Новости

Европейцы готовят Белоруссии судьбу Украины

С момента прошедших 9 августа 2020 года президентских выборов в Белоруссии прошло более 9 месяцев. За это время в стране изменилось многое, но неизменным осталось одно – власть по-прежнему находится в руках не признанного на Западе Александра Лукашенко. Ни многотысячные акции протеста, ни давление со стороны ЕС и США, ни западные санкции, ни сохраняющаяся внутри страны напряжённость так и не смогли пошатнуть положение белорусского лидера. Более того, как показали последние события, власть Лукашенко только усилилась: в стране вводятся чрезвычайные меры, а значительная часть оппозиции, если не успела бежать из страны, то затаилась до лучших времён.

Несмотря на явное поражение революции в Белоруссии, страны Запада все ещё не отказываются от своих планов по смене власти в республике. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления европейских политиков и общая направленность действий некоторых стран ЕС в отношении официального Минска. При этом ряд западных инициатив всё больше стало вызывать недоумение даже у противников Лукашенко, которые продолжают ждать конкретных шагов от Брюсселя или Вашингтона. В частности, речь идёт не только о политике санкций, которые из-за её неопределенности и слабости сегодня не критикует только ленивый, но и о плане поддержки республики в случае смены руководства страны на «демократически избранных лидеров».

Известно, что сама по себе идея экономической поддержки так называемой демократической Белоруссии после Лукашенко появилась еще несколько месяцев назад. В сентябре прошлого года с инициативой разработать «план Маршалла для Белоруссии» выступили Польша, Литва и Румыния. Тогда их лидеры призвали ЕС обсудить пакет мер помощи «демократической Белоруссии, стремящейся к политической, экономической и социальной трансформации». Предполагалось, что в него войдут вопросы упрощения торговли с ЕС, помощь в переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию, безвизовый режим для белорусов, диверсификация экономики и энергетического сектора страны, финансирование реструктуризации экономики, вовлечение международных финансовых структур в процесс экономических реформ и привлечение инвестиций. При этом в Варшаве даже не скрывали того, что заинтересованы получить свои выгоды от происходящего. В частности, заместитель министра иностранных дел Польши Марцин Пшидач, говоря об энергетической безопасности, отмечал, что «мы готовы разговаривать с Белоруссией о поставках нефти и газа из других стран, о диверсификации».

Кроме того, предполагалось создать некий фонд стабилизации республики, но только с условием того, что Лукашенко покинет свой пост, а в стране пройдут новые выборы. В конечном счёте в начале октября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий представил на саммите Евросоюза «Экономический план для демократической Белоруссии», по которому среди всего   вышеобозначенного предлагалось предоставить республике после проведения новых выборов помощь в размере 1 млрд евро. И это при том, что уже тогда в Брюсселе звучали слова, что средств должно быть выделено не меньше того, что на тот момент предоставляла Минску Москва (разговор шел о кредите в $1,5 млрд на реструктуризацию долга перед Россией). Примечательно, что, несмотря на столь мизерную сумму, тогда такое предложение Польши было воспринято белорусской оппозицией с воодушевлением, а член Координационного совета оппозиции Павел Латушко назвал данный план «действительно важным сигналом».

В феврале верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель и еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и расширения Оливер Вaрхеи снова заявили, что Евросоюз готов предложить Белоруссии «всеобъемлющий план экономической поддержки». Однако вплоть до мая никакой конкретики из Брюсселя не было. Это вызвало определённую волну возмущения у белорусской оппозиции, рассчитывавшей за счёт данного плана привлечь на свою сторону сомневающихся белорусов. По замыслу экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы Тихановской и её штаба, официальное заявление ЕС о помощи республике после ухода Лукашенко должно заставить белорусов поверить в то, что Брюссель не бросит их на произвол судьбы, а страна начнет свой путь в дружную европейскую семью. Однако, как показали дальнейшие события, европейская решительность так осталась на уровне заявлений и ждать реальной помощи от ЕС белорусской оппозиции, по всей видимости, не стоит.

В середине мая ЕС представил Светлане Тихановской рабочий проект «всеобъемлющего плана по Белоруссии». Предполагается финансовая макропомощь для республики и поддержка политических и экономических реформ с участием МВФ, Всемирного банка, ЕБРР в переходный период и после новых свободных выборов. Никаких более серьёзных действий документ в себе не содержит. Но, несмотря на это, план был поддержан белорусской оппозицией, хотя заявленные ранее суммы и взывают у многих недоумение. Особенно если помнить, сколько ЕС обещал дать на демократию Украине.

В частности, по подсчётам Брюсселя, Киев с 2014 года получил 16,5 млрд. евро. Правда, помощь оказывалась в основном в виде грантов и займов и предназначалась для поддержки проводимых на Украине структурных реформ и никоим образом не улучшила жизнь простых украинцев. Однако в данном случае следует обратить внимание на суммы, которые ЕС был готов вливать в Украину и сравнить их с тем, что европейцы формально готовы дать белорусам за отказ от интеграции с Россией, свержение Лукашенко и формирование в стране «демократического общества» по европейскому образцу. Данных средств явно недостаточно не только на проведение реформ и поддержку экономики, но и на убеждение противников Лукашенко в необходимости продолжения революции. Это очевидно не только для белорусской оппозиции, но и для самих европейских стран, в том числе и Польши, которая, как никто другой в ЕС, стремится к смене власти в соседней с ней стране.

Так, симпатизирующее правящей польской партии «Право и справедливость» издание Rzeczpospolita в середине мая разразилась гневной статьей о том, что предлагаемая помощь белорусской оппозиции крайне мала, а сам план «не содержит никакой конкретики». По мнению издания, Брюсселю следовало бы обратить внимание на польский вариант, который был подготовлен ещё в октябре прошлого года, где, как указывалось выше, был предусмотрен ряд дополнительных действий в отношении Белоруссии. «В настоящий момент речь идет максимум о трех миллиардах евро в форме безвозмездных субсидий, остальные средства могут поступить в виде кредитов, которые потом будет отдавать уже реформированная страна», – отметили в Rzeczpospolitа с намёком на то, что этих денег явно недостаточно для того, чтобы Белоруссия отказалась от интеграции с Россией. При этом статья критикует действия Брюсселя, где сегодня не готовы идти на более решительные меры в отношении режима Александра Лукашенко из-за страха окончательно поссориться с Россией.

В то же время подобные настроения в Польше нельзя связывать только с вопросом дальнейшего сотрудничества с Россией. В Варшаве серьёзно озабочены постепенной потерей своего влияния на белорусское общество. Власти Белоруссии развернули настоящую войну со своими противниками, фактически разрушив сеть польского влияния в стране, в том числе перекрыв Польше каналы финансирования. В этих условиях предоставление гипотетической финансовой помощи «после ухода Лукашенко» никоим образом не будет способствовать  сохранению доминирующей позиции Варшавы по белорусскому вопросу в рамках ЕС. По сути, в случае принятия Брюсселем собственного плана, польская сторона может оказаться за бортом принятия глобальных решений по Белоруссии, а значит, не сможет в полной мере реализовать в соседней республике собственные планы. Это хорошо видно на примере Украины, где после майдана главную роль во внешнем управлении страной получили США, а ЕС и вместе с ним и Польша фактически оказались в статусе второстепенных игроков, которые подбирают крохи за своим заокеанским партнёром. Потерять свое влияние ещё и по белорусскому вопросу в Варшаве, конечно, не хотят, а потому и критикуют нынешние действия Брюсселя.

В конечном счете вся нынешняя возня вокруг некой помощи «новой демократической Белоруссии» сводится к одному – каждый из мировых и региональных игроков стремится закрепить за собой место в процессе раздела будущего влияния в республике. При этом белорусская оппозиция готова отдаться любому, кто предложит достаточное количество денег, что косвенно подтверждает и позиция её лидеров. Советник Тихановской по международным вопросам Франак Вячорка и вовсе заявил, что «поиск финансовой поддержки будущей свободной Белоруссии является для нас приоритетом». Ни демократия, ни свободный рынок, ничто иное – только деньги, которыми местные противники Лукашенко рассчитывают управлять. Что из этого может получиться, прекрасно свидетельствует Украина, где под ежедневые в течение последних лет обещания США и ЕС идёт открытое разграбление и погружение страны в хаос.

Антон Полянич