Новости

Дерегуляция через приватизацию

Властная команда перешла от слов к действиям: 9 декабря на заседании Кабмина принято постановление о передаче в сферу управления Фонда государственного имущества Украины почти двух десятков госкомпаний из состава оборонного концерна «Укроборонпром» с целью их дальнейшей приватизации*.

Приватизация на низком старте

Со ссылкой на текст приложения к правительственному постановлению СМИ сообщили о подготовке к передаче на приватизацию 18 госпредприятий «Укроборонпрома». Если процесс передачи объектов проведут достаточно оперативно, а чиновники ФГИУ столь же быстро подготовят предприятия к торгам, можно ожидать, что уже в первом квартале следующего года состоятся первые аукционы.

«Предприятия, предложенные на приватизацию, не задействованы в выполнении гособоронзаказа, не включены в кооперационные цепочки по изготовлению вооружения и военной техники и утратили все признаки предприятий ОПК», — указано в постановлении Кабмина.

В списке оборонных компаний, которые КМУ передает для последующей приватизации, в частности, указаны:

— 171-й Черниговский ремонтный завод;

— Винницкий авиационный завод;

— Закарпатское вертолетное производственное объединение;

— Ивано-Франковский котельно-сварочный завод;

— Львовский научно-исследовательский радиотехнический институт;

— Нежинский ремонтный завод инженерного вооружения;

— Специальное конструкторское бюро «Молния»;

— ГП «Укроборонлизинг»;

— Харьковский завод транспортного оборудования;

— Центральный НИИ навигации и управления;

— ГП «Укроборонресурсы»;

— Научно-исследовательский институт «Буран»;

—Украинский радиотехнический институт;

— Центральное конструкторское бюро «Изумруд»;

— Запорожский автомобильный ремонтный завод;

— Ровенский автомобильный ремонтный завод.

Кроме того, КМУ передает Фонду госимущества полномочия по корпоративному управлению правами государства в ОАО «Завод «Квант» и ПАО «Херсонский завод «Судмаш».

Распродажа балансового «мусора»

Согласно данным единого мониторинга управления объектами госсобственности, по состоянию на 1 июля 2020 г. 11 из 16 госпредприятий не вели финансово-хозяйственную деятельность, а шесть компаний имели задолженность по заработной плате на общую сумму 7,6 млн. грн. За первое полугодие 2020 г. эти госпредприятия получили убыток на общую сумму в размере почти 15 млн. грн., что в 2,4 раза больше, чем за тот же период 2019 г.

Т. е., на первый взгляд, Кабмин передает ФГИУ ненужные предприятия-банкроты, которые якобы уже не имеют практической ценности в рамках действующей модели оборонно-промышленного комплекса и не завязаны на обеспечение важных государственных оборонных заказов.

Учитывая финансовое положение предприятий и состояние их материально-технической производственной базы, можно предположить, что проданы они будут за весьма символические суммы. Впрочем, абстрагируясь от официальных пояснений правительства, попробуем рассмотреть внимательнее те оборонные предприятия, которые Кабмин хочет продать как лишний балласт.

Разделим предприятия на условные три группы. Первая группа — ремонтные заводы (171-й Черниговский ремонтный завод и Нежинский ремонтный завод инженерного вооружения).

Вторая группа — исследовательские предприятия и конструкторские бюро (Львовский научно-исследовательский радиотехнический институт, КБ «Молния», Украинский радиотехнический институт и Центральное конструкторское бюро «Изумруд»).

Третья группа — специализированные госкомпании (ГП «Укроборонлизинг» и «Укроборонресурсы»).

Звездный час ремзаводов

До начала вооруженного конфликта на Донбассе большинство ремонтных предприятий в составе госконцерна «Укроборонпром» находились, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Начало боевых действий коренным образом изменило ситуацию.

Возник большой запрос на услуги ремонтных заводов всех категорий в связи с необходимостью приведения в боевое состояние числящейся на вооружении армии старой техники (близкой к категории «металлолом»). Также возник большой спрос на ремонт и восстановление различной военной техники, поврежденной в ходе боевых действий.

Поскольку украинская армия использовала доставшийся в наследство от Украинской Советской Социалистической Республики материально-технический резерв, ремонтные заводы вышли чуть ли не на первые по важности позиции в вопросе технического обеспечения ведения боевых действий армейскими подразделениями. Особо острая потребность в мощностях ремонтных предприятий пришлась на самые активные периоды вооруженного конфликта — во второй половине 2014 г. и в начале 2015 г.

Предлагаемый на приватизацию 171-й Черниговский ремонтный завод имеет многолетний опыт изготовления и проведения капитального ремонта автомобильной техники для наземного обеспечения полетов и специальных машин, необходимых для содержания аэродромов в эксплуатационной готовности. Завод готовит под заказ авиационную наземную технику, применяемую как на военных аэродромах, так и в гражданских аэропортах, производит капитальный ремонт автомобильных шасси, двигателей и агрегатов различных спецавтомобилей. В общей сложности завод способен полностью восстанавливать и ремонтировать 17 видов различной автомобильной техники и специальных машин.

Своеобразной фишкой черниговского завода является технология выполнения ремонтных работ автомобилей и спецмашин, необходимых для обеспечения гражданских и военных аэродромов. Безусловно, данное предприятие очень быстро найдет частного покупателя, желающего сосредоточить в своих руках весьма востребованный вид специализированных и узкопрофильных ремонтных услуг.

Несмотря на разгар конфликта на Донбассе, уже летом 2014 г. начался тихий «дерибан» предприятия. 17 июня 2014 г. на украинской универсальной бирже был проведен аукцион по продаже имущества указанного завода, в котором приняли участие пять субъектов хозяйствования. Причем четыре из них, как было обнаружено в ходе расследования, располагались на территории завода. В начале 2015 г. Антимонопольный комитет наложил на четыре предприятия штрафы за антиконкурентные согласованные действия, которые касались искажения результатов аукциона по продаже имущества ГП «171-й Черниговский ремонтный завод».

Судя по всему, этот завод не столь и ненужный, и частный сектор давно и пристально присматривается к его активам. Вопрос только в том, зачем «Укроборонпрому» продавать данный ремонтный завод, учитывая его важность в обеспечении обороноспособности страны. Очевидно, что здесь речь идет точно не о государственном интересе.

ГП «Нежинский ремонтный завод инженерного вооружения» проводит капитальный ремонт различных средств инженерного вооружения. Предприятие осуществляет восстановление грузоподъемной техники, в частности: автомобильных кранов, автоподъемников, автопогрузчиков, землекопной техники (экскаваторов, грейдеров и бульдозеров). Помимо этого, на предприятии осуществляется ремонт десантно-переправной техники.

В 2017 г. Государственная аудиторская служба нашла на предприятии нарушения, повлекшие финансовые потери в размере 1,8 млн. грн. В частности, на заводе предоставляли юридическим лицам услуги по ремонту инженерной техники по ценам ниже фактических расходов на их выполнение, что привело к потере почти миллиона гривен.

Это только один небольшой эпизод из «послужного» списка коррупционных сделок на нежинском предприятии, который стал достоянием общественности.

Период президентства Петра Порошенко ознаменовался грандиозным скандалом, связанным с работой в «Укроборонпроме» команды во главе с бывшим первым заместителем главы СНБО Олегом Гладковским-Свинарчуком и его сыном.

Проблема Нежинского ремонтного завода инженерных вооружений, как и многих других предприятий, не в том, что они убыточны, лишние или бесполезные. Дело в том, что они многие годы обслуживали не выполнение оборонного госзаказа, а маржу по коррупционным схемам различных команд «реформаторов». Приватизация этих заводов подытожит многолетнюю историю их использования не по назначению и закроет все формальные вопросы с расследованием множества коррупционных дел разных периодов.

«Декоммунизация» конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов

Выставляемый на продажу Львовский научно-исследовательский радиотехнический институт специализируется на создании нового оборудования в сфере радиолокационной техники и радиотехнических систем различного назначения, а также информационно-управляющих систем для наземных транспортных средств и бронетехники.

В частности, предприятие создает навигационные и наземные обзорно-управляющие системы, автоматизированные системы управления специального назначения, информационно-управляющие системы для транспортных средств общего и специального назначения и другую технику и оборудование специального и двойного назначения.

К слову, по части создания специализированных радиолокационных станций (РЛС) и системы радиосвязи Львовское предприятие в свое время было назначено Министерством промышленной политики ведущей организацией в данном направлении. Считается, что одним из самых перспективных направлений отечественного ВПК является развитие именно технологий и производства радиолокационного оборудования и средств специальных средств связи.

В придачу ко Львовскому научно-исследовательскому радиотехническому институту Кабмин хочет продать и Украинский радиотехнический институт. Это предприятие занимается проектированием радиотехнических устройств. Судя по всему, власть хочет распродать весь спектр условного радиотехнического направления, имеющийся в составе «Укроборонпрома».

Какой практический смысл в приватизации этих и других предприятий, которые завязаны именно на столь перспективный сектор ВПК, вопрос риторический. Очевидно, что наиболее привлекательные — с технической и научно-технологической точки зрения — направления в отечественной оборонке «реформаторы» собираются за бесценок отдать в частные руки.

Такую же участь «младореформаторы» уготовили и многим конструкторским бюро и прочим «совковым» исследовательским объединениям. Например, КБ «Молния», которое специализируется на разработке и серийном производстве систем артиллерийской разведки. В 2016 г. в каталог военной продукции «Укроборонпрома» (в т. ч. с возможностью ее экспорта) был включен разработанный КБ «Молния» разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2».

С молотка также предлагают пустить Центральное конструкторское бюро «Изумруд». В сферу работ предприятия входит проектирование плавучей техники — судов транспортного, вспомогательного, научно-исследовательского и других типов. Кроме того, в КБ занимаются проектированием других водных средств (включительно с кораблями, доками и прочими плавучими сооружениями разного класса и назначения).

Понятно, что абсолютное большинство оружейных «новинок» украинских предприятий — это советские разработки, которые прошли различную степень модернизации. Однако важно сохранить хотя бы остатки прежнего конструкторского и научно-исследовательского потенциала, с перспективой его возрождения. С точки зрения государственных интересов в выстраивании новой стратегии развития отечественного ВПК, приватизация конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов выглядит как, мягко говоря, недальновидный шаг. Продажа этих предприятий, а вместе с ними и патентов на научно-технические проекты на различные виды вооружения лишает государство перспективного направления развития наукоемких производств специализированного оборудования и прочего материально-технического обеспечения с высоким уровнем добавленной стоимости.

Заманчивые «спецпредложения»

Не меньше вопросов вызывает и целесообразность приватизации специализированных предприятий «Укроборонпрома», например, таких компаний, как ГП «Укроборонлизинг» и «Укроборонресурсы».

Предприятие «Укроборонресурсы» специализируется на внедрении инновационных технологий электролучевой сварки и организации работ по разборке, демонтажу и резке металлосодержащих объектов любой сложности.

Летом 2019 г. сообщалось, что Военная прокуратура зарегистрировала уголовное производство после публикации результатов аудиторской проверки госпредприятия «Укроборонресурсы» в период 2015—2018 гг. По результатам анализа деятельности госпредприятия аудиторы обнаружили неэффективное использование более 6 млн. грн. и недополучение еще 5 млн. грн. В частности, по делу проходил некий недобросовестный частный арендатор с одноименным названием, который едва не довел ГП «Укроборонресурсы» до состояния банкротства.

Госпредприятие «Укроборонлизинг» занимается утилизацией оружия и обработкой металлических отходов и лома. Вопрос утилизации вооружения, которое отработало свой технический ресурс, должен быть исключительно в ведении государства. Приватизация этого вида деятельности выглядит крайне абсурдным, лишенным практического смысла и логики решением.

Еще летом 2015 г. Украина объявила о временном отступлении от своих обязательств в рамках трастового проекта НАТО по утилизации излишнего количества боеприпасов и стрелкового оружия. Комментируя тогда данное решение, в МВД заявили, что отпала необходимость утилизировать лишнее оружие, поскольку, ввиду вооруженного конфликта, «оно перестало быть лишним». Тем не менее это все-таки постановка вопроса в краткосрочной перспективе. Приватизация «Укроборонлизинга» даст покупателям возможность оперировать большими объемами «военного лома», зарабатывая на этом баснословные прибыли.

При этом еще в 2016 г. полиция активно расследовала дело о незаконном завладении госимуществом в особо крупных размерах. Речь идет о передаче «Укроборонлизингу» Министерством обороны более 130 тыс. единиц легкого вооружения и военной техники. По результатам утилизации вооружения и техники было получено более 283 т лома черных металлов.

И вновь та же ситуация: проблема конкретного предприятия заключается в превращении его в коррупционную кормушку, что дает либералам-реформаторам повод продвигать свой бессмертный тезис о «неэффективности государственной собственности», которую нужно как можно скорее продать.

Между тем в государственных интересах давно пора осознать, что при условии качественного государственного менеджмента подобные предприятия и конкретные подотрасли ВПК могут стать флагманами оборонки и украинской отрасли машиностроения в целом.

Однако «реформаторы» — ввиду своей полной некомпетентности и абсолютной импотенции в государственном управлении — способны лишь продвигать идею приватизацию «всего и побыстрее».

«Большая оборонная приватизация»

Постановление Кабмина о передаче 18 оборонных госпредприятий на продажу — это только первый шаг на пути к запланированной в 2021 г. «большой приватизации» в украинском ВПК. Команда менеджеров «Укроборонпрома» работает в направлении «реформирования» концерна по приватизационной методичке экс-руководителя госкорпорации Айвараса Абромавичуса.

Очевидно, что по плану, который своим постановление уже запустило правительство, самые перспективные предприятия будут полностью приватизированы или преобразованы в государственно-частные СП, где государство будет миноритарным акционером. Убыточные и бесперспективные заводы останутся в государственной собственности.

По мере того как команда «реформатора» Абромавичуса подбирается к процессу приватизации ВПК, близится час окончательного решения вопроса советского индустриального наследия. Распродажа оборонно-промышленного комплекса органично завершит цикл индустриальной «декоммунизации» Украины и освобождения страны от «мучительного тоталитарного прошлого».

*О планах по трансформированию ВПК читайте также, пожалуйста, в материале «Реформаторские соколы добрались до распродажи ВПК» («2000» №36(958), 23—29.10.2020 г.).

Роман ГУБРИЕНКО