Новости

Дружеская встреча Путина и Эрдогана заставляет Запад строить догадки

Вопреки распространенным на Западе предположениям встреча Путина и Эрдогана показала, что отношения двух лидеров не испортились, пишет The New York Times (США). Все дело в том, что от двустороннего сотрудничества Москва и Анкара выигрывают больше, чем теряют.

Пол Сонн

В понедельник исчезли все предположения о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отказывается от дружественных отношений с Кремлем.

Всего два месяца тому назад многие на Западе считали, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган постепенно отходит от чрезмерно тесных, как им казалось, взаимоотношений с российским президентом Владимиром Путиным.

Эрдоган провел теплую встречу с президентом Байденом. Турция разрешила группе прославленных украинских командиров, находившихся на ее территории после обмена пленными, вернуться на поле боя, разозлив Россию. А еще Эрдоган перестал сопротивляться и позволил Швеции вступить в НАТО, поддержав тем самым усилия альянса по изоляции России.

Но в понедельник никаких признаков серьезных изменений в поведении Эрдогана, который балансирует между Западом и Москвой, заметно не было. Он стоял рядом с Путиным в российском курортном городе Сочи и говорил о дальнейшем расширении партнерства между двумя странами. Президенты сказали, что будут наращивать торговлю и сотрудничать в сфере энергетики, несмотря на то, что союзники Эрдогана по НАТО пытаются нанести урон российской экономике и ограничить ей доступ к мировым рынкам энергоресурсов.

Они также обсудили более актуальную геополитическую тему – возобновление соглашения, позволяющего Украине экспортировать зерно через Черное море. Правда, никаких сообщений о конкретных успехах на этом направлении не было.

Совместное появление двух лидеров на публике наглядно показало, что их отношения не испорчены и скорее всего будут развиваться, в основном в силу того, что обе стороны больше выигрывают от двустороннего партнерства, чем теряют.

Запад подвергает Россию остракизму, и в этих условиях Турция является для нее жизненно важным партнером, который отказывается присоединиться к санкциям и продолжает поставлять ей остро необходимые товары. Анкара никак не может преодолеть экономический кризис, и Москва оказалась для нее благодатным экспортным рынком. Россия помогла укрепить финансовое положение Турции, отсрочив оплату газа и разместив депозиты в центробанке страны.

"Что касается Эрдогана, то он, на мой взгляд, живет в лучшем из двух миров", – сказал профессор международных отношений Ахмет Касим Хан (Ahmet Kasim Han), работающий в Стамбуле в Бейкозском университете.

Турецкому лидеру удалось предпринять шаги, понравившиеся союзникам по НАТО. Он дал согласие на вступление Швеции в альянс и встретился с Байденом, не подвергая опасности те многочисленные преимущества, которые он получает от близких отношений с Путиным.

По словам Хана, Путину тоже выгоден открытый канал общения с лидером страны-члена НАТО. Это дает ему опосредованную возможность сообщать альянсу свою точку зрения по различным вопросам, и это порой вызывает у других участников объединения недовольство.

"Находись я в Кремле, я бы определенно хотел, чтобы в альянсе был такой член, который иногда ставит палки в колеса и тормозит решение вопросов, тактически значимых для остальных союзников, – сказал Хан. – Хорошо, когда среди твоих противников есть такой создающий неудобства человек".

Когда Россия полтора года назад начала военную операцию на Украине, расшифровка отношений между Путиным и Эрдоганом стала непосильной задачей для западных политиков, которые пытаются разобраться со сложными дипломатическими вопросами, связанными с боевыми действиями.

Для Запада Путин в этом конфликте главный злодей. Поэтому Соединенные Штаты и другие члены НАТО пытаются опутать его военную машину санкциями.

Эрдоган же занял более сложную позицию. Он осуждает Россию за военные действия на Украине и предоставляет Киеву помощь. В то же время он расширяет экономические связи Анкары с Москвой, а Путина называет своим другом.

Благодаря такому подходу Эрдоган получил уникальную дипломатическую роль. Это позволило Турции организовывать обмены пленными и выступить в качестве посредника в зерновой сделке, которая, по словам Эрдогана и других руководителей, облегчила поставки продовольствия в бедные страны. Но он отказывается сторониться Путина, и это вызывает недовольство у союзников по НАТО. А некоторые политики тайком задают вопрос, на чьей он стороне.

Этим летом появились признаки того, что Эрдоган хочет улучшить отношения с союзниками по НАТО. Во время встречи с Байденом турецкий президент говорил о "новом процессе" в отношениях с США. Эрдоган принял в Турции украинского президента Владимира Зеленского и сказал, что Киев "несомненно заслуживает членства в НАТО". Такая позиция абсолютна неприемлема для Москвы.

Но в понедельник стало ясно, насколько близки сегодня Россия и Турция.

Путин отметил, как активно в последние годы развивается торговля между двумя странами. Он упомянул, что Турция стала популярным местом отдыха для российских туристов, которым сегодня сложно путешествовать по Европе. По словам Путина, в прошлом году Турцию посетило около пяти миллионов россиян.

Две страны все активнее сотрудничают в сфере энергетики, а в будущем планируют сделать еще больше. Прошлой зимой Москва дала Эрдогану возможность задержать оплату российского газа и разрешила правительству Турции произвести некоторые выплаты не в долларах. Это снизило нагрузку на валютные резервы страны.

Эрдоган, со своей стороны, с гордостью рассказал об атомной электростанции, которую Россия строит в Турции недалеко от средиземноморского побережья, и выразил заинтересованность в возведении второй АЭС.

Директор евразийской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев сказал, что лидеры наверняка обсуждали и другие вопросы.

В состав делегаций обеих стран вошли главы центробанков, а это говорит о том, что они намерены совершать больше торговых операций в национальных валютах, отметил Габуев. На переговорах присутствовал директор российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, а это значит, что в Сочи наверняка обсуждались и военные вопросы.

"Есть подводная часть айсберга, о которой нам неизвестно", – сказал Габуев.

Несмотря на все разговоры о расширении сотрудничества, Путину и Эрдогану не удалось возобновить черноморскую зерновую сделку, заключенную в прошлом году при посредничестве Турции и ООН. Россия в июле вышла из этого соглашения, заявив, что не получает от него тех выгод, на которые рассчитывала.

Путин в понедельник сказал, что Москва возобновит сделку, как только будут выполнены ее требования.

После выхода из зерновой сделки Россия часто наносит удары по украинским портам и зернохранилищам. Украинские власти заявили, что в понедельник российские беспилотники вновь атаковали склады и прочие объекты на украинском берегу Дуная в Одесской области (представленная информация требует подтверждения Минобороны РФ).

Ранее Москва и Анкара обсуждали вопрос о создании газового хаба в Турции. Эта идея понравилась Эрдогану, поскольку такой хаб улучшит слабые позиции страны на мировых энергетических рынках, а Россия получит возможность продавать свой газ клиентам, которые отказываются покупать его напрямую.

Путин в понедельник заявил, что российский государственный энергетический гигант "Газпром" передал турецкому партнеру компании BOTAS "дорожную карту" по реализации этого проекта.

Но эксперты из сферы энергетики усомнились в жизнеспособности путинского предложения. По их словам, Евросоюз вряд ли одобрит новые российские газовые маршруты и согласится с увеличением поставок в Европу.

Европа приложила немало усилий для снижения своей зависимости от газового импорта из России и нашла альтернативные источники, такие как сжиженный природный газ из США, Катара и других стран.

Авторы статьи: Бен Хаббард (Ben Hubbard), Пол Сонн (Paul Sonne)

источник

 

==========================   

Поддержать сайт:

2204 1201 0780 6149

Спасибо всем за поддержку 

==========================