Новости

Фактор нестабильности. Украинские ветераны еще покажут себя

Роль ветеранов в нынешнем украинском обществе трудно переоценить. С одной стороны, именно они являются носителями русофобии. С другой стороны, они составляют определённую угрозу нынешней власти.

Сейчас вероятность значительных успехов российской армии в украинском обществе серьёзно не воспринимается, поэтому политическая жизнь возвращается в обычное состояние борьбы оппозиции против власти.

Ветераны же — существенный ресурс в этой борьбе.

17 августа Социологическая группа «Рейтинг» опубликовала результаты исследования, проведённого 6-7 августа по заказу «Украинского ветеранского фонда» Министерства по делам ветеранов. По телефону опросили 1000 респондентов.

По данным исследования, среди родных и близких опрошенных 44% принимали участие в боевых действиях в Донбассе в 2014—2021 годах.

Реальное количество, разумеется, значительном меньшее — по официальным данным минветеранов до 24 февраля было зарегистрировано 500 тысяч человек, которые были участниками войны с 2014 года. Общее же количество людей, с которыми работает министерство — около 1,2 млн.

В их число входят члены семей погибших украинских военных, членов семей погибших и пострадавших участников Майдана, участники Второй мировой войны (сочетание Великая Отечественная война на Украине не используется, в число ветеранов включены бойцы УПА*, вермахта и войск СС), участники миротворческих миссий.

Сейчас участие в боевых действиях принимают 54% родных и близких опрошенных. Большая часть их них — в западных и центральных регионах страны (примерно по 60% опрошенных в каждом регионе). Если пропорция верна, сейчас можно говорить о примерно 600 тысячаx ветеранов уже СВО, которые отчасти пересекаются с участниками боевых действий в 2014—2021 годах.

Само понятие «ветеран» — неоднозначное. 32% считают ветеранами участников нынешних боевых действий (доля в Западном регионе — 41%), столько же — участников Второй мировой войны (доля в Южном регионе — 47%) и только 14% — участники АТО/ООС (в Западном регионе — 17%).

Таким образом, даже само по себе понимание слова «ветеран» фиксирует продолжающийся территориальный раскол украинского общества.

При встрече с ветераном 64% опрошенных испытывают благодарность (68% — в Западном регионе, 57% — в Восточном), 50% — гордость, 25% — печаль, 22% — радость.

Доверие к современным украинским ветеранам очень высокое: более 90%, независимо от формулировки. На Востоке — несколько меньше, но тоже очень много. Ветеранам Второй мировой доверяют 67%.

Относительно качеств ветеранов – они есть и положительные, и отрицательные. 75% опрошенных полагают, что для ветеранов характерны патриотизм, 27% — независимость в принятии решений. В то же время 32% обращают внимание на эмоциональную нестабильность и 26% — нелюдимость и закрытость.

Главные проблемы — отсутствие работы (51%), конфликты в семье (44%), алкоголизм и наркомания — 43%.

69% считают, что государство выполняет обязательства перед ветеранами, 93% — что общество их достаточно уважает.

Общий вывод достаточно определённый: ветераны рассматриваются в качестве новой элиты украинского общества, которая будет оказывать значительное влияние на украинскую политику в будущем — в качестве не только избирателей, но также лидеров общественного мнения и политиков.

Отношение к ветеранам варьируется в зависимости от региона, но, по большому счёту, это значения не имеет: в первую очередь всё равно речь идёт об участниках нынешних конфликтов (ветеранов Второй мировой осталось очень мало, и они люди пожилые). Разрыв в отношении к ним в зависимости от региона не так уж велик.

Сейчас субъекты политики будут использовать ветеранов в своих интересах, как это было в 2014—2015 годах, когда их включали в проходные части списков различных партий на общенациональном и местном уровне.

Отметим, однако, что продолжения эта практика не имела — со временем руководители разного рода добровольческих формирования были дискредитированы, а профессиональные военные своего места в политике не нашли.

Будет ли так же в новом электоральном цикле — сказать сложно.

Но однозначно одно: именно ветераны могут стать, как опорой нынешней власти (если Зеленский и «Слуги» смогут доказать, что они способны держать удар, что маловероятно, либо станут той силой в руках пока спящей оппозиции, которая сметет с политического стола и Зеленского и его команду, а поставит во главе страны ветеранов и офицеров, «заслуживших уважение в боях за родину». И тогда Украина и ныне напоминающая в своих основах нацистскую Германию, почти буквально повторит ее судьбу. При всей слабости этого плана, он вполне реален. Недовольство Зеленским в стране растет, ветераны, вышедшие из окопов, в любых неудачах на фронте будут в первую винить в поражениях политическое, а не военное руководство. К тому же они приучены к боевым действиям и легко встроятся в любую колонну.

* Организация запрещена в РФ.

Василий Стоякин