Новости

Другой Харьков

Новость о смерти Геннадия Кернеса застала меня вчера утром за перепиской с Машей – моей подругой детства. Маша  удивительный человек. Она – урбанист. Изучает природу городов, которых сама повидала немало, пока колесила с отцом – военным летчиком по всему Советскому Союзу. В 9-м классе переехала в Харьков и живет там до сих пор. В Киеве наездами: по работе и к сыну. В один такой “наезд” я ее и отловила: пригласила на кофе, чтобы расспросить о феномене “первой столицы” и отличиях между Харьковом и Киевом, которые проявились в отношении городов к своим мэрам.

Ни я, ни Маша – не фанаты покойного харьковского градоначальника. Тем не менее она с завидным упорством, несмотря на коронавирусные сложности, добиралась из Германии в Харьков, чтобы проголосовать за него. А теперь сидит в Киеве у младшего сына, нянчит внучку и сходит с ума от столичной дорожной ситуации.

Мы с Машей – “спортивные сестры”, вместе занимались художественной гимнастикой. Ездили на соревнования, делили один ломтик черного шоколада на двоих. К 90%-му шоколаду ее приучил отец-летчик. А она меня. С тех пор другой я не ем. У Маши настоящий спортивный характер. И когда пришло время выбирать профессию, она не рассматривала варианты “девичьего гламура”. Стала промышленным архитектором. Проектировала современные предприятия в Чехии, Польше, Германии, России. В Украине строится очень мало, поэтому ее работа тут почти не востребована.

Хотя моя подруга работает в России и Европе, ее дом и прописка в Харькове. Там она вышла замуж, родила сына и дочь. Сын – айтишник, работает в международной компании и живет в Киеве. Дочь осталась с родителями в Харькове. Она рано вышла замуж, поэтому Маша – молодая бабушка харьковского внука-первоклассника и киевской внучки-ясельницы. На вопрос, где комфортнее жить семье с ребенком, Маша однозначно отвечает: в Харькове. Дальше фрагмент ее монолога как харьковчанки в душе и спеца по части урбанистики.

Разница между Киевом и Харьковом – как между Москвой и Питером. Киев – столичный мегаполис. Он не только притягивает иногородних, которые ищут перспективы, но и переваривает большое количество чиновников, сотрудников госаппарата, которые в значительной своей массе не из коренных киевлян. В США говорят, что нет такой нации, как американцы. Это мультинациональный сплав. Так и  Киев – это город, где мало киевлян.

Харькову повезло больше – он не остался столицей УССР надолго. Иначе с ним бы произошло то же самое – перенасыщение приезжими. Я ничего не имею против этих людей, но очень важно, когда ты воспринимаешь город-миллионник как свой родной. Хотя половину его улиц никогда не посещал, если твоя работа не в такси.  

Киев и Харьков – оба города с быстрым темпом жизни. Но транспортная система Харькова не перегружена, как в Киеве. Здесь нет таких сумасшедших пробок на дорогах, давки в вагонах метро или маршрутках в час пик. И дело тут не в численности населения, а в системе управления транспортными потоками.

Из центра Харькова до спального района и даже аэропорта можно добраться за 30-40 минут. В Киеве я трачу на подобный маршрут больше часа. Потому что система транспорта хаотичная. Как и система застройки.  

Киев – это вообще сплошной хаос, с красивыми парками и элементами модного европейского антуража. Я не буду сравнивать парки Харькова и Киева, колесо обозрения в харьковском парке им. Горького и реконструкцию парка “Наталка” в столице. Хорошо, что над этим поработали, что людям есть куда пойти.

В обоих городах жизнь не ограничивается центром. Спальные районы укомплектованы: большие супермаркеты, торгово-развлекательные центры, рестораны, зоны отдыха и бесплатные спортивные площадки. Но в Киеве, чтобы заехать или выехать утром-вечером из спального района, нужно выстоять большущую очередь. В Харькове это все намного проще и незаметнее.    

Вообще, комфорт в Харькове и дискомфорт в Киеве заключается в мелочах. Знаешь, это как уборка в гостинице. В хорошей – ты ее не замечаешь, а в плохой – видишь все недостатки. Возьмем мусор. Не могу сказать, что Киев – замусоренный неухоженный город. По некоторым пунктам, например по части озеленения, я бы поставила ему четверку с плюсом. Но когда я выхожу из дома своего сына, недешевой новостройки на Печерске, у меня во дворе горы мусора, вывалившегося из трех сиротливых баков. В выходные дни там просто завалы. Их не вывозят.

В Харькове я живу на Холодной горе. Это далеко не самый престижный район. Застройка советская, а местами даже царская. Есть автовокзал и станция метро. Это вносит свои коррективы. Квартира в “хрущевке” осталась от отца, она мне очень дорога, сюда я приезжаю с чувством “домой”. Муж с этим смирился, а дочери с зятем мы купили квартиру в новострое. Так вот, вернусь к мусору: у нас его просто нет. Вывозят не то что ежедневно, а даже два раза в день без всяких выходных. И днем, и вечером.   

Междомовые дороги – больная тема для Киева и уже решенная проблема для Харькова. В столице мы пробираемся во дворы по колдобинам среди плотно припаркованных машин, в Харькове очень неплохие дороги между домами и совершенно шикарные по базовым магистралям. И еще такой момент – уличное освещение. Сейчас и в Киеве с этим стало лучше, но Харьков осветили раньше.    

По водоснабжению – тоже ощутима разница. У Николая (сын, который живет в Киеве, – прим.) в его престижном доме регулярно пропадает горячая вода. Бывает, что ее нет месяцами, и приходится использовать бойлер. В Харькове ни у меня, ни у дочери Тани нет таких проблем. Если вдруг происходит авария или плановый ремонт, все делают очень быстро.  

Историческая застройка Киева, мне кажется, пущена на самотек. Киев – интересный город, его пытаются сделать туристическим, и, пока не было эпидемии, это начало получаться. Харьков в плане его истории сильно недооценен. Я не слышала, чтобы люди приезжали сюда издалека просто побродить по улицам, как в Киеве, а не по делам. Это несправедливо. Потому что в Харькове тоже есть что посмотреть, окунуться в атмосферу, но его не раскручивали как город для туристов, и он остался понятным только для своих.   

Я работала в Чехии, когда Харьков занял первое место в рейтинге комфортности украинских городов. Думаю, это было в 2018 году. А может, и в 2015-м. Допускаю, что несколько лет подряд. Кажется, еще была Винница, когда там мэрствовал Владимир Гройсман. Но это несравнимые масштабы – Харьков и Винница. Если сравнивать корректно, то Винницу надо ставить в один ряд, скажем, с Житомиром, а Харьков с Киевом и Днепром. 

Да, это второй город. Более восточный, но не пророссийский. Более промышленный, но не индустриальный. Все города изменились за последние лет 10-15, но Харьков из миллионников больше всего приблизился к ощущению комфорта. Я много думаю, почему так?

Допускаю, что им правильнее управляли и  больше понимали его интересы в целом. В Киеве столкнулось слишком много политических и финансовых интересов. Каждый тянул одеяло на себя. И отрывал себе кусок.

В Харькове все знали, что есть хозяин и будет стабильность. Кернесу прощали его прошлое ради будущего: ощущения надежности и предсказуемости. В Киеве доминировала политическая конкуренция и постоянные обсуждения, кто у кого и сколько украл.

В Харькове последние 10 лет был монополизм, и все понимали, что можно было украсть больше, но хозяевам это уже не нужно. И еще. Я, наверное, субъективна, но мне кажется, что в последние годы Кернес любил город и свое дело больше, чем себя, а Виталий Кличко все еще любит себя больше, чем Киев. Поэтому Харьков другой... 

Галина Акимова