения. А дальше — прокуроры являются независимыми субъектами, и они будут двигаться в делах независимо и профессионально, но двигаться", — пообещала Венедиктова.

Еще один вопрос, от фракции "Голос", касался вероятной отмены закона об амнистии участников Майдана. По некоторым оценкам, именно невозможность рассматривать дело бесстрастно не позволяет двигаться следователям.

"Давайте будем честными. Не может быть такого: "тут" мы — белые и пушистые, а "тут" — требуем результат. Дело на паузе, и либо мы выполняем спецзакон, который противоречит уголовно-процессуальному законодательству, и продолжаем стоять на паузе, либо хотим всестороннего объективного расследования — и тогда наши специальные законы должны соответствовать тем, которые по своей силе находятся выше", — отметила Венедиктова.

В итоге ее кандидатуру утвердили 224 голосами (во фракции СН было немало тех, кто отсутствовал по болезни). Неожиданно три голоса добавил ОП-ЗЖ, а остальные недостающие дали депутатские фракции "За будущее" и "Доверие". И. о. генпрокурора, главный военный прокурор Виктор Чумак вскоре написал в Facebook: "Я уже дважды хочу поблагодарить от нашей команды всех тех, кто в нас верил и нас поддержал", приложив фото собственного заявления об отставке.

"Компромиссный человек"

По Минэкономики процесс согласования был тоже длительным. На должность предлагали Романа Жуковского, бывшего чиновника экономической службы в Секретариате Виктора Ющенко, которого называли не чужим человеком олигарху Дмитрию Фирташу (мать кандидата Валентина занимала руководящие должности в его бизнес-активах). "Однако в переговорах зашли в тупик, тогда появились другие кандидатуры", — сказал "Вестям" собеседник во фракции СН. Решено было выдвинуть другого кандидата, им стал Игорь Петрашко. "Компромиссный человек, устроил все стороны", — коротко охарактеризовал Петрашко источник "Вестей".

Сам кандидат вышел на трибуну и начал выступление со слов о надвигающемся мировом кризисе на фоне коронавируса. "Первоочередная мера — поддержка украинского производителя в условиях закрытия европейских рынков", — высказал Петрашко главный тезис своего выступления.

Однако "Вести" заглянули в более ранние интервью Петрашко в профильных СМИ: он высказывал мнение, что регулирование АПК должно концентрироваться на решении конкретных вопросов, таких как приватизация, финансовая поддержка, инфраструктурные проблемы сектора. Также говорил, что сельское хозяйство Украины очень зависимо от цен на мировых рынках. Заявлял, что политика госбанков вредит реальному экономическому сектору.

"Выступление слабое, видно, что отсутствует понимание, что происходит в украинской экономике", — раскритиковала кандидата нардеп от "Евросолидарности" Нина Южанина. В отсутствии четко озвученного плана его уличили и в ОП-ЗЖ. Впрочем, конкретного документа не было и в момент назначения всего правительства Дениса Шмыгаля. В итоге новый министр получил 243 голоса, причем "Слуги" дали всего 217 "за", остальные голоса добрали за счет депутатских групп "Доверие" и "За будущее" (на чем отдельно акцентировали внимание Сергей Лещенко, экс-нардеп и член набсовета "Укрзализныци", и Мустафа Найем, заместитель гендиректора "Укроборонпрома" и также экс-депутат Рады, оба относятся к "прозападным" кругам влияния).

Забавно, что сразу после того, как депутаты проголосовали за Петрашко, тот должен был принять присягу, но перепутал пункты назначения и, двинувшись из ложи правительства в сторону парламентской трибуны, вдруг почему-то обогнул ее и спокойным шагом направился к президентской ложе. Затормозил только после того, как в зале послышался дружный хохот депутатов. "Что же, смело", — иронично отреагировал на конфуз спикер Дмитрий Разумков.

Тарас Козуб