Новости

Феодал с кувалдой

Уже несколько недель украинские СМИ обсуждают случившееся в городке Золочеве Львовской области. То, что там происходит, не укладывается даже в головах лицемеров, твердящих о приверженности Украины демократическим европейским ценностям, не говоря уже о восприятии адекватных людей.

Градоначальник Золочева некий Игорь Грынкив не первый месяц терроризирует клирика Львовской епархии Украинской православной церкви, молодого иерея Максима Йоенко, желая помешать ему совершать богослужения… в его же собственном доме. Терроризирует, подпитавшись наглостью от того беспредела, что происходит на Украине по отношению к УПЦ: захваты храмов, издевательства над священниками и прихожанами. Вакханалия, напомню, разгорелась после фанарско-порошенковского томоса и создания СПЦУ.

Грынкив управляет городом с 2010 года: сперва от Партии регионов, а после переворота 2014-го перекрасившись в самовыдвиженца. Срок немалый, вот он, видимо, и решил, что Золочев – это его феодальная вотчина, где он имеет право воротить, что возжелает. Вот он и возжелал, во-первых, истребовать от Верховной Рады вообще запретить УПЦ – ни больше ни меньше, во-вторых, запретить её приход в подвластном ему городке. Даже несмотря на то, что православная община молится в частном доме и совершенно не посягает ни на какие городские территории. Невзирая на Конституцию Украины, которая, хотя и попираема властями повсюду и везде, но всё же пока не отменена.

Её 35-я статья гласит: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность…»

Предыстория этого конфликта такова. Молодой священник УПЦ Максим Йоенко купил частный дом в Золочеве и занялся его реконструкцией. Поскольку в городке нет храма УПЦ, он, выполняя просьбы местных жителей и свои обязанности, стал проводить молебны и богослужения в пределах собственного подворья. Что и взбесило городского голову Грынкива, который тут же объявил ему войну.

Все свои «подвиги» Грынкив принялся описывать в "Фейсбуке", видимо, искренне надеясь, что никакой ответственности за них не понесёт. Вначале он устроил за священником самую натуральную слежку, результаты которой, не стесняясь, тоже публиковал в соцсети. В частности, видео о том, как несколько прихожан УПЦ, в том числе женщины с малолетними детьми, утром идут к дому отца Максима. За ними катится автомобиль, из которого неприкрыто ведется «фиксация» для «досье» градоначальника.

Затем мэр установил камеры наблюдения непосредственно у подворья священника, дабы денно и нощно фиксировать каждый факт его частной жизни. Да еще горячо возмутился тем, что батюшка вызвал полицию и потребовал эти камеры убрать.

Далее золочевский феодал бросил клич к национально свидомым горожанам, и толпа ринулась за ним на так называемое вече к дому отца Максима. Туда-то Грынкив и притащил свою кувалду.

В шесть часов вечера 14 июля Грынкив открыл «общее собрание», не позабыв сослаться на поруганную им конституцию, которая якобы требует от него проведения таких мероприятий «с громадой».

Видеозапись «вече» городской голова опубликовал на своей странице в Facebook.

Градоначальник заявил, что «никто не притесняет» клирика УПЦ. «Мы не хотим туда проникать. Мы за своё», – изрек кувалдоносец.

Грынкив объявил столпившимся, что городская рада решила просить губернатора Львовщины не допустить строительства храма УПЦ «под видом жилого дома» в Золочеве. А также поведал, что та же рада позволила установить видеонаблюдение за домом о. Максима, чтобы… «обеспечить безопасность жителей города» и фиксировать «противоправные действия» застройщика.

Грынкив также оповестил собравшихся о намерении городских депутатов обратиться к президенту и парламентариям Верховной Рады Украины с требованием запретить деятельность УПЦ на Украине. «Мы не ждали законного пути решения, мы пришли всей общиной и сказали "нет" самострою. Мы не имели целью завалить тот самострой. У нас была цель сказать, что закон один для всех», – добавил он.

Мэр Золочева заявил, что в городе царит «полное межконфессиональное единство» и поделился «большим желанием» кувалдой сломать забор, охарактеризовав перестройку частного дома священнослужителя УПЦ «провокацией».

«Самая большая провокация, которая тут происходит, это то, что там за забором. Это они совершили провокацию», – обвинил священника и прихожан Украинской православной церкви Грынкив.

По его мнению, верующие УПЦ должны были просить местные власти о строительстве храма и приплёл, что якобы в канонической церкви отказываются отпевать воинов АТО и «молятся за врага». Да ещё посулил, что если иерей не уберет забор, то в следующий раз полиция «не убедит» горожан не прибегать к молоту.

Другие участники «вече» на импровизированной трибуне лгали о том, что УПЦ признана всеми законами Украины «церковью государства-агрессора». А когда о. Максим, которому они с угрозами начали барабанить в ворота, вышел к ним и предложил вспомнить о словах Христа о любви к ближним, принялись хохотать, обзывая его черномазым.

Весь этот беззаконный шабаш вызвал большой общественный резонанс – даже на фоне того, что гонения на православную церковь стали обыденностью.

На следующий день после «вече» митрополит Львовский и Галицкий Филарет призвал главу Львовской ОГА Максима Козицкого обеспечить верующим УПЦ в Золочеве равные с верующими других конфессий права. Его обращение опубликовано на сайте Львовской епархии.

Также глава представительства УПЦ при европейских международных организациях, епископ Виктор заявил, что представители местной власти Золочева демонстрируют ненависть к верующим УПЦ и напомнил о том, что украинское и международное законодательства запрещают «препятствовать законным действиям владельца, независимо от того, как он планирует использовать принадлежащее ему здание». И что на Украине, которая взяла на себя ряд обязательств по полной защите прав человека на своей территории, гарантируется свобода вероисповедания:

«Никто не может запретить священнослужителю совершать богослужения дома или в других сооружениях по желанию верующих и в их присутствии».

Также он подчеркнул: «Украинская Православная Церковь является религиозной организацией, которая объединяет граждан Украины, действует в Украине в соответствии с действующим законодательством и предоставляет пастырскую опеку всем, кто в этом нуждается, не разделяя людей по политическим или другим признакам. Согласно действующему правовому порядку в Украине, запрет конфессии, которая законно действует, невозможен».

Нарушением прав верующих в Золочеве занялась также независимая организация «Общественная правозащита». Факт получил освещение во многих СМИ. Впрочем, местечковых князьков, возомнивших себя полновластными хозяевами «своих» территорий, а людей, проживающих на этих территориях – собственными рабами, это пока не останавливают. Закон не работает, поэтому феодал с кувалдой чувствует себя героем, а конституция для него – вроде того забора у дома священника, который он готов разрушить.

Гарик Печатный