Новости

Эпоха больших пушек

105 лет назад, 25 февраля 1916 года, вскоре после начала Верденского побоища, немцы захватили французский форт Дуамон — самый крупный и хорошо защищенный из 22 фортов, окружавших крепость Верден.

Дуамон строился долго — с 1885 по 1913 год. По расчетам его создателей он должен был выдержать огонь осадной артиллерии любых калибров.

Однако впервые примененные германской армией в 1914 году 420-миллиметровые осадные мортиры «Гамма» и «Большая Берта» легко сокрушили бельгийские форты Льежа и Антверпена, имевшие аналогичный Дуамону уровень защиты. Их огромные снаряды, весившие почти тонну, протыкали как глину трехметровый железобетон.

На этом снимке — французский солдат позирует возле одного из таких снарядов, у которого не сработал взрыватель:

Шокированный эффективностью нового германского оружия французский главнокомандующий генерал Жоффр поспешно решил, что крепости стали бесполезными. По его приказу в 1915 году верденские форты были частично разоружены, их гарнизоны — ослаблены, а кадровые военные заменены резервистами. В результате, когда немцы 24 февраля, подтянув главный калибр, начали обстрел Дуамона, там вместо 250 положенных по штату было всего 56 солдат и ни одного офицера. Гарнизоном командовал сержант по фамилии Шено.

Не выдержав разрывов тяжелых снарядов, от которых подпрыгивала земля и лопались барабанные перепонки, французы вскоре покинули наземные сооружения, в том числе обзорные бронекупола, укрывшись в глубокой подземной галерее. За окрестностями форта никто не наблюдал. Благодаря этому следующим утром группа солдат из 24-го Бранденбургского полка в количестве всего 10 человек под командованием саперного капрала Кунце смогла беспрепятственно преодолеть ров, взобраться на вал и проникнуть на территорию форта.

К своему удивлению немцы обнаружили, что все угловые капониры и двухэтажный центральный каземат — пусты. И хотя задачей группы была только разведка, Кунце решил проявить инициативу. Через амбразуру он пролез в каземат и открыл запертую изнутри бронированную дверь. Но его камрады отказались заходить внутрь, опасаясь засады. Тогда отчаянный капрал отправился исследовать форт в одиночку.

Он долго бродил по темным тоннелям, лестницам и коридорам, прежде чем нашел помещение с прочной железной дверью, за которой прятались французы. Ему удалось заблокировать дверь и гарнизон оказался в ловушке. После этого лихому капралу оставалось только доложить о том, что он в одиночку захватил один из мощнейших фортов Европы.

Посеченный осколками наблюдательный бронекупол. На заднем плане — руины центрального каземата. Обратите внимание, что над ним развеваются флаги Германии, Франции и Евросоюза.

Понимая значение Дуамона в системе обороны Вердена, немцы оперативно установили там свои орудия и нарастили гарнизон до 1000 человек, благо места хватало — казармы форта строились с большим запасом. В конце мая французы, сконцентрировав три дивизии, попытались отбить форт, но эта попытка закончилась полным провалом. Хотя многим солдатам удалось под градом пуль и снарядов преодолеть проволочные заграждения, форсировать ров и занять внутренний двор, проникнуть внутрь каземата они не смогли.

Пулеметы прижали их к земле, заставив прятаться в воронках. А немцы, надежно прикрытые броней и бетоном, вызвали минометный огонь на себя. Французам укрываться от мин было негде и через несколько часов им пришлось отступить. Потери исчислялись тысячами. В общем, повторилась та же история, что и при неудачном штурме Перемышля русской армией 22 сентября 1914 года.

После этого французы несколько месяцев долбили форт артиллерией, выпустив около миллиона (!) снарядов и превратив его в подобие лунного ландшафта. Однако укрепление было построено на совесть — стены и перекрытия держали даже 240-миллиметровый калибр. И только когда по Дуамону начали бить гигантские 320-миллиметровые и 400-миллиметровые железнодорожные орудия, разрушительная мощь которых почти не уступала «Большой Берте», немцы решили покинуть форт, точнее, то, что от него осталось. 4 октября разрушенный почти до основания Дуамон вновь заняла французская армия.

На фото в заголовке — французские 320-миллиметровые орудия на рельсовом ходу.

А вот немецкое тяжелое осадное орудие M-Gerät, оно же «Большая Берта»:

Выглядит не слишком впечатляюще, не правда ли? Однако на территорию форта Дуамон упало всего около 15 снарядов этого орудия — и этого оказалось достаточно для полной деморализации французского гарнизона.


Выдвижная бронетурель для 155-миллиметрового орудия. Обстрелы ее не повредили.

topru