Новости

«Дружба» врозь: потечет ли нефть из Польши в Белоруссию?

В конце февраля польский оператор нефтепровода «Дружба» PERN сообщил о начале поиска подрядной организации, призванной модернизировать трубопровод для перекачки сырья реверсом в сторону Белоруссии. И хотя официальная цель этого проекта заключается в повышении «гибкости логистической сети компании» и «энергетической безопасности Польши», на деле она является чисто геополитической.

Задействовать «Дружбу» для реверса Польша решила после того, как конфликт Москвы и Минска из-за стоимости российской нефти вошел в острую фазу и привел к резкому падению объемов поставок из РФ в РБ, которые с начала этого года сократились в пять раз. Снижение загрузки белорусских НПЗ и падение доходов от экспорта нефтепродуктов вынудили Минск искать альтернативных поставщиков нефти, в качестве одного из которых и решила выступить Польша. Для этих целей предполагается задействовать один из участков «Дружбы», идущий через ее территорию. По информации PERN, возможность эксплуатации нефтепровода в реверсном режиме имеется только в его северной части, который соединяет портовый Гданьск с Плоцком.

В Белоруссии предложение поляков было встречено с большим энтузиазмом. «Мы вели переговоры с PERN по данному вопросу. И если ранее возможность использовать данное направление оценивалось как 50 на 50, то сейчас есть результат этих переговоров – заявление польского оператора о возможности реверса, – сообщил пресс-секретарь «Белнефтехима» Александр Тищенко. – Для нас это выгодно и интересно, поскольку снижает транспортные расходы при поставках нефти по этому направлению». Использование трубопроводных поставок, по его словам, более выгодно, чем по железной дороге, и наличие возможности реверса повысит интерес зарубежных компаний к поставкам нефти в республику. Саму возможность реверсных поставок он считает признаком «тектонического сдвига на рынке нефти в Европе».

По словам первого заместителя генерального директора, главного инженера ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрея Вериго, модернизация нефтепровода для реверсных поставок нефти из Польши в восточном направлении открывает возможность качать нефть от Гданьска до Мозыря. Гданьский морской порт способен принимать танкеры класса «Балтимакс» осадкой до 15 метров, позволяющей им проходить Датские проливы. Мощность терминала, соединенного с базой под Плоцком, составляет 40 млн тонн нефти в год. В восточном направлении после запуска нефтепровода в реверсном режиме без ущерба для поставок российской нефти в Европу можно будет поставлять до 6 млн тонн нефти в год. Правда, это составляет лишь треть от объема нефти, который был переработан белорусскими предприятиями в 2019 г.

Модернизация «Дружбы» для прокачки нефти в восточном направлении имеет под собой чисто геополитические основания, связанные со стремлением выступающей в качестве сателлита США Польши не допустить более тесной интеграции Белоруссии с Россией. Собственно говоря, ни американцы, ни поляки своих политических мотивов в этом вопросе и не скрывают. Планы по модернизации нефтепровода были озвучены вскоре после состоявшегося 1 февраля визита в Минск госсекретаря США Майкла Помпео, в ходе которого он заявил, что американские компании способны полностью удовлетворить потребности хозяев в нефти с тем, чтобы «помочь Белоруссии создать собственное суверенное государство». Вскоре после этого визита польская правительственная делегация посетила США, где консультировалась о возможностях поставок американской нефти в Белоруссию через польские порты.

С начала этого года Белоруссия начала активно раскручивать тему альтернативных закупок нефти у третьих стран, стремясь оказать тем самым давление на российскую сторону и сделать ее в вопросах цен на нефть более сговорчивой. Так, 21 января А. Лукашенко на заседании правительства заявил, что Минск намерен проанализировать рентабельность производства нефтепродуктов из зарубежной нефти, которые по уверениям Москвы получатся слишком дорогими. «Мы должны на практике посмотреть, во что это выльется, – цитирует его выступление белорусское государственное информагентство БелТА. – А так братья с востока пугают, что это будет очень дорого. Мы также, не посчитав, не попробовав, думаем, что мы не справимся. Поэтому принято решение закупить, будь то азербайджанскую, саудовскую, норвежскую, американскую, – не важно, какую нефть, – по мировым ценам».

Диверсификация поставок, по словам главы Белоруссии, должна привести к тому, что из России его страна будет получать лишь 30-40% необходимых ей объемов нефти. Еще треть планируется получать через Прибалтику и треть – через Украину по нефтепроводу Одесса–Броды, который также будет работать в реверсном режиме. Проблема, однако, заключается в том, что самой Белоруссии, как сообщил председатель «Белнефтехима» Андрей Рыбаков, для обеспечения потребностей внутреннего рынка хватило бы 80-процентной загрузки одного завода. 70% всех вырабатываемых нефтепродуктов Белоруссия поставляет на экспорт. И если нефтепродукты вырабатывать из дорогой импортной нефти, доходы заметно снизятся. По крайней мере, суммарные потери от налогового маневра в России (перенос налогов с экспорта на добычу нефти) за 2019-2024 гг. оцениваются Минском в 10,5 млрд долл.

Поскольку же стоимость нефти для республики после завершения налогового маневра сравняется с мировой, белорусские власти и делают упор на том, что закупать ее в таком случае можно будет где угодно – хоть в тех же США. С этой целью Минск форсирует попытки выстраивания инфраструктуры, которая сделала бы возможной альтернативные поставки. Так, 3 марта А. Лукашенко поручил правительству ускорить строительство инфраструктуры на нефтепроводе «Дружба», позволяющей поставлять нефть из портов Прибалтики. Для этого, по его словам, необходимо построить «пару перемычек» стоимостью 100-120 млн долл., соорудить которые необходимо за полтора-два года. В вопросах финансирования этих работ Минск рассчитывает на помощь со стороны США. На Мюнхенской конференции по безопасности, как отметил А. Лукашенко, было решено выделить 1 млрд долл. на строительство объектов логистики, что позволяет Белоруссии рассчитывать на «совсем дешевые кредиты».

Между тем в российской «Транснефти» реверсные поставки нефти через Польшу считают нереальными. В конце декабря президент компании Николай Токарев заявил, что высказывания А. Лукашенко по поводу планов начать реверсные поставки американской нефти, скорее всего, носят политический характер, поскольку не базируются на серьезной экономической проработке. Предварительный анализ, по словам Н. Токарева, говорит, что многие из предложений белорусского президента очень труднореализуемы и предусматривают поставки нефти по мировым ценам.

5 февраля глава «Транснефти» вновь заявил, что считает реверсные поставки нефти Белоруссией по веткам трубопровода «Дружба» технологически невозможными. По его мнению, даже теоретически осуществить этот проект нельзя, поскольку, с одной стороны, в экспорт нефти по «Дружбе» вовлечено слишком много сторон, а с другой – чтобы реализовать это по технологии, надо будет ставить другие насосы.

Поиски Минском альтернативных поставщиков нефти между тем особого результата пока не дают. В январе «Белнефтехим» закупил 86 тыс. тонн нефти в Норвегии, стоимость которой оказалась более чем на 100 долл. выше российской. А в феврале концерн приобрел 160 тыс. тонн нефти в Азербайджане, который будет доставлять ее через турецкий порт Джейхан и черноморские проливы в Одессу. Оттуда по нефтепроводу Одесса–Броды черное золото попадет в Белоруссию. На стоимости нефти такая сложная логистика вряд ли отразится в лучшую сторону. Только с экспортной пошлиной, как сообщил 2 марта вице-министр торговли РК Кайрат Торебаев, готов поставлять Белоруссии нефть и Казахстан. К тому же Нур-Султану еще необходимо заручиться согласием Москвы на ее транспортировку по системе «Транснефти».

Перспективы перехода Белоруссии на переработку зарубежной нефти в такой ситуации выглядят весьма эфемерными. Даже если технически реверс сырья через Польшу будет осуществлен, проблему ее стоимости это никак не решит. Доставлять нефть по мировым ценам через Украину и Прибалтику можно и сегодня. Однако ее стоимость оказывается такой, что большого желания наращивать поставки Минск явно не испытывает. А дотировать белорусскую экономику за счет продажи нефти по ценам ниже мировых никакая из третьих стран, находясь в здравом уме, не будет.

Александр Шустов