Новости

До Томоса будет тихо. Почему на Покрова не начались захваты храмов

Сегодня националисты и православные - каждый по-своему - отметили праздник Покрова Богородицы.

Первые маршировали по Киеву, жгли файеры и обещали "вернуть Украину украинцам". Вторые помолились в Лавре, куда пришло несколько тысяч верующих. 

Свою ноту вставил и Петр Порошенко. Утром на Софийской площади он провел молебен за дарование Томоса. Таким образом день оказался просто переполнен событиями религиозно-исторического масштаба. 

При этом прогнозы относительно попыток штурма Лавры не сбылись. 

 

 

1. Порошенко включил админресурс по Томосу

Молебен о даровании автокефалии президент решил организовать после известий о снятии анафемы с главы УПЦ КП Филарета - и других решений Константинопольской церкви.

На Банковой сочли решения Синода в Стамбуле прологом к созданию поместной православной церкви. И решили отметить это событие.  

Оно началось ближе к 10 часам утра на Софийской площади. И, хотя было официально названо молебном, на деле представляло собой, скорее, политический митинг. Сначала около часа выступали президент и главы двух церквей - Киевского патриархата и УАПЦ. Они говорили о геополитике, истории, отрыве от Российской империи и прочем.  

Одновременно большая часть людей, которые приехали на митинг, совсем не напоминала верующих, прибывших на молитву. Головы женщин в основном не были покрыты платками, что вообще-то предусмотрено православной традицией. 

Впрочем, ожидать от них излишней набожности и не стоило - организацией митинга занималась не церковь, а районные администрации. Журналисты "Страны" сфотографировали десятки автобусов, которые точно в срок подвезли потребное количество верующих на митинг президента.

Админресурс включили на полную, не делая особого секрета даже из распоряжений организовать подвоз людей. Такая тактика лишний раз показала, что вопрос Томоса - это 100% политика, и ничего общего с вопросами собственно религии он не имеет.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Сама же молитва заняла немного времени и была перенесена на конец мероприятия. 

На контрасте с этим проходил молебен на Покрова в Киево-Печерской Лавре, где также собрались тысячи людей. Но не бюджетников по разнарядке райадминистраций, а верующих. Просто можно сравнить два фото.

Вот молебен Порошенко:

Люди на Софийской площади во время молитв стояли в очереди за кофе:

 

 

А вот молебен в Лавре:

 

 

Еще одним маркером искусственности "молитвы за Томос" стало поведение ее участников, которые не знали, что такое собственно сам Томос. И часто сбегали с молебна, заставляя организаторов мероприятия нервничать. 

 

 

2. Ставка на "мирное решение православного вопроса"

Еще один вывод из сегодняшних событий - впервые подчеркнуто мирный характер уличных акций, в которых участвует столь беспокойный контингент, как националисты. 

Во-первых, никто даже не приблизился к Лавре в Киеве. 

Во-вторых, попытка нескольких десятков радикалов отыграться на советских памятниках в Мариинском парке была пресечена полицией. Ничего не испортили и не разбили. 

Правда, под конец дня группа радикалов из С14 отправилась побросать камни в офис "Украинского выбора" Виктора Медведчука, но после пары кричалок быстро ретировались. 

И на Банковой, и у главы МВД Авакова риторика перед событиями 14 октября была одна - никаких захватов церквей и потасовок на тему веры. 

Здесь, конечно, дело не в особом миролюбии украинских властей, которые редко вмешиваются в насилие и хулиганские выходки националистов. Дело, видимо, в том, что после решений Константинополя Петру Порошенко нужно спокойно собрать "кворум" на Архиерейском соборе, который, по задумке президента, должен выбрать главу новой поместной церкви.

Главная проблемя этого собора - явка на него представителей УПЦ МП, самой крупной конфессии. И явка эта отнюдь не ожидается высокой: епископы Украинской православной церкви в массе своей продолжают считать Филарета раскольником. Поэтому Порошенко в сегодняшней речи заявил, что речь может идти о "группе епископов". 

 

 

Но и этой группы может не быть на соборе, если сейчас "спустить собак" на храмы УПЦ. Тогда Томос об автокефалии снова будет некому вручать. Если бы Фанар хотел выдать его одному Филарету - он бы это уже сделал. Но задачей Вселенского патриархата является как можно более широкое объединение разных епархий в одну структуру (больше епархий - больше приходов и денег). И без УПЦ МП этого не будет. 

"Если начнутся беспорядки еще до Томоса, то Варфоломей может испугаться религиозной войны и отложить вопрос как минимум до выборов", - рассказывал "Стране" источник на Банковой

Вторым фактором "сдерживания" являются американцы, которые открыто лоббируют украинскую автокефалию. "Западные партнеры очень просят не давать повода россиянам, которые уже завили о готовности защитить православных", - сказал нам тот же собеседник. 

Только после получения автокефалии у Порошенко появляется формальный повод начинать процесс перераспределения храмов (находящихся в государственной собственности, в частности Лавру) в пользу новой церкви. И уже после этого могут быть и "силовые" варианты - если верующие митрополита Онуфрия откажутся покидать свои святыни. 

Впрочем, пока в АП нет ответа на вопрос, что делать, если прихожане "московской" церкви окажут организованное сопротивление. Верующих в этой конфессии много - летний Крестный ход это показал, да и сегодняшняя молитва в Лавре также в этом плане была очень характерна. 

Поэтому главные усилия сейчас будут сосредоточены на попытках вызвать раскол в УПЦ МП, переманив ее архиереев (в идеале вместе с паствой) на сторону единой поместной церкви.

А для этого властям нужно хотя бы изобразить мирный настрой.