Новости

Финансовые стервятники из НБУ

Пожалуй, нет структуры, деятельность которой за последние три года больше бы коснулась граждан, чем Национальный банк. Стабильность курса и банковский надзор, направленный на стабильность курса. Именно в такой последовательности прописаны функции НБУ. Более 300% девальвации гривни, более 50% закрытых банков — такие цифры имеем за последние три года. Да, война, оккупация — все это присутствует, но насколько адекватно действовал Национальный банк и есть ли часть вины Гонтаревой и компании в моральной деградации украинцев, которые все чаще говорят: «верните Януковича, стабильность и курс по 8»?

Валерия Гонтарева — одно из первых кадровых назначений Петра Порошенко. За две недели после инаугурации, по его представлению, назначена главой Нацбанка Украины. Была на посту до 10 мая 2017 года, а на бумаге остается по сей день.

Официально Гонтарева написала заявление об увольнении и пошла в отпуск. Но скорее всего — уйдет с должности. Сейчас в СМИ называют около десятка кандидатур на вакантное место. Среди известных лиц — экс-главы НБУ и известные политики — Ющенко, Яценюк, Тигипко. Также фигурируют председатель Совета НБУ Богдан Данилишин, и.о. главы НБУ Яков Смолий, нынешний глава Приватбанка Александр Шлапак, Роман Шпек, Игорь Шумило, Василий Горбаль, Владимир Лавренчук и Анатолий Гулей. Однако некоторые СМИ пишут, что следующим главой НБУ будет Екатерина Рожкова.

Она уже почти полтора года — замглавы НБУ по надзору за банковской системой. Функциональные обязанности — контроль за работой банков и вывод или ввод их в банковскую систему.

Руководство НБУ — это же не банкиры, это инвест-банкиры так называемые. Они зарабатывают в любых ситуациях — что на уничтожении, что на росте, — говорит политолог, партнер «Национальной антикризисной группы» Тарас Загородний. — Сейчас — на уничтожении. Например, работая в связке с тем же Фондом гарантирования вкладов физлиц, который непрозрачно продает имущество…»

Екатерина Рожкова — замглавы НБУ по вопросам банковского надзора с января 2016 года. Фактически курировала и курирует весь процесс очистки банковской системы, в народе прозванный «банкопадом». По данным Минфина, сегодня в стадии ликвидации — 96 банков, львиную долю которых, в частности, большие банки, начали ликвидировать во время ее кураторства. Сегодня их осталось всего 98. 50% всех структур было ликвидировано с 2014-го по 2017-й год. По оценкам экспертов, бизнес и простые граждане потеряли вследствие этого 550 миллиардов гривен. Активы 70-и ликвидируемых банков были оценены независимыми экспертами в 94 млрд гривен. При том, что на бумаге их стоимость была 420 млрд. Это еще одна из схем заработка.
«Потеряли же около 300 миллиардов денег юрлиц — это оборотные деньги, чьи-то депозиты. Сколько предпринимателей не получили свои деньги… В результате имеем углубление экономического кризиса», — говорит Загородний.
 
 
«Вместо оздоровления системы было принято решение положить ее на операционный стол и вскрыть без наркоза. Ведь потеряли не банкиры, а больше — вкладчики и предприниматели», — уверен финансовый аналитик, управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман.
После банкопада, наиболее масштабное событие в банковском секторе за три года — национализация ПриватБанка, который представляет собой половину всего банковского сектора Украины.
«Приватбанк — это фактически и есть финансовая система страны, — объясняет Загородний. — Фактически 50 процентов депозитов и кредитов — это Приват. А что такое банк? Банк — это доверие. Если его будут постоянно качать — его убьют. Плюс НБУ, я считаю, выполняло заказ России по уничтожению Привата — потому что Коломойский».
В проведении национализации главная роль была как раз у Екатерины Рожковой. Предоставляя любому банку рефинансирование или перекредитовывая его, НБУ сразу направляет туда куратора, чтобы контролировать использование средств. Над этим куратором есть главный — Рожкова.
«НБУ — это военная организация, по приказу которой делается все. НБУ видит все в системе в режиме онлайн. Поэтому все разговоры, что вывели кредиты на связанных лиц — это все несерьезно», — говорит Тарас Загородний.

«А ведь про каждый банк они говорили — это хороший банк. И про Приват так говорили, и про другие. Но они говорили одно, а делали совершенно другое», — согласен Найман.

Проблемы с ПриватБанком были уже долгое время, но о них никто не говорил. Например, с 2014-го по 2015 год НБУ предоставило рефинансирование Привату в размере 30 миллиардов гривен. По состоянию на август 2015-го, Приват вернул только 14 млрд.

Сама же Рожкова недавно заявила, что аудит в ПриватБанке проводили еще в 2015-м, и было много проблем с переводом денег на связанных лиц. Так что в НБУ еще за полтора года до национализации знали о проблемах. В заключение, НБУ обвинил Коломойского, а он, в свою очередь, НБУ.

 
 
«3 октября в ПриватБанк пришли 30 сотрудников НБУ, вдобавок к куратору, который там был и до этого, и компании, о которых идет речь в расследовании, выбирал Нацбанк. То есть, второй этап докапитализации Привата проходил при участии, контроле и чутком руководстве НБУ и лично госпожи Рожковой», — заявил Коломойский.
«Либо вы непрофессионалы — не можете осуществлять грамотный надзор, либо вы мошенники — использовали должностное положение для личного обогащения. И по хорошему, по итогам всего произошедшего в 2014-2017 годах должно пройти реальное следствие — что это было?» — считает Эрик Найман.
 
Рефинансирование выделяется Нацбанком из собственных резервов. А вот средства на докапитализацию — это деньги из госбюджета. Сегодня национализация ПриватБанка окутана секретами. Что это было — афера Коломойского, афера НБУ или заговор? Так или иначе эта операция нанесла госбюджету, то есть нам с вами, убытков почти на 150 млрд гривен. Это три годовых бюджета на медицину, это три с половиной образовательных бюджета и это больше, чем бюджет армии.

Как терпели банкротство наиболее скандальные банки "Михайловский" и "Платинум" и какое отношение к этому имела Екатерина Рожкова? Чем закончились обыски у нее и как она стала фигурантом уголовных производств? И какое отношение Рожкова имеет к лоббированию российских банков в Украине? Смотрите в следующем сюжете уже скоро.

 
 

Ярослав Крылов