Новости

Диктатура Авакова?

О новой политической реальности Украины.

Давно многими говорено, что бессменный с момента майданного госпереворота, то есть уже шесть лет, глава МВД Украины экс-губератор Харьковщины Арсен Аваков является основным столпом киевского режима. Президент, правительство, парламент сменились, а Аваков по-прежнему на своем посту. Более того, на встрече нормандской четверки 9 декабря в Париже он был послан как бы смотрящим за Зеленским, причем сразу дал прессе комментарий, оценив поведение своего президента как «зрады не было». Понятно, что этот персонаж поставлен заокеанскими кураторами «проекта Украина», в его подчинении находятся полиция и Нацгвардия, которая во многом сформирована из нацистских добробатов, поднявшихся на волне евромайдана. Зеленский попытался переподчинить Нацгвардию себе, но «кто ж ему дасть!».

Зеленский как президент — вял, никакой, ни рыба ни мясо. А тут еще карантин, возможность употребить силу, ввести чрезвычайное положение, комендантский час и прочее, поэтому ситуация сложилась так, что в последнее время русскоговорящий пан Аваков активизировался, как сказал бы поэт, «обнажил бицепс ненароком», стал выдвигать идеи, которые выходят далеко за пределы его компетенции как министра.

Аваков на фоне кризиса и пандемии стремится предстать жестким и стратегически мыслящим общенациональным лидером, который больше подходит для наступающих тяжелых времен, чем Зеленский.

Сначала министр заявил, что в условиях карантина и кризиса «пройдет месяц, и у людей банально может не хватать средств, чтобы поддержать себя или семью, купить еду и лекарства». Иными словами, анонсировал чуть ли не голодомор. Тем самым обозначив, что государство с нынешним его верхним руководством сделать вообще ничего не может.

Затем он опубликовал план, по которому следует вводить жесткие антикризисные меры в экономике. Это весьма крамольные, с точки зрения финансового глобализма, тезисы — отказ платить по долгам, запрет на вывоз валюты и печатание гривны для закрытия социальных потребностей. Вряд ли эти предложения вызовут восторг у МВФ.

Аваков выдвинул два комплекса мер.

Гуманитарные:

1. Специальные выплаты из государственного бюджета — как кризисное обеспечение по вынужденной безработице в период карантина. Аваков предлагает выдавать по 2500-3000 грн в месяц.

2. На время карантина предусмотреть льготы по ряду коммунальных платежей до 50-75%.

3. Остановить выплату процентов по кредитам (это уже сделано Верховной радой, принятым законом — Авт.) и взыскание долгов с граждан.

4. На госпредприятиях, госслужбе и в бюджетных организациях запретить увольнение работников или отправку их в неоплачиваемые отпуска».

Финансово-экономические меры:

«1. Верховной раде немедленно пересмотреть государственный бюджет: создать специальный стабилизационный фонд, из которого профинансировать антикризисные меры.

2. Увеличить дефицит госбюджета — существенно, надо считать, но, как мне кажется, миллиардов на 200 как минимум.

3. Провести секвестр бюджета — сократив затраты на некритические по нынешним временам вложения и инвестиции. Не допуская ущерба по линии обороны и безопасности.

4. Обязательно заключить соглашение с МВФ, заручившись поддержкой в антикризисных мерах и, получив финансирование по программам помощи, в том числе по программе поддержки в связи с пандемией коронавируса.

5. Немедленно, и в кратчайшие сроки, провести реструктуризацию внешних долгов Украины, существенно сократив нагрузку по выплатам процентов и основного долга в ближайшие годы.

6. Жестко пресекать спекуляции на валютном рынке и вывод антикризисной гривневой массы на валютный рынок, применяя законодательные и связующие механизмы.

7. Ни в коем случае не сворачивать крупные инвестиционные проекты по стране — сразу по окончанию карантина — и возобновить сразу по окончанию карантина те проекты, которые дают мультипликатор для всей экономики — дороги, ипотека, металлургия, энергетика, машиностроение..

8. Принять специальную программу доступных кредитных ресурсов для бизнеса — от мала до велика — по низким ставкам 5-7% годовых через рефинансирование коммерческих банков со стороны Национального банка Украины.

9. Предусмотреть специальные меры по установлению паритета во внешнеторговом балансе, стимулируя импортозамещение.

Аналитик Виктория Венк разобрала план Авакова.

Итак, министр предлагает достаточно серьезные вещи, — пишет эксперт. — При этом многие из них совершенно правильные и очевидные. О них и раньше говорили. В частности, о необходимости минимизации выплат по внешнему долгу. Однако программа Авакова по сути предусматривает разрыв с МВФ.

Об этом говорят отдельные пункты его плана.

Во-первых, увеличение дефицита бюджета на 200 миллиардов гривен. По сути, министр хочет просто напечатать эти деньги. Однако Фонд всегда требовал дефицит казны сокращать, обрезая «лишние» затраты — в частности, социальные программы.

Во-вторых — отказ платить по внешним долгам на время эпидемии. Конечно, не исключено, что МВФ действительно может каким-то образом отсрочить выплату процентов, как это было в 2015 году, когда Украине грозил дефолт. Но пока Фонд таких намерений не высказывал. Зато призывы «простить» зарубежным кредиторам все долги регулярно и давно раздаются из лагеря Коломойского. С которым Аваков сегодня по многим вопросам находится в согласии.

В-третьих, Аваков де-факто предложил ограничить вывоз из страны валюты. На что МВФ и те западные структуры, которые средства из украинских ОВГЗ лихорадочно выводят, разумеется, не согласятся.

Поэтому «заключить соглашение с МВФ, заручившись поддержкой в антикризисных мерах и, получив финансирование по программам помощи», как предлагает министр, невозможно. Тем более что Зеленский пока не выполняет два основных условия Фонда для следующего транша кредита: открытие рынка земли и «антиколомойский» закон о недопущении возврата Приватбанка прежним владельцам.

Ни Зеленский, ни премьер-министр Шмыгаль до сих пор не озвучили конкретный план спасения экономики и помощи оставшимся без зарплаты гражданам в условиях мирового кризиса и тотального карантина. На этом фоне Аваков предлагает оперативно прорывные и жесткие идеи.

Михаил Подоляк в Фейсбуке пишет так: «Это прямые и четкие... президентские распоряжения Минфину, Нацбанку и Министерству иностранных дел. Как минимум... Очень даже неплохие и полезные инициативы, которые должен был продумать, разработать и озвучить президент Z. Но озвучил Аваков. Оставив за президентом Зеленским функцию... спикера по вопросам гуманитарной помощи. Более того, Аваков напрямую и не менее жестко чем Кабмин, нагибает парламент, рекомендовав ему “немедленно пересмотреть госбюджет и создать спец/стаб фонд, из которого и профинансировать антикризисные меры”. Интересно посмотреть на то, откажется ли кто-то в Кабмине или ВР не признать новый — президентский — функционал Авакова... И не менее интересно понаблюдать за дальнейшим поведением самого Зеленского, который тихонечко так и вполне осознанно уполз в спецпещеру и равнодушно смотрит за явной попыткой узурпации его полномочий со стороны “милого друга” Авакова».

Решит ли неформальное «президентство» Авакова наши управленческие проблемы? — задается вопросом аналитик. — Разумеется, нет. Как менеджер он точно так же неэффективен, ленив и плохо понимает, что такое настоящий «государственный сервис». Плюс — все перечисленные меры направлены строго на финансовый сектор, но совершенно не учитывают вопросы надлежащего обеспечения медицинской отрасли, соцснабжения и уличной безопасности.

Эксперт Денис Гаевский констатирует, что по состоянию на сегодняшний день Аваков является распорядителем наибольшего силового ресурса в стране, в том числе уличного, так как в его руках находятся рычаги воздействия на нацистские и парамилитарные организации.

Министр также смог «приручить» несколько десятков депутатов Верховной рады, ряд министров и губернаторов. Он находится в тесном контакте с олигархом Коломойским, а также «стерилизовал» медийное поле в части критики в свой адрес. Кроме того, Аваков заручился поддержкой в странах Евросоюза и в США.

По сообщениям американских СМИ, в ходе «Украинагейта» глава украинского МВД сотрудничал как с демократами, так и с республиканцами.

Совокупность этих факторов делает Авакова практически неуязвимым перед угрозами лишения должности и даже больше — без учета мнения главы МВД Офис президента Украины и сам Зеленский не могут принять ни единого важного решения в стране.

Эпидемия коронавируса стала дополнительным фактором укрепления позиций Авакова в системе власти. Именно публикация министра в Фейсбуке о необходимости прекратить в Киеве движение общественного транспорта побудила мэра столицы Кличко воплотить рекомендацию в жизнь.

За несколько дней до этого глава МВД настаивал на ужесточении карантинных мер — получается, что «план Авакова» в полной мере сейчас внедряется в жизнь.

Кстати, предложения Авакова перекликаются с настроениями в обществе, которое ждет от правительственных структур быстрых и эффективных действий.

Нынешняя ситуация, фактически ЧП глобального масштаба, предоставляет Авакову дополнительные козыри для выстраивания диалога с внешними игроками.

Меж тем украинский Кабмин 25 марта поддержал введение чрезвычайной ситуации по всей территории страны на месяц. Карантин продлят до 24 апреля.

А улицы Киева с 21 марта патрулируют радикалы С14 («СiЧ») и нацисты молодежного крыла «Свободы» (запрещенные в РФ организации) — чтобы «обеспечить общественный порядок и выполнение ограничительных мероприятий на территории города Киева на период карантина». Называется это «Муниципальная варта» («стража»). Также нацисты из «варты» будут контролировать транспорт на предмет перевозки людей без спецпропусков. Власть Киева приняла решение «обеспечить присутствие работников (“Муниципальной стражи”) в количестве не менее одного человека в каждой единице наземного общественного транспорта, которая будет двигаться по отдельно определенным маршрутам и проверку наличия специального билета, удостоверения личности и средств индивидуальной защиты». Отмечается, что такими «полномочиями» ультраправые будут наделены «до улучшения эпидемической ситуации». На странице «Муниципальной варты» в Фейсбуке, видимо из-за нехватки активистов, объявлен набор в организацию.

Есть основания считать, что нацистские военизированные подразделения, контролируемые, как известно, Аваковым, будут патрулировать и другие города.

Политолог Ростислав Ищенко в статье «От коломойщины к аваковщине. Чисто украинский исход» дает развернутую картину с ретроспекцией, в своей жесткой манере: «Стать исполнителями насилия (эскадронами смерти на службе у олигархата) могли только нацистские структуры … а министр внутренних дел Арсен Аваков постепенно превратился в неформального лидера всех нацистов Украины.

Таким образом, было преодолено последнее препятствие на пути нацистов к власти — раздробленность. Аваков объединил сверху нацистов, не сумевших объединиться снизу.

Роль подконтрольных Авакову нацистов была доминирующей с первых дней существования наци-олигархической республики. Просто он разумно старался ее не выпячивать, выдвигая на первый план для использования на международной арене “человеческое лицо” режима. Но это именно нацистские структуры развязали первые боевые столкновения в Донбассе, принудив в конечном счете воевать армию (после чего она быстро нацифицировалась и перестала представлять опасность для режима). Это нацисты Авакова подавили Русскую весну в Одессе. Это они развернули террор по всей стране, убивая, выдавливая за рубеж или принуждая к молчанию политических оппонентов режима. Без опоры на нацистские эскадроны смерти даже превращенная в политическую полицию СБУ не смогла бы эффективно бороться с оппозицией. Государственные структуры, даже нарушая закон, вынуждены с ним сверяться и следовать определенной процедуре. Это ограничивает их инструментарий и возможности борьбы с оппозицией. Нацистские же банды не ограничены ничем кроме собственного настроения. Нападая, они зачастую сами не знают, ограничится ли дело простым избиением и/или моральным унижением жертвы, будет ли жертва искалечена или убита. Решение приходит по ходу дела.

Роль нацистов в системе постоянно растет. Аваков не подчинялся Порошенко уже с 2015 года, и президент был не в состоянии уволить министра. В конечном итоге не избиратели, а Аваков определил победителя на президентских выборах 2019 года. Если бы он не блокировал реализацию порошенковского плана фальсификации, Петр Алексеевич спокойно бы организовал свое “переизбрание”. Противостоять ему теоретически могла бы Тимошенко, но никак не Зеленский.

Дальнейшее исчерпание ресурса ведет к снижению роли олигархата в наци-олигархическом тандеме, ее стремлению к нулю. Наци-олигархическая республика должна превратиться в открытую нацистскую диктатуру. Это последняя ступень перед распадом страны. Она даже может сопутствовать распаду.

По мере утраты механизмов вначале политического, а затем и финансово-экономического господства прямое незаконное насилие становится уже не доминирующим, а единственным способом властвования».

Эпидемия катализировала процессы, идущие на Украине, — продолжает аналитик. — До сих пор Киев сохранял хотя бы видимость государственности исключительно за счет внешнего финансирования. Но в условиях кризиса, когда не находится средств даже на помощь Италии, а вбрасываемые федеральным резервом триллионы не в состоянии остановить падение биржевых индексов, денег не хватает даже тем, кто их печатает. Крайне сомнительно, что в этих условиях киевскому правительству удастся уговорить МВФ продолжить и расширить программу кредитования Украины. Теоретически Фонд может дать немного денег под программу продажи земли иностранным инвесторам. Но не факт, ибо в условиях нарастающего кризиса украинская земля как актив обесценивается так же, как обесцениваются другие активы.

Но даже если Фонд наскребет для Украины какую-то сумму, деньги моментально и бессмысленно сгорят в топке кризиса. Существующие проблемы будут нарастать как снежный ком. Более того, одновременно с исчерпанием возможностей государственной власти поддерживать иллюзию стабильности ситуации и контролируемости процессов население теряет автономные источники выживания. Миллионы гастарбайтеров теряют работу в охваченной кризисом и паникой по случаю эпидемии Европе. Вместо денег, которые они переводили своим семьям, возвращаются в страну они сами, пополняя ряды безработных.

Гастарбайтеры — крайне взрывоопасный элемент. Это вероятная база мощных социальных протестов, которые легко могут перерасти в бунты.

Ресурса для снятия напряженности у власти нет. Она может рассчитывать только на силовое подавление. Судя по действиям украинской власти, несмотря на охватившую ее высший эшелон панику перед лицом эпидемии, она намерена задействовать для самосохранения последний оставшийся у нее ресурс — силовой.

Соответственно развернулась борьба за его контроль, — продолжает политолог. — Зеленский хочет ввести чрезвычайное положение. Но пока не может собрать Раду для одобрения соответствующего указа. Кроме того, надо понимать, что даже в случае ведения ЧП силовой ресурс вряд ли окажется под контролем Зеленского. Просто очевидно, часть олигархата пытается противопоставить аваковскому МВД и его же нацистским отрядам армию. Но армия подчиняется генералам. Она насквозь нацифицирована и не планирует воевать с социально-близким МВД. Она «зарабатывает» на контрабанде (в том числе оружия) в зоне ООС, на военных заказах, на распродаже остатков былой роскоши с военных складов. Ее коммерческие интересы не пересекаются с интересами Авакова.

Аваков же под видом карантинных мер де-факто уже ввел в стране ЧП под собственным контролем. Он блокировал сообщения между регионами, внутри регионов и даже внутри столицы. Силы полиции и национальной гвардии при участии нацистских отрядов контролируют практически всю жизнь населения. С ужесточением карантинных мер увеличиваются и возможности их вмешательства.

Сегодня именно от Авакова зависит, чей бизнес и на каких условиях будет работать. Его власть базируется не на финансовом капитале и контроле над крупными промышленными активами (как у классических украинских олигархов), а на силе МВД и нацистских боевиков.

Власть в стране по сути перешла в руки нацистов. Диктатура Авакова не оформлена юридически, но от этого не менее реальна.

Михаил Слободской