Новости

Финляндия поспешила вступить в НАТО, но дальше будет сложнее

Финны десятилетиями самостоятельно обеспечивали безопасность страны, пишет The New York Times (США). Но, испугавшись "российской угрозы", они решили вступить в НАТО. Вскоре Финляндия обнаружила, что за членство в альянсе приходится дорого платить.

Стивен Эрлангер

Прошел всего год с начала российской военной операции на Украине, и Финляндия отбросила прочь идеи военного неприсоединения и опоры на собственные силы, которых придерживалась на протяжении десятилетий. Она вступила в НАТО.

Это произошло с молниеносной быстротой, но вступление в блок – это, наверное, самое простое. Теперь начинается сложный процесс интегрирования в составе альянса и выполнения его требований по коллективной обороне. Все это сопровождается многочисленными финансовыми, правовыми и стратегическими трудностями.

"Вступление в НАТО – дело дорогостоящее, и поддержка Украины тоже дело дорогостоящее. И конца этому не видно", – сказал Янне Куусела (Janne Kuusela) занимающий в финском министерстве обороны должность генерального директора по оборонной политике.

Членство в НАТО издавна считается дешевым благом с учетом американского ядерного зонтика и принципа коллективной обороны. Но у Североатлантического альянса есть множество требований к своим членам. Это не только установленные цифры расходов на оборону, но и конкретные требования к каждой стране-члену, которые касаются определенных боевых возможностей, видов вооружения, численности личного состава и инфраструктуры. Эти требования определяет верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами в Европе.

Выполнение этих требований требует от правительства и военного командования принятия непростых и дорогостоящих решений. Им приходится учиться мыслить стратегически, не ограничиваясь территорией Финляндии, а также приводить свои силы и средства в соответствие с потребностями НАТО.

Например, им придется решать, как перебрасывать войска и технику в Норвегию, Швецию или в прибалтийские государства в случае, если тем понадобятся подкрепления. Им придется думать, участвовать или нет в других миссиях НАТО, таких как патрулирование в Косово и в Средиземноморье.

В то же время финские руководители и аналитики заявляют, что Хельсинки не откажется от своего намерения защищать каждую пядь территории страны, у которой 1300-километровая граница с Россией. Такая доктрина считается устаревшей в эпоху современных войн. Финляндия полагает, что сможет защитить себя, и поэтому в отличие от многих других граничащих с Россией членов альянса, она вряд ли станет просить о размещении у нее войск союзников с их периодической сменой.

"Все военное и внешнеполитическое руководство считает, что сейчас такие войска не нужны, однако это не категорическое нет", – сказал Матти Песу (Matti Pesu) из научно-исследовательского Финского института иностранных дел (Finnish Institute of International Affairs).

Сейчас Финляндия ведет с Соединенными Штатами переговоры о заключении двустороннего соглашения о военном сотрудничестве, какие Вашингтон подписал со многими странами мира. Это облегчит и ускорит подготовку и проведение совместных военных учений. В соглашении будет указано, на какое присутствие американских войск Финляндия даст свое согласие, и где эти войска будут размещаться. Там будет подробно расписано, какого рода боевую технику эта самая сильная страна НАТО сможет отправлять в Финляндию для проведения учений и заблаговременного складирования. Соглашением также будут определяться вопросы судебной юрисдикции на тот случай, если американские военные совершат преступление.

Давая интервью, финский министр иностранных дел Элина Валтонен (Elina Valtonen) заявила, что переговоры идут трудно. По ее словам, Финляндия издавна отражала российские нападения, поэтому всячески защищает свой суверенитет.

"Конечно, это баланс, как защитить свой суверенитет от агрессивного и непредсказуемого соседа, который не разделяет наши ценности, ценности наших друзей и союзников, – сказала она. – Но Финляндия – это страна, которая обычно любит заключать соглашения и договоры. У нас правовое государство, приверженное строгому соблюдению законов".

Отношения Финляндии с Соединенными Штатами считаются такими же важными, как и отношения с Североатлантическим альянсом, особенно с учетом американских сил ядерного сдерживания, которые защищают всех членов НАТО. Финское законодательство запрещает ввозить и хранить ядерное оружие на территории страны. Но Финляндии придется принимать решения о своей политике ядерного сдерживания и о характере своего участия в формировании ядерной политики НАТО.

Отношения с соседней Россией также неизбежно изменились. До начала военной операции на Украине Россия требовала отдаления натовских границ и предупреждала Финляндию о недопустимости членства в альянсе. Но вооруженный конфликт стремительно изменил финское общественное мнение. Если до начала конфликта за членство в НАТО выступало около четверти населения, то сейчас таких людей более 80 процентов.

Первоначальная реакция России на вступление Финляндии в альянс была сдержанной, так как Москва была занята операцией на Украине. А поскольку Россия перебросила значительную часть своих войск от границ Финляндии на Украину, мало кто считает, что финнам сейчас что-то непосредственно угрожает.

Однако Хельсинки видит в России постоянного потенциального агрессора. А недавние заявления российских официальных лиц, нацеленные на изменение представлений россиян о Финляндии, говорят о том, что Москва относится к ней как к "члену враждебного альянса", сказал Песу.

По его словам, Россия "хочет запугать нас, ограничить присутствие НАТО и интеграцию Финляндии в составе альянса", рассматривая это как своего рода арьергардный бой.

Россия даже демонтирует в захваченной в годы Второй мировой войны Карелии памятники погибшим финнам. Эти монументы были возведены с разрешения российских властей, когда отношения между двумя странами были более теплыми.

Большую долю ответственности за интеграцию с НАТО несет командующий силами обороны Финляндии генерал Тимо Кивинен (Timo Kivinen). В интервью он заявил, что главной для него является статья 3 устава НАТО, "где говорится, что основную ответственность за защиту страны несет сама страна". По мнению генерала, она не менее важна, чем статья 5, в которой подчеркивается, что нападение на одного члена НАТО считается нападением на всех.

Кивинен знаком с внутренними механизмами НАТО, поскольку Финляндия давно уже является партнером альянса и участвует в его учениях. С апреля 2022 года несколько сотен натовских военнослужащих почти постоянно находятся на ее территории. Еще будучи кандидатом на вступление, Финляндия в июле прошлого года приступила к первому этапу военного планирования НАТО.

Теперь она полноправный член, и работа по планированию проводится более интенсивно. Но как говорит генерал Кивинен, надо многое учитывать, чтобы привести в соответствие оборонные планы Финляндии и планы альянса. По его словам, статья 5 потребует от Финляндии многого. "Мы должны обладать возможностями для внесения своего вклада в коллективную оборону НАТО за пределами финских границ, а это нечто новое", – сказал он. Это будет иметь свои последствия для финских войск, "когда мы станем формировать силы быстрого развертывания и разрабатывать соответствующие планы", отвечая на требования альянса, добавил генерал.

Есть и другие задачи в рамках НАТО. Это воздушное патрулирование за пределами Финляндии, действия оперативных соединений военно-морских сил, возможное участие в многонациональных силах альянса в случае их развертывания в других прифронтовых государствах. Финляндия также будет решать, каких офицеров в какие штабы НАТО направить, и как она хочет влиять на политику альянса.

Из-за вооруженного конфликта Северная Европа и Арктика приобрели еще большую значимость для безопасности всего альянса. Поэтому, сказал генерал Кивинен, очень важно, чтобы Швеция, давно уже являющаяся партнером Финляндии в вопросах обороны, как можно скорее вступила в НАТО.

В этом случае осуществлять планирование в рамках альянса станет легче, особенно определять, как наилучшим образом оборонять Арктику, балтийский регион и четыре из пяти стран Северной Европы – Норвегию, Швецию, Финляндию и Данию (пятая страна Исландия). Эта четверка уже договорилась создать из своих 250 самолетов совместную оперативную группировку, а также осуществлять воздушное патрулирование в интересах Исландии.

А еще надо решить вопрос о том, какое место Финляндия займет в трех оперативных командованиях НАТО, отвечающих за разные географические регионы. Пятерка стран Северной Европы предпочла бы находиться в составе одного командования со штабом в Норфолке. Это командование сосредоточено главным образом на военно-морских силах и отвечает за защиту морских судоходных путей в Атлантике, Северной Европе и Арктике. Логика его создания такова, что в случае начала войны, подкрепления будут прибывать с запада через Атлантический океан.

Но командование со штабом в Норфолке пока не заработало в полную силу. И с учетом вооруженного конфликта в Европе и угроз со стороны России НАТО включило Финляндию в состав сухопутного в основном командования со штабом в голландском Брюнсюме. Это командование отвечает за оборону Центральной и Восточной Европы, включая Польшу и прибалтийские страны. Финляндия надеется, что это временно. Но пока, как говорят ее руководители, интеграционные процессы идут гладко.

Финляндия уже увеличила свой военный бюджет, в частности, чтобы закупить истребители F-35 и новые корабли для морского патрулирования и охоты на подводные лодки. Она обещает тратить на вооруженные силы как минимум два процента своего валового внутреннего продукта, действуя в соответствии с пожеланиями НАТО.

По словам чиновника из финского военного ведомства Кууселы, вступление в НАТО потребует серьезных культурных, политических, правовых и военных изменений. На это уйдут годы. Но из всех стран Европы, подчеркнул он, Финляндия станет последней, кто будет недооценивать долгосрочные угрозы со стороны России.

Свой материал для статьи предоставила Джоанна Лемола (Johanna Lemola)

источник

Тэги: