Новости

Финно-угорский вопрос в гибридной войне Запада против России

Успешная реализация российско-германского проекта «Северный поток – 2» заставляет недругов России прибегать к нестандартным методам борьбы с ним. Один из таких методов – раскручивание Украиной в информационном поле дискурса о нарушении Москвой прав финно-угорских народов, в регионах проживания которых есть залежи полезных ископаемых (коми, ханты, манси и др.). 

Киев стремится привязать эту тему к ежегодной Неделе порабощённых народов (Captive Nations Week), которую по распоряжению президента США Джо Байдена отмечали в этом году с 18 по 24 июля. Цель киевского режима видна невооружённым глазом – под предлогом защиты прав малочисленных финно-угорских народов спровоцировать в газоносных и нефтеносных районах России этнические и социальные протесты, чтобы парализовать экспортно-добывающую отрасль российской экономики. 

В мире проживают 24 финно-угорских народа, из них 17 – на территории Российской Федерации. Самый крупный – мордва (850 тыс.), самый малочисленный – ижора (около 1 тыс.). Такие народы, как сету и саамы живут на российско-эстонском и российско-норвежском пограничье. Из 10 тыс. сету в России проживают всего несколько сотен, остальные – в Эстонии. Из 80 тыс. саамов в РФ живут около 1,8 тыс. Всего же в России проживает около 4 млн финно-угров. 

На Украине исследованиями в области финно-угристики займётся Нежинский госуниверситет, где учреждают соответствующий центр. «Пока идёт обсуждение на уровне концепции, решение примем в ближайшие несколько недель. Нужно понимать, каков запрос на информацию о культурах финно-угорских народов, нужна поддержка зарубежных государств», – заявил ректор Александр Самойленко. 

Пока из зарубежных государств прямой интерес к подрывной антироссийской деятельности Нежинского госуниверситета проявляет Эстония, её дипломаты уже побывали в данном вузе с визитом. Наверняка за проектом скрываются игроки и «потяжелее».

Самойленко заявляет о планах организовать в вузе изучение языков финно-угорских народов России. «Разумеется, Россия не станет поддерживать изучение у нас языков финно-угров Поволжья. Но для этих народов такой центр может стать поддержкой в нынешних условиях давления со стороны российских властей», – многозначительно указывает он.

Где сей ректор нашёл давление российских властей на финно-угорские народы, сложно понять. Под таковым он подразумевает, видимо, сокращение территории охвата финно-угорских языков, игнорируя общеизвестный факт, что языки могут уступать в популярности друг другу из-за процесса ассимиляции. Если Москва намеренно уничтожает финно-угорские языки, а киевский режим утверждает именно так, тогда Москва должна уничтожать языки всех нерусских народов, а не только финно-угров. Ведь российская власть, по словам Киева, авторитарна, а авторитаризм одинаково враждебен всем, кто от него отличается. 

Украинские спекулянты на финно-угорской тематике заявляют, что финно-угорские и другие народы России в корне отличаются от русских и вместе им лучше не жить. Следовательно, по их логике, Москва должна с одинаковым запалом искоренять языки Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа. Однако мы видим совсем другую ситуацию. Например, в Дагестане такие малочисленные народы, как рутульцы, цахуры и другие в полной мере сохраняют родной язык.

Представители финно-угорских народов гораздо быстрее переходят на русский. Дело не в политике Москвы, а в культурной специфике каждого отдельного народа. И если за всю историю российской государственности насильственно не исчез ни один из населявших её народов, о какой враждебности Москвы к национальным культурам можно говорить? 

Россия потому не поддержит проект изучения финно-угорских языков в Нежинском госуниверситете, что это проект антироссийской направленности. Изучать финно-угорские языки в Нежине хотят через голову как центральных, так и региональных властей России. То есть удмуртский, марийский и т. д. будут учить без взаимодействия с властями Удмуртии и Марий Эл. Очень странно, ведь общепринятой педагогической практикой считается изучение языка в тесном контакте со страной его происхождения. В Нежинском госуниверситете изучают польский и греческий при содействии посольств Польши и Греции, а финно-угорские языки при содействии кадров из финно-угорских регионов изучать не хотят.

Всё потому, что это проект – повторимся – не научный, а пропагандистско-политический, да еще с антироссийской подкладкой. Изучение языков – всего лишь прикрытие, цель – создать параллельный идеологический центр для дестабилизации обстановки в финно-угорских регионах России. Вместе с культурной тематикой Киев запускает тему несоответствия централизованного характера российской государственности интересам финно-угорских народов. Дескать, каждый финно-угорский регион должен иметь своего президента и свои силовые структуры.  Но федеративный статус России позволяет учитывать интересы всех её народов, а централизованный надрегиональный характер Российского государства позволяет усилить её внешние границы и скрепить евразийское пространство от Брянска до Курил. 

Отметим: вопрос сохранения национальных культур актуален не только для России. В Эстонии власти не особо заморачиваются с сохранением культуры и языка сету, тем более что сету – православные. Их язык Таллин называет диалектом эстонского и отказывает ему в самостоятельном статусе. В Норвегии, Финляндии и Швеции саамский язык и культура не могут похвастаться бурным ростом и процветанием, несмотря на анонсированные усилия Осло, Хельсинки и Стокгольма. Если в Нежинском госуниверситете так озабочены судьбой финно-угорских народов, отчего же не обращают внимания на ситуацию в этих странах? Ответ понятен.

Зато Хельсинки озабочен судьбой российских карелов и финнов-ингерманландцев. В Финляндии периодически проходят мероприятия и выпускаются книги на тему притеснения карелов и ингерманландцев в СССР и об их проблемах в современной России. Если финские власти так беспокоятся о судьбе ингерманландцев, почему разрешили им репатриироваться в Финляндию только в 1990-х? Чего ждали долгие десятки лет, если, по их словам, ингерманландцев Москва все эти годы постоянно унижала? 

Центральной темой в рассказах об ингерманландцах в пропагандистском дискурсе Финляндии является тема сталинских репрессий. Но сталинские репрессии длились с десяток лет, а ингерманландцы жили в России веками. И что, нечего о них рассказать, кроме сталинских репрессий? Да и сталинские репрессии – вопрос идеологически сложный. Ингерманландцев при Сталине считали на фоне враждебного отношения Финляндии к СССР и нескольких попыток оттяпать Карелию в 1919-1920-х пятой колонной. Их выселяли в Сибирь, и сегодня Хельсинки утверждает, что репрессии были необоснованны. 

Но вот что рассказывает о себе 93-летний ингерманландец Юхо Саволайнен в сборнике «Ингерманландцы – забытые финны», подготовленный Национальным музеем Финляндии на русском языке: «Я поступил добровольцем в финскую армию, поскольку был финном. И я был не один такой, в 6-м Отдельном Ингерманландском батальоне сражалось семьсот таких же ингерманландских парней, как и я». Финская армия воевала на стороне Гитлера, и советские власти подстраховались, перевезя ингерманландцев вглубь России. И как видно из признаний Саволайнена, очень предусмотрительно сделали. Сегодня Финляндия пытается аккуратно использовать против России карельский вопрос, а вместе со Швецией и Норвегией – саамский. На просторах интернета орудует движение «Свободная Карелия» под лозунгом «Долой империю!». Существует информресурс «Меряния», пропагандирующий возрождение растворившегося ещё в старину финно-угорского народа меря. Гражданское движение «Свободная Ингрия» призывает к отделению от России Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где компактно проживали финны-ингерманландцы. Окопавшееся на Украине движение «Свободный Идель-Урал» призывает к отделению от России Поволжья, Татарии и Башкирии. Как видим, недруги России всерьёз взялись за национальный вопрос, в т. ч. финно-угорский.

Россию хотят расколоть вдоль этнических границ и заставить потом образовавшиеся осколки конкурировать друг с другом. Так получилось после распада СССР, когда Азербайджан и Армения, Молдавия и Приднестровье, Грузия и Абхазия с Южной Осетией, Украина и Донбасс столкнулись с гражданскими и межнациональными войнами. 

Запад и его клевреты в Киеве хотят швырнуть российских финно-угров в топку гибридной войны, развязанной против России. И от этого финно-угорская культура пострадает больше всего, ибо в запланированных для России западными стратегами конфликтах будут гибнуть дети отнюдь не этих поджигателей войны. 

Владислав Макаров