Новости

Экс-министр экономики назвал три главных минуса Гонтаревой на посту главы НБУ

Глава Нацбанка Валерия Гонтарева выбрала подходящий момент для "красивого" ухода - после транша МВФ, при сниженных темпах инфляции и относительно стабильном курсе. Об этом в комментарии "Вестям" сказал экс-министр экономики Виктор Суслов.

Вследствие политики НБУ в кредитно-финансовой системе назревает отложенный кризис, - говорит он, выделяя три причины возможного кризиса:

Банки оказались в кризисе вместе со всей экономической системой Украины

Во-первых, Нацбанк времен Гонтаревой подошел к функциям регулятора с формальным отношением: от банков требовали выполнения четких нормативов, инструкций, законов, а находя малейшее основание для предъявления претензий - аннулировали лицензию.

"Регулятор мог работать по-другому, оценивая общую ситуацию в экономике, уровень кризиса и понимая, у банков возникли проблемы не из-за того, что они стремились украсть деньги клиентов (хотя отдельные такие явления были), - считает Суслов. - Банки оказались в кризисе вместе со всей экономической системой Украины, особенно ухудшившейся после Майдана из-за конфликта с Россией и войной на Донбассе. А также из-за того, что огромное количество предприятий потеряли рынки сбыта, что привело к сокращению поступлений валюты в страну. Все это отразилось на возвратности кредитов. Из-за безвозвратных кредитов начали падать и другие показатели банков".

Нацбанк не сделал ничего, чтобы вернуть кредиты для реального сектора

Во-вторых, Нацбанк выбрал линию, которая привела к сокращению реального сектора экономики. По его словам, НБУ поощрял действия, когда банки отказывали кредитовать экономику - финучреждения не хотели рисковать в тот момент, когда НБУ так пристально следит за выполнением нормативов.

"Банки отказывались кредитовать реальный сектор, а Нацбанк спокойно наблюдал и не сделал ничего, чтобы вернуть кредиты для реального сектора. Общий объем кредитных вложений в экономику в настоящее время - не больше трети от уровня 2013 года. Это катастрофа для экономики и главный минус в действиях Гонтаревой", - считает экс-министр.

Нацбанк стал основным кредитором Кабмина

В-третьих, НБУ способствовал закачиванию ресурсов банковской системы в кредитование правительства. При Гонтаревой значительно выросла покупка коммерческими банками ценных бумаг правительства. Только за январь-март 2017 года банки скупили облигаций госзайма на 29,5 млрд гривен, а в целом долговые обязательства Кабмина перед коммерческими структурами достигли 285 млрд грн. (и 383 млрд грн. вместе с обязательствами перед НБУ).

Получается, что Нацбанк стал основным кредитором Кабмина, а банки одолжили Кабмину 2/3 от всего объема кредитования экономики.

"Такой механизм поиска финансирования не ведет к формированию никакой добавленной стоимости, это кредитование потребления в чистом виде. При этом кредиты очень сложно обслуживать - ставки выплат по облигациям высокие, суммы выплат громадные. Уже сейчас ставится вопрос о реструктуризации долгов, а впереди у правительства тяжелый бюджетный кризис, - говорит Суслов. - Невыплата долгов Кабмина грозит ликвидацией банковской системы. Есть отдельные мнения, что Гонтарева именно этого и добивалась, зачищая банковское поле под иностранные банки".

В понедельник, 10 апреля, глава Нацбанка Валерия Гонтарева подалапрезиденту Петру Порошенко заявление об отставке по собственному желанию с 10 мая.

"Я подала президенту Украины официальное заявление об отставке по собственному желанию с 10 мая этого года, и поэтому уведомляю вас за месяц… Конечно, если Рада проголосует за мое решение раньше этого времени, то я уйду с этой должности раньше", - сказала Гонтарева на пресс-конференции в Киеве, выразив надежду, что президент примет ее отставку в ближайшее время.

Анастасия Рябоконь