Новости

Демократия, которой нет

Частенько можно слышать, что в Украине господствует демократия. Об этом говорил Порошенко, недавно об этом заявил и Гончарук. Даже западные политики иногда рассуждают о неких реформах, благодаря которым Украина, мол, стала чуть ли не самой демократической страной СНГ.

Эти слова заставляют задуматься о том, насколько политики, делающие подобные заявления, в принципе компетентны и понимают то, о чем они говорят.

О демократии в Украине можно было говорить до 1995 г. Точнее, до принятия Конституции и начала большой приватизации государственной собственности. А вот после старта приватизации Украина начала свой путь к авторитаризму и пока не смогла остановиться в этом движении.

Напомню, что общепринятая классификация государств в политическом спектре рассматривает демократию как центр спектра и называет ее властью большинства — в отличие от республики как власти закона и от олигархата как власти небольшой группы владельцев крупного капитала. Олигархия — самая распространенная в мире форма на сегодняшний день.

Поэтому, рассуждая о демократичности Украины, надо базироваться не на том, что разрешено говорить в наших СМИ, а на том, кому принадлежит собственность, капитал и право принятия решений во всем спектре законодательной деятельности.

А с этим в Украине как раз все понятно и очевидно.

Власти большинства в нашей стране давным-давно нет. А те, кто заявляет, что демократия должна защищать меньшинство больше, чем большинство, как минимум лукавят и на самом деле защищают олигархат в любой его (даже в колониальной) форме.

В итоге материальных и правовых возможностей защитить свои права и интересы нет ни у меньшинства, ни у большинства. Разница лишь в том, что для управления всем обществом олихархату гораздо проще и дешевле мотивировать абсолютное меньшинство, разделяя общество на группы, кучки и кланы и противопоставляя их друг другу.

Все решения власти Украины в последние 15 лет по самым чувствительным, знаковым и фундаментальным для общества вопросам никак, ни в какой форме не только не отражали мнение большинства общества, но и противоречили этому мнению! Военное разрешение конфликта на востоке Украины за все время его существования поддерживалось абсолютным меньшинством граждан, равно как и оголтелая русофобия. Но, тем не менее, война продолжается шестой год, и остановить ее не удается. И не потому, что нет таких механизмов, а прежде всего потому, что власть находится не в руках народа, а того абсолютно меньшинства, которое на этой войне зарабатывает реальные деньги и обеспечивает свои статусные преференции.

Демократия — не идеальная форма государственного управления. Это понимают все. Но ценность ее в том, что осуществить переход от олигархата к власти закона невозможно, не пройдя этап демократии.

Демократия — это процедуры и наличие реальных, а не задекларированных на словах возможностей осуществить свои права с целью реализации интересов большинства граждан страны. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, насколько Украина далека от демократии.

Конституция богата положениями, которые на словах защищают права большинства людей, но на практике выстроенная олигархатом система государственного управления не предоставляет людям реальных возможностей это сделать. Работает принцип: есть деньги и власть — есть права, нет денег и власти — нет прав.

В результате даже общенародной собственностью власть распоряжается как хочет, не считаясь ни с кем и ни с чем, набивая собственные карманы и выбрасывая в нищету миллионы сограждан. А силовые структуры и вся правовая система позволяют им это делать, потому что формируются они тем же абсолютным меньшинством.

Разница в доходах различных общественных групп также свидетельствует об отсутствии оснований называть Украину демократическим государством. Сейчас она такова, что это давно стало основой постоянного напряжения в сфере социально-политических отношений. При этом на одной стороне шкалы благосостояния сконцентрировано абсолютное меньшинство — те, кто богат или подчинен различным кучкам и кланам олигархического меньшинства (включая и внешних представителей глобального финансового капитала), а с другой стороны — более 70% абсолютно бедного и едва сводящего концы с концами населения Украины.

Легализация власти абсолютного олигархического меньшинства осуществляется т. н. представителями народа. Одну половину парламента у нас избирали по закрытым спискам, а вторую — по мажоритарной системе. И у тех депутатов, которые избраны непосредственно, прав и возможностей на формирование фракции или коалиции практически нет. Но важно другое: получив депутатские мандаты, депутаты от политических партий позволяют себе в публичной сфере делать заявления от имени всей страны и всего общества, в то время как у них есть право говорить разве что от имени их избирателей. В нашей системе только у президента страны есть право говорить от имени всего народа и государства Украина, потому что он избирается прямыми выборами и побеждает, получив большинство голосов. У депутатов парламента, у главы Кабмина, министров и всевозможных чиновников такого права нет априори, но они злоупотребляют своим положением и позволяют себе делать политические заявления от имени Украины, чем, собственно, защищают права олигархата на абсолютную власть над экономикой и правами людей. Делается это с той же целью — защитить олигархат как систему государственного управления экономикой и людьми.

В такой ситуации единственной силой, способной удерживать страну от дальнейшего сползания к тоталитаризму, является местное самоуправление. И если проанализировать политический спектр на уровне региональных элит, то картина там резко отличается от государственного уровня. Это не случайно, а естественно.

Нужно ли в Украине строить демократию? Вопрос кажется странным, но на самом деле он актуален. Например, в конституции США и конституциях всех американских штатов вообще нет слова «демократия». Многие утверждают, что власть большинства опасна не менее власти меньшинства. Так что же мы строим? И что нужно строить?

Считаю, что строить нужно республику как власть закона, понимая, что это возможно лишь на пути укрепления местного самоуправления и запуска институтов прямой демократии, которые могут создать предпосылки для безусловной реализации прав большинства как основы поиска баланса интересов большинства и меньшинства в любом вопросе.

Если просто, то в отношении к происходящему в Украине это должно выглядеть следующим образом.

1. Распределение доходов, получаемых гражданами из бюджета, должно обеспечить справедливый порядок, не допускающий необоснованно большой разницы в таких доходах. Как в зарплатах и социальной помощи, так и в доходах от государственной собственности.

2. Война должна быть остановлена — вне зависимости от рассуждений тех, кто в ней участвует и на ней зарабатывает.

3. Гуманитарные права большинства граждан должны быть защищены во всех регионах и всех сферах жизни государства и общества. Гуманитарные права меньшинства должны быть защищены от всех форм дискриминации и принуждения.

4. Референдумы должны мотивировать и власть, и общество к поиску диалога и распространяться на все уровни власти и на те ее решения, которые самым непосредственным образом влияют на права человека.

Елена МАРКОСЯН