Новости

Для чего Украина, Грузия и Молдова создали «Ассоциированное трио»?

На фоне подготовки к встрече президентов России и США муссировался вопрос о том, что два лидера в Женеве должны не только обозначить позиции своих государств по двусторонним отношениям, но и обсудить острые темы постсоветского пространства.

На последнем продолжают бурлить страсти не только вокруг украинско-российских отношений: руководство государств-лимитрофов накануне встречи всячески пыталось привлечь к себе внимание хозяина Белого дома различными внешнеполитическими инициативами, «доказывающими» их лояльность и полезность Вашингтону. И в этом свете выделяется недавнее создание «тройственного союза» стран, претендующих на членство в ЕС. Речь идёт об «Ассоциированном трио», как его окрестили премьеры Украины, Грузии и Молдовы.

Долгий путь из ГУУАМа в ГУМ

Идея сколотить из экс-союзных республик бывшего СССР блок, альтернативный интеграционным объединениям, возглавляемым Россией, отнюдь не нова. За шесть лет до издания своей книги «Украина – не Россия» Леонид Кучма начал реализовывать концепцию, вынесенную в её заголовок. Причём явно с чужой подачи, о чём говорят те места, где и родилась «Организация за демократию и экономическое развитие», изначально объединявшее Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию (отсюда и её краткое название ГУАМ): её началу была положена встреча президентов указанных стран, проходившая в рамках саммита Совета Европы. И сразу же по её окончании последовало немедленное признание едва родившегося объединения Советом Европы в качестве «консультативного форума». Спустя два года в ходе юбилейного саммита НАТО в Вашингтоне было объявлено о присоединении к организации Узбекистана, а также продекларирована главная цель ГУУАМ: интеграция в европейские и евроатлантические структуры.

Явно утопическая цель, даже если исходить из формальных географических показателей, поскольку из пяти стран только два члена ГУУАМ находятся в Европе и лишь три имеют отношение к бассейну Атлантического океана, никак не могла скрыть главной направленности вновь созданного сообщества – антироссийской. И уже в 2002 г. Узбекистан объявил о намерении выйти из «Организации за демократию и экономическое развитие». А в 2005 г. осуществил запланированное. Причём невозможность активного участия в союзе «в силу географического положения» было не главным поводом выхода. Главным в Ташкенте назвали «существенное изменение изначально объявленных целей и задач организации», а также «акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооружённых блоков и пересмотре существующих систем безопасности». Именно то, что стало актуально после инициированных США и Европой «цветных» переворотов в Грузии и на Украине.

Недолгий период активизации объединения, связанный с пребыванием у власти в указанных двух странах американских ставленников Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, сменился состоянием полуанабиоза, из которого ГУАМ вышел после нового госпереворота в Киеве. На фоне катастрофического экономического положения страны, вызванного подписанием Украиной соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС и развязанной гражданской войны на востоке Украины, Киев предпринял сеанс некромантии, реанимировав организацию и даже заключив соглашение о ЗСТ в рамках ГУАМ.

Тому, что «Ассоциированное трио» обошлось без Азербайджана при неизменном составе остальных участников, способствовало изменение политики Баку в отношении России после успешного урегулирования ею нового этапа вооружённого конфликта в Нагорном Карабахе. Помимо того, хорошо умеющие держать нос по ветру политики «Ассоциированного трио» быстро среагировали на увенчавшиеся успехом усилия армянского лобби в США и Франции, ныне выражающих недовольство Азербайджаном. Это, пожалуй, и стало причиной тому, что ГУАМ в мае 2021 г. скукожился до ГУМа.

…В калашный ряд

Название «Ассоциированное трио» означает, что его участники представляют собой государства, считающие себя «ассоциированными членами» Евросоюза. Правда, официально в Европе им никто такого статуса не предоставлял. Максимум, что имеют Грузия, Молдавия и Украина, это подписанные соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с ЕС, а также слова еврочиновников о том, что они одобряют стремление этих стран к вступлению в Европейский союз.  Слова же «ассоциированное членство», используемые участниками «трио» для оправдания своего названия, – чистейшей воды самодеятельность. Данный статус выдуман киевскими властями ради того, чтобы запудрить мозги электорату, поскольку подобных соглашений Евросоюз наподписывал уже множество (причём даже с африканскими и южноамериканскими государствами), и ни один из этих документов термина «ассоциированное членство» не содержит.

Но суть даже не в этом. Помимо пафоса, из заявлений украинского министра иностранных дел прямо-таки хлещет самоуверенность. По его мнению, у Евросоюза нет другой альтернативы, кроме приёма стран ГУМ в свой состав: «Ассоциированное трио – это наше сообщение о том, что нет альтернативы европейской интеграции для наших трёх стран-партнёров и нет альтернативы и для Европы, потому что они должны воспринимать наши три страны как серьёзный проект по обеспечению мира и процветания в Европе».

Ничего, кроме иронии, не вызывают и его слова о «трио» как о серьёзном проекте, который обеспечит процветание в Европе. Дело в том, что вошедшие в него страны являются европейскими аутсайдерами по благосостоянию населения. Так ВВП Молдовы в ценах, приведённых к уровню 1990 г., к 2019 г. снизился с 4,8 млрд долларов до 3,9 млрд (падение 18,8%). И даже в абсолютных цифрах ВВП на душу населения при росте с 1 092 долл. до 2 957 долл. (рост произошёл за счёт катастрофического сокращения численности населения) молдаване «конкурируют» с жителями таких стран, как Египет, Вануату и Папуа Новая Гвинея. Грузия, в 2018 г. наконец-то догнав собственный ВВП 1990 г. (в приведённых к этому году ценах), «соперничает» по показателю ВВП на душу населения с Венесуэлой, Косово, Гватемалой, Монголией и Самоа.

Украина же и вовсе прославилась тем, что является абсолютным чемпионом мира по падению ВВП по отношению к 1990 году (-46,6% на 2019 г.) и признана беднейшей страной Европы. Её ближайшие соседи «снизу» по уровню валового внешнего продукта на душу населения – Палестина, Бутан и Филиппины. Но отстаёт она от Боливии, Кабо-Верде и Микронезии.

Деньги давай!

Помимо заявлений министров, среди которых Кулеба выглядит как наименее вменяемый, любопытен итоговый документ встречи «трио», называемый «Меморандумом о взаимопонимании в налаживании усиленного сотрудничества по вопросам европейской интеграции». Страны, сулящие «обеспечить процветания Европе», так и не сумели удержаться, чтобы не повторить слова Ипполита Матвеевича Воробьянинова, выкрикиваемые им на Военно-Грузинской дороге. В разделе «Сфера деятельности» документа участники объединения среди целей создания «трио» указывают: «Способствование мобилизации весомой помощи ЕС на поддержку комплексных реформ «Ассоциированного трио» и обеспечения их доступа к альтернативным фондам и ресурсам, имеющимся в распоряжении ЕС».

Добиваться этого в ГУМе собираются по принципу, предложенному героиней Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке»: «А если не будут брать – отключим газ». Не буквально газ, конечно. Впрочем, читайте сами пункт из раздела «Механизмы сотрудничества»: «Осуществлением совместных дипломатических демаршей в институциях ЕС и странах-членах ЕС по совместно согласованным вопросам». И подходить к этим демаршам будут творчески, путём «развития новых платформ диалога по региональным инициативам с участием государств-членов ЕС, направленных на мобилизацию поддержки европейских стремлений трио».

А с творческим подходом к демаршам у украинских дипломатов всё в порядке: один посол бегает по Италии и срывает афиши, другой грозится объявить Германии войну, если та не продаст Киеву оружие, третий, предшественник Кулебы на министерском посту, перед российским посольством распевает матерные песенки о президенте РФ. Впрочем, и сам Кулеба уже отличился нетрадиционной для дипломата риторикой, объявив, что не допустит никаких договорённостей по Украине во время предстоящей встречи российского и американского президентов. Теперь остается ждать, что подобные «творческие находки» будут исполняться «на троих»?

В общем-то, практическая работа «Ассоциированного трио» уже началась. Вполне ожидаемо – с попрошайничества. По сообщениям «Интерфакса», 1 июня премьер-министры Молдавии, Грузии и Украины, проваливших борьбу с коронавирусом из-за политизации вопроса закупки вакцин, в совместном обращении к председателю Европейской комиссии (ЕК) Урсуле фон дер Ляйен попросили включить страны «Восточного партнёрства» в механизм ЕС по обмену вакцинами от COVID-19. «Альпийское нищенство, святое дело», как выразился товарищ Бендер, словно предвидя появление в начале XXI века объединения стран-аутсайдеров, собирающихся привести Европу к процветанию.

Цена – пять копеек за пучок в базарный день

Усыхание ГУУАМ до ГУМ особого оптимизма не встретило ни у кого. За исключением разве что украинских СМИ, прекрасно усвоивших урок многочисленных закрытий массмедиа «за невосторженный образ мыслей». Даже собственные граждане «Неньки» не сломали тенденцию на сокращение числа «еврооптимистов». Это заметил даже вице-премьер Алексей Резников, ознакомившись с результатами опроса в соцсетях, проводившегося 7 июня и продемонстрировавшего снижение уровня поддержки идеи вступления в Евросоюз на 5% за два года. Что несколько противоречит бодрым заявлениям из меморандума о создании «Ассоциированного трио» о «выборе народом пути евроинтеграции». Европа рутинно отбарабанила ритуальный текст в стиле «хотеть в ЕС не вредно, вредно не хотеть».

Очень резко высказался по поводу ново-старого объединения экс-президент Молдавии Игорь Додон: «Это очень опасный документ. Его нужно отменять, выходить из непонятных блоков. Это наша принципиальная позиция. Понятно, что формируется пояс против России. При чём здесь Молдова во всей этой игре? Понятно, что Украина и Грузия приняли для себя стратегическое решение двигаться в НАТО, а Молдова куда лезет?» По его словам, возглавляемая им Партия социалистов поддерживает ту часть меморандума, в которой говорится об активизации регионального сотрудничества, но выступает против совместных действий в сфере безопасности. А поскольку в меморандуме трёх стран говорится об «усилении сотрудничества в области безопасности и обороны с ЕС с особым акцентом на противодействие гибридным угрозам», ПСРМ будет добиваться выхода Молдавии из этого договора.

Антироссийскую сущность «Альтернативного трио» отметили и в Государственной Думе. Оценив как фактически нулевые шансы на евроинтеграцию Украины и Грузии и возможность её для Молдавии лишь в случае поглощения этой страны Румынией, член комитета Госдумы по международным делам Елена Панина сказала: «На самом деле, это попытка построить ещё одну линию «санитарного кордона» против России на южном фланге постсоветского пространства. Это ещё один пример реализации пресловутой «стратегии Анаконды», стратегии охвата России кольцом враждебных альянсов. Именно этой цели служил ранее блок ГУАМ во времена Саакашвили, и мы имеем дела с перезапуском этого агрессивного проекта… Едва ли объединение трёх стран является инициативой, исходящей от них самих. Скорее, это напоминает отработку геополитических методичек Госдепа, выполнение указаний США».

С Е. Паниной сложно не согласиться. Ведь целая серия новых межгосударственных проектов, направленных откровенно против России спешно была анонсирована именно в тот момент, когда появилась конкретика в повестке встречи Владимира Путина и Джо Байдена, призванной разгрести «завалы», накопившиеся в российско-американских отношениях. В их числе, например, встреча лидеров Польши, Прибалтики и Украины 5 мая, восторженно «окрещённая» польскими журналистами предтечей нового «Варшавского договора – 2», но теперь под эгидой НАТО и даже «началом создания проамериканского пояса в рамках концепции Междуморья».

Что ж, приём надувания щёк накануне судьбоносных переговоров и демонстрации в духе «сколько меня пацанов поддерживает» стар как мир. Да только инициаторам всех этих «Варшавских договоров – 2» и «Ассоциированных трио» давно мало кто верит.

Федор Колосков