Новости

Эстонские националисты вышли на тропу войны с украинцами

Министр внутренних дел Эстонии Март Хельме призвал к отмене безвизового режима Украины с ЕС. Лидер ультраправой партии EKRE заявил, что МВД уже работает над тем, чтобы не пускать украинцев без визы в Эстонию. Ситуация, когда Эстония делила с Литвой и Латвией звание главных «адвокатов» Украины в Европе, в одночасье сменяется банальной ксенофобией: ненавистью эстонских националистов к «понаехавшим» инородцам — трудовым мигрантам с Украины.

«Это "троянский конь" России, потому что те, кто приезжает сюда, — не столько украинцы, сколько русские с востока Украины, обрусевшие украинцы или просто гомосоветикусы», — заявил глава эстонского МВД, объясняя свою инициативу лишить права свободного въезда в Эстонию мигрантов с Украины.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Министерство внутренних дел уже готовит соответствующую законодательную инициативу к осенней сессии эстонского парламента Рийгикогу.

Кроме того, Март Хельме и его однопартийцы по Консервативной народной партии (EKRE) будут добиваться отмены «безвиза» для граждан Украины на всей территории Евросоюза.

Упоминание русских и «гомосоветикусов» в данном случае нужно, чтобы снизить шоковый эффект от кульбита, который проделала эстонская внешняя политика в отношении Украины. До последнего времени Эстония вместе с Латвией и Литвой были самыми последовательными и верными союзниками Незалежной в Европе.

Таллин выступал за принятие Украины в НАТО и Евросоюз, требовал продления санкций против России до тех пор, пока та не «уберется» с Украины. Президента Эстонии Керсти Кальюлайд критиковали за поездку к Владимиру Путину: как можно встречаться с человеком, который «творит такое на Украине»? Кальюлайд в ответ оправдывалась, что визит в Кремль для нее — это возможность обозначить Путину позицию Эстонии по Украине и продемонстрировать неколебимую поддержку своих киевских союзников.

Наконец, поддержка Таллина была не только символической. В 2014 году информационное пространство Эстонии не единожды сотрясали скандалы из-за того, что бойцы неонацистских добровольческих батальонов после участия в боях в Донбассе летят в Эстонию и проходят лечение в бюджетных поликлиниках Таллина за счет Эстонского государства.

А теперь вот новый поворот: глава МВД обещает лоббировать отмену «безвиза» и не пускать в Эстонию заробитчан. Нужен какой-то амортизатор, чтобы смена политики не была слишком резкой. И Март Хельме прибегает к испытанному приему: старому доброму антисоветизму и русофобии. Мол, приезжают-то под видом украинцев русские да «совки».

 

 

Однако маскировка лидера EKRE не работает.

По риторике эстонских ультраправых видно, что украинцев они ненавидят не за русский язык, а за то, что они не эстонцы, однако находятся на территории Эстонии.

В отношении заробитчан звучит стандартная антимигрантская риторика: «понаехали тут» и «едут в Эстонию, как будто она резиновая». Украинцы теснят коренных жителей на рынке низкооплачиваемого труда. Они лишают эстонцев рабочих мест. Они создают давление на социальную инфраструктуру. Из-за них очереди к врачу и не хватает мест в школах.

Об этом говорят не только Март Хельме и партия EKRE. Украинцы в Эстонии — «топовая» тема эстонских СМИ в последние дни. Гастарбайтерам из Незалежной посвящают ток-шоу, о них пишут газеты и интернет-порталы, высказываются политики первого эшелона.

Традиционно существует либеральная точка зрения, носители которой демонстрируют открытость миру и готовы с распростертыми объятиями встречать любых иммигрантов, и национал-консерваторы, угрюмо твердящие, что Эстония — для эстонцев.

Последние в работе на свой ядерный электорат уже дошли до отказа от проукраинской внешней политики Эстонии.

Деление украинцев на хороших и плохих — русскоязычных и украиномовных, западенцев и схидняков и так далее — это попытка оправдаться перед самими собой. Требовали-требовали от Евросоюза поддерживать украинцев, а теперь будем требовать от него же отменить им «безвиз».

Остается утешать себя тем, что это «неправильные украинцы». Правильные сидят себе подо Львовом и строят украинскую нацию, а в Эстонию приезжают всякие «ватники» из Харькова с Запорожьем, из-за которых простому эстонскому парню даже сварщиком не устроиться.

Всем понятно, что такие оправдания гроша ломаного не стоят. Если Эстония добьется отмены «безвиза», то безвизовый въезд в ЕС запретят всем гражданам Украины, а не одним только «ватникам». А «понаедь» в Эстонию вместо русскоязычных с Восточной Украины потомки бандеровцев с Западной, националисты и тут нашли бы, за что их «чморить».

 

 

Не за русский язык, так за украинский. Какая разница? Что один, что другой — не эстонский.

Все страны Прибалтики нетерпимы к инородцам на своей земле, поэтому украинским заробитчанам не стоило ждать от своих самых последовательных европейских союзников по борьбе с ветряными мельницами «русской угрозы» гостеприимства.

В изменении отношения к украинцам нет ничего странного, потому что нет ничего нового. В советские годы тысячи людей из Украинской ССР ехали на большие стройки в Латвию и Эстонию, чтобы превращать в индустриальные центры Ригу и Таллин. После распада СССР все они были поражены в правах и стали негражданами.

Для эстонских националистов в начале 1990-х годов не было никакого различия между славянами. Русские, украинцы, белорусы — все они были «вене тибла», «быдло» и «оккупанты». Иллюзии, что к украинской иммиграции, бежавшей из страны после всех достижений «революции гидности», отношение будет принципиально иным, развеялись очень быстро.

Даже слишком быстро. Аналитический портал RuBaltic.Ru прогнозировал, что у украинцев в Прибалтике будут проблемы с местными национально озабоченными кадрами, но не предполагал, что так скоро. Украинских гастарбайтеров в Эстонии сейчас несколько тысяч человек: некритично даже для такой небольшой 1,3-миллионной республики.

Тем не менее местные борцы за «Эстонию эстонцев» уже начинают разыгрывать «украинскую карту» и вопреки всей внешней политике страны обещают закрыть заробитчанам «безвиз».

То ли еще будет при таких-то темпах.

 

Загрузка...

 

Александр Носович