Новости

The Financial Times: История дает Украине второй шанс

Ситуация 1989 г. повторяется – есть возможность избавиться от наследия в виде коррупции и анархии в системе государственного управления.

История не часто балует нас вторым шансом. Но именно такой шанс выпал Украине, где партия нового президента – «Слуга народа» -- одержала сокрушительную победу на парламентских выборах. Ситуация 1989 г. повторяется: у Украины есть возможность раз и навсегда избавиться от наследия функциональных нарушений, тянущих страну в прошлое.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Опыт свидетельствует, что открывшееся перед украинскими политиками-неофитами окно возможностей достаточно скоро закроется. И международное сообщество просто обязано сделать все, что в его силах, и помочь им не упустить этот шанс.

Тяготы Украины особого свойства – страна потеряла не одно, а целых три десятилетия. Главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев напоминает: в 1989 году ВВП Польши на душу населения был сопоставим с украинским показателем, а сегодня Польша опережает Украину в три раза.

Причины растянутой во времени катастрофы, переживаемой страной, которая щедро наделена талантами и ресурсами, уже хорошо изучены. Существование глубоко коррумпированных государственных институтов спровоцировало более-менее легализованное разграбление активов группкой олигархов, а дополнительным дестабилизирующим фактором стало оказываемое Россией давление (в т.ч. вторжение на восток страны, кража Крыма и непрекращающаяся агрессии на суше, на море и в кибернетическом пространстве).

Удивляет лишь одно – дела в экономике Украины могли бы обстоять гораздо хуже. После революции 2014 г. и начала войны в экономике страны постепенно наступила стабилизации. Годовые темпы роста несколько лет подряд составляют около 3%. По оценкам Гуриева, уже в следующем году темпы инфляции могут сократиться до запланированных 5%. По оценкам Андерса Аслунда, экономиста с несколькими десятилетиями опыта работы в регионе, рост стоимости национальной валюты позволил сократить объем госдолга до 55% ВВП (в 2016 г. он достигал 80%). Инвесторы настроены оптимистично.

Но Украина просто обязана добиваться большего, а не просто избегать коллапса. Для экономики, стартующей с позиций гораздо ниже среднеевропейских, темпы роста и объемы притока инвестиций должны быть кардинально выше.

И так бы все и было, если бы не политический и институциональный климат, препятствующий росту и притоку инвестиций, но стимулирующий патологическое накопление богатства, в т.ч. предшественником Зеленского Петром Порошенко и Игорем Коломойским, сторонником нового президента.

И тот факт, что экономика все еще функционирует, свидетельствует: абсолютным приоритетом должно стать использование открывшейся возможности радикальных институциональных перемен – так, как это происходило в 1989 г. во многих других странах.

 

 

 

Наблюдается несколько хороших признаков. Президент и большинство парламентариев -- новички, зачастую молодые люди с острым пониманием того, что во власть они попали потому, что люди требуют положить конец чудовищному масштабу коррупции. Судя по всему, в новой партии осознают собственные достоинства и недостатки, а потому в ходе подготовки к грядущей работе партия провела летнее обучение – своеобразный «курс молодого бойца».

Первоочередным приоритетом является цементирование нового фундамента де-олигархизации -- расчистка прогнивших компонентов судебной системы, ликвидация иммунитета политиков, повышение прозрачности для всех и укрепление уже достигнутого. Решительно настроенные реформаторы уже получили добро на подобную работу в таких учреждениях, как Министерство финансов и Нацбанк. Поддерживать независимость НБУ жизненно важно, особенно в свете споров о национализации проблемного банка, ранее принадлежавшего господину Коломойскому.

Затем наступает черед новой экономической реформы: она должна быть направлена на повышение производительности и на снижение влияния олигархов на экономику.

Следует предусмотреть налог на богатство. Жизненно важно и наличие конкуренции. С начала войны в отношении российских компаний введены санкции, но их побочный эффект приводит к усилению позиций местных монополий.

У Европы особая ответственность и особая возможность помочь. Стремление Украины к интеграции в Европу послужило пусковым крючком протестов «евромайдана» в 2013--2014 гг. Предоставленный безвизовый режим, говоря словами одного из украинцев, «изменил экзистенциальное направление движения Украины в сторону Запада». Зеленский обещает процветание, а ЕС по силам оказать ему в этом помощь.

 

 

ЕС во многом обязан Украине. Терпимое отношение европейцев к «Северному потоку-2» чревато для Украины утратой доходов от транзита газа. Соглашение об ассоциации особой глубиной не отличается: импортные квоты следует пересмотреть в сторону ослабления, а в конечном итоге -- снять. ЕС при этом должен настаивать на соблюдении оговоренных им правил, чтобы компании из Евросоюза могли обеспечивать конкуренцию и способствовать росту производительности.

Впрочем, все внешним игрокам следует избегать искушения и отказаться от идеи создания для новых руководителей Украины ситуации зависимости от этих игроков посредством предъявления излишних условий. 

Конечно же, ЕС обязан требовать соблюдения своих основополагающих принципов, но делать это следует добросовестно, обеспечивая украинцев возможностью маневра в вопросе формирования политики при широком участии населения. Успешность технократического правления обеспечивается надлежащим соблюдением принципа репрезентативности в политике, и подменить этот принцип нечем.

Реальным сигналом доброй воли лидеров ЕС стала бы публичная поддержка ими положений договора о создании Европейского Союза, обеспечивающих любое европейское государство, которое уважает ценности ЕС, правом претендовать на членство в этом союзе. И политические амбиции, стимулирующие Украину возможностью выхода на уровень, который позволил бы претендовать на членство (даже если такая перспектива будет далекой), сыграли бы роль мощного катализатора для реформаторских сил. 

 

Загрузка...

 

Перевод Константина Василькевича

Источник – The Financial Times