Новости

Диванные оппозиционеры: кто и как призывает белорусов убивать русских

В свете продолжающейся военной спецоперации России в разных странах ведется вербовка наемников, которых собираются отправить на Украину сражаться за киевский режим. Призывы к этому идут и от бежавших из Беларуси «оппозиционеров», которые сами остаются в стороне от военных действий. А белорусские националисты, уехавшие в соседнюю страну получать «боевой опыт», надеются в будущем применить его для свержения Александра Лукашенко.

Мы уже писали о так называемом батальоне имени Кастуся Калиновского. Это формирование состоит, как утверждают оппозиционные СМИ, из белорусских добровольцев. Более того, таких формирований, по словам агитаторов, уже четыре. Как и кого туда набирают? Для чего?

Если вы думаете, что только для боевых действий на Украине, то это не так. Боевики считают, что там они только тренируются, а потом будут «освобождать» Беларусь.

Причем надо четко понимать, что «освобождать» хотят не только от русских, которых в Беларуси проживает порядка 90–100 тысяч человек (это только с российскими паспортами, не считая просто тех, кто считает себя таковыми). «Освобождать» будут от «внутренней оккупации». Этот странный концепт специально придуман для разжигания противоречий в белорусском обществе до крайностей.

Одно дело, когда человек протестует лишь на словах или цивилизованно критикует власть. Совсем другое, когда он шлет угрозы детям чиновников, силовиков и так далее. При этом одними угрозами дело не ограничивается.

В Беларуси совсем недавно доходило до более серьезных ситуаций: в сотрудников органов безопасности стреляли, были жертвы с обеих сторон, а это уже первые ласточки гражданской войны. Сегодня, когда на Украине идут боевые действия, а Беларусь стала де-факто одним из тылов российских сил, в стране находятся «партизаны».

Некоторые жители Беларуси повелись на призывы оппозиции, бежавшей за рубеж, и начали портить инфраструктуру железных дорог. Уже есть задержанные, возбуждены уголовные дела. Среди фигурантов есть и сами железнодорожники, а не какие-то посторонние люди, так что ситуация довольно серьезная.

Потенциальными участниками этих формирований могут стать белорусы, которые каким-то образом переправятся на Украину. Это стало более реальным, так как Беларусь сняла строгие «ковидные» ограничения на выезд. Еще более вероятно вступление в такие батальоны тех, кто уехал за рубеж по политическим мотивам. Грубо говоря, это эхо 2020 года, которое явно используется сейчас третьей стороной.

Один из основных агитаторов — блогер Вадим Прокопьев. Интересная личность: на излете СССР закончил военное училище, но затем решил стать ресторатором в Минске. Долгое время был аполитичен, по крайней мере на публике, а в 2020 году вдруг начал постепенно переходить к оппозиционной риторике.

Отправной точкой стал «коронакризис». Прокопьев посчитал, что государство должно помочь рестораторам, и быстро собрал вокруг себя коллег по цеху в отраслевую ассоциацию. Потом на фоне все более растущего политического напряжения в стране срочно открыл YouTube-канал, где выпустил дерзкое обращение к Александру Лукашенко, в котором вызвал его на поединок. После этого ассоциация рестораторов сразу открестилась от Прокопьева.

Сейчас уже известно, что обращение было записано или прямо перед отъездом из страны, или уже за рубежом. Второе более вероятно. То есть человеку за такой выпад ничего не угрожало.

В дальнейшем бывшего ресторатора кто-то активно раскручивал в сети, число подписчиков на его канале достигло почти 100 тысяч.

Незадолго до спецоперации российской армии на Украине он призывал белорусов к восстанию, что является уголовным преступлением в Беларуси. Опять же, делал он это из безопасного места. Прокопьев предлагал людям серьезно рисковать, сам при этом оставаясь в роли зрителя, который в драку не лезет.

Записывал он свои влоги из Киева с качественным оборудованием. Во время спецоперации показательно перешел на «полевой» стиль. Схема действий у него осталась прежняя: он играет роль бойца и призывает белорусов ехать воевать на стороне киевского режима. Якобы он и сам готов сражаться, но почему-то ни разу не был замечен на передовой.

В общем, строит имидж брутального мужчины, который железно отвечает за свои слова, а по факту слова словами так и остаются. Простой пример: ранее он обещал коллегам, что уедет в Сингапур и легко откроет там ресторанный бизнес, но в итоге этого так и не сделал. Перед эмиграцией из Беларуси Прокопьев продал доли в минских ресторанах. Сколько денег он за это выручил и на что живет на Украине, неизвестно, что вызывает ряд вопросов — все-таки хорошие камера, свет и звук стоят недешево.

Из выступлений Прокопьева и других открытых источников известно, что набором бойцов занимается в том числе Белорусский дом в Варшаве. Им командует малоизвестный, но довольно предприимчивый оппозиционер Алесь Зарембюк. В недавнем прошлом он хорошо «поднялся» на сотрудничестве с «оппозиционерами» из NEXTA (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru).

Кого вербуют через контору Зарембюка? Есть данные, что именно белорусы идут не очень активно, а записываются люди разных национальностей, либо участвовавшие ранее в вооруженных конфликтах, либо просто искатели приключений.

По данным телеграм-канала «Рыбарь», который занимается военной тематикой, на начало апреля на Украине было лишь 43 белорусских наемника.

Информацию, конечно, сложно проверить. Но если опираться на различные пропагандистские ролики, то действительно примерно такое количество бойцов нам и показали. Причем у многих закрыты лица, так что опознать их невозможно. Есть одно видео, где они зачитывают присягу. По произношению понятно, что, скорее всего, это белорусы, причем некоторые явно русскоязычные.

Присягу цитировать смысла нет, потому что она ожидаемо оказалась набором историко-мифологических штампов белорусской оппозиции образца 1990-х годов. Упоминаются такие исторические персонажи, как Костюшко и Калиновский, которые в реальности имеют весьма опосредованное отношение к народу Беларуси. В тексте клятвы немало намеков на то, что белорусы якобы все время сражались за свободу против русских.

Интересно, что одна из групп белорусских добровольцев называется «Черный кот», а это уже прямая отсылка к коллаборационистам и одной из послевоенных банд, которая «кошмарила» определенную местность в БССР. И вот эти люди собираются «освобождать» Беларусь.

И, наконец, отметим такой примечательный факт. На фоне всех этих бесконечных агитационных видео оппозиционно настроенные юристы пытаются обосновать, что для белорусов участие в таких батальонах совершенно законно.

Мол, раз эти подразделения подчиняются украинским силовым структурам, то их участники как бы автоматически утрачивают белорусское гражданство. Значит, по белорусскому закону уголовной ответственности не несут.

Однако практика недавних лет свидетельствует о другом. Украина, мягко говоря, не торопится давать гражданство приезжему «пушечному мясу». Некоторые из бойцов в итоге возвращались в Беларусь и успешно садились в тюрьму. Новички об этом могут узнать у бывалых. Да и вряд ли большинство из них рассчитывает на милость со стороны белорусской власти.

Так что бойцы попадают в безвыходное положение. Если им и придется возвращаться домой, то только с оружием и понятно с какими целями.

Василий Малашенков