Новости

Донбасские панфиловцы

В последние дни много пишется и говорится — и это абсолютно справедливо! — о донбасских панфиловцах. Тех самых, что сдержали натиск врага во время первых контрнаступательных попыток неонацистов на линии фронта Великая Новосёлка — Угледар. Большая часть из этих героев — бойцы местного подразделения ОБТФ «Каскад», покрывшего себя спецназовскими подвигами ещё во время освобождения Мариуполя и уже год воюющего на данном направлении. Не будем, конечно, умалять и заслуг парней из ТОФ — 155-й и 40-й бригад морпехов-дальневосточников: пацаны тоже красавчики и действуют с донбасскими абсолютно заодно. Как говорится, своевались бок о бок и работают слаженно, отсюда такой эффект. Просто они менее публичные, но кого знаю оттуда — счастье одно, бойцы золотые.

Возвращаясь к «каскадёрам», отмечу, что за время СВО они действительно превратились в особую воинскую касту. По сути, это сводное подразделение — внутренних войск, МГБ, полиции и прокуратуры ДНР. При всём первичном фронтовом скепсисе (мол, где война, а где менты) парни это предубеждение развеяли довольно быстро. Ну и это, конечно, прежде всего заслуга командира Алексея Дикого — главы донецкого МВД и Героя ДНР. Дикий воюет с 2014-го и, как и все из плеяды донбасских командиров первой волны, сам фактически не вылезает с передка. Я впервые услышал о нём от Бати — первого главы республики Александра Захарченко. Это было во время морозного дебальцевского штурма. Батя сам тогда находился безвылазно на передке и, когда группу штурмовиков во главе с Диким зажали в одном из кварталов, бросился вместе со своей «личкой» ему на выручку.

Так я узнал, что в Донбассе министры тоже штурмуют.

Здесь, под Угледаром, я тоже с ним пересекался не раз — он гоняет по передку, не особо выделяясь из общей массы обычных бойцов. Выбираясь из очередного п**дореза, можно запросто на него наткнуться. Российский флаг в той же Павловке он водружал лично. Впрочем, личная смелость, на мой взгляд, хоть и является, конечно, вдохновляющим для подразделения фактором, главная заслуга министра — это коллектив. Молодой, безбашенный и отмороженно-инициативный.

Безбашенный не в примитивном и тупом ракурсе — пойти и умереть. А наоборот: придумать войну так и разыграть противника таким образом, чтобы он сам не понял, как остался в дураках.

И если задуматься, ведь именно это качество фундаментально для победы и для достижения фронтового результата. На голом героизме далеко не навоюешь, и данный конфликт это показал уже не раз.

Во время первой волны украинского контрнаступления «каскадёры» обороняли Новодонецкое. Противник попёр на них несколькими волнами. Сначала бросил на «мясо» сырые и неподготовленные подразделения, чтобы расчехлить нашу артиллерию — вскрыть огневые точки и посмотреть на расход БК. Однако пацаны из ОБТФ «Каскад» не растерялись — и пехотинцы, и артиллеристы, — истерить не стали, но принялись выматывать противника, несмотря на то что тот имел серьёзные и в несколько раз превосходящие по количеству резервы. Фронтовые смекалка и креатив победили. Сейчас пацанов бросили на подмогу на пресловутый Времевский выступ — применять этот опыт и там.

Главное, что нам необходимо понимать про них, про донбасских панфиловцев, — это то, что контрнаступления останавливает и войну выигрывает прежде всего интеллект. Неравнодушный и творческий ум, а не примитивное солдафонство.

Радостно, что к нам наконец приходит это всеобщее (я надеюсь) осознание.

Семён Пегов
Военкор, писатель, автор проекта WarGonzo