Новости

Foreign Policy (США): Запад заодно с Украиной. А вот остальной мир не очень

За вычетом ближайших друзей и военных союзников США в Европе и Восточной Азии, остальной мир поддерживать кампанию по изоляции России не желает, пишет Foreign Policy. Африка и Азия пока выжидают – из-за давних связей с Россией и накопившегося недовольства Вашингтоном.

В этом месяце посол Южной Африки при ООН Мату Джойини (Mathu Joyini)улучила момент на прениях о гуманитарных последствиях российской операции на Украине и попрекнула США их прошлыми военными грехами – в том числе в Ираке.

С ее слов выходит, что США и их западные союзники сами нарушают Устав ООН и просто преследуют собственные геополитические интересы, осуждая Москву как агрессора и продвигая соответствующие резолюции. "Отмечая этот момент на сегодняшнем обсуждении, мы никоим образом не перекладываем вину, а подчеркиваем то обстоятельство, что многие страны и их народы страдают от последствий войн, к которым сами не причастны", – заметила она.

Ее заявление отражает вызовы, с которыми столкнулись США, пытаясь поддержать Украину и дать России единый дипломатический отпор. За вычетом ближайших друзей и военных союзников США на Западе и в Восточной Азии, остальной мир поддерживать кампанию по изоляции России не желает. Как бы они ни были возмущены захватническими шагами Москвы, у многих стран с Россией исторические связи, отказываться от которых они не готовы. Кроме того, они опасаются, что экономическая блокада Москвы причинит серьезную боль их собственным странам – мало того, что она посеет семена голода и нестабильности в пределах их собственных границ, так еще и подстегнет цены на топливо и продовольствие во всем мире.

С началом российской операции против Киева 24 февраля вокруг Украины, казалось, сплотился весь мир. Генеральная Ассамблея ООН из 193 членов осудила боевые действия России подавляющим большинством голосов (141 против 5). Поддержали же Россию лишь Белоруссия, Эритрея, Сирия и Северная Корея. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш обычно старается избегать конфронтации с крупными державами, но на сей раз прямо осудил "нравственно неприемлемую, политически неоправданную и бессмысленную с военной точки зрения" российскую операцию как вопиющее нарушение Устава ООН.

Вашингтон же заручился удивительно мощной поддержкой ключевых западных и восточноазиатских союзников от Канады и Германии до Японии и Южной Кореи и ввел против России разрушительные санкции, по сути отрезав ее бизнес от мировой финансовой системы и обесценив российский рубль. Кроме того, правоохранительные органы США и Европы арестовывают имущество российских бизнес-магнатов.

Эта демонстрация единства говорит о том, что мир пока еще приспосабливается к новой многополярной эре, когда США перестали быть единственной сверхдержавой. Реакция же Африки и Южной Азии на российские действия оказалась относительно сдержанной, – ведь опасения, что от западных санкций вздорожают продукты питания и топливо, только крепнут.

Многие затаили глубокую обиду на США, чьи военные вмешательства от Афганистана до Ирака и Ливии оставили после себя смерть и разруху. Ключевые страны Африки и Азии, в том числе ЮАР и Индия, осторожничают: они стремятся сохранить хорошие отношения с Россией и США, но при этом подчеркивают, что суверенитет Украины надо уважать. Более 30 стран, включая ряд африканских держав, при голосовании по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН воздержались и осуждать Россию не стали. Ни одна африканская страна не поддержала санкций против России, которая за последние годы превратилась в крупнейшего экспортера оружия на континент.

Многие дипломаты и внешнеполитические наблюдатели считают конфликт на Украине историческим переломным моментом. При этом они не уверены, чем он закончится, и поэтому никак не определятся, как вести себя перед лицом обострения столкновения крупных держав или политического урегулирования.

"В прежний, доконфликтный мир мы уже явно не вернемся", – сказал посол Пакистана при ООН Мунир Акрам, отметив, что окончательные контуры нового миропорядка определит исход операции и итоговое мирное соглашение между Россией и Украиной.

"Если решение будет достигнуто на переговорах, то западные санкции должны быть сняты, потому что вряд ли русские согласятся на какой бы то ни было исход без отмены санкций, – добавил Акрам. – С точки же зрения сторонних держав, если можно так выразиться, мы должны видеть реальные перспективы. Мы рассчитываем, что будет заключена сделка, и поэтому вставать на полностью антироссийскую позицию не собираемся, – так что Западу с этим придется считаться".

Реакция Африки оказалась еще более неоднозначной.

Посол Кении при ООН Мартин Кимани сравнил действия России на Украине с колониальным наследием, охарактеризовав его как грубое попрание территориальной целостности суверенного государства.

"Сегодня принцип многосторонних отношений лежит на смертном одре, – заявил Кимани в Совете Безопасности ООН 21 февраля, после того как Россия объявила о своем решении признать Донецкую и Луганскую области на востоке Украины независимыми государствами. – Устав ООН чахнет под безжалостным натиском сильных мира сего".

При этом Кимани нанес завуалированный удар по США и их западным союзникам, напомнив, что те военной силой сминали соперников в Афганистане, Ираке и Ливии. Другие африканские лидеры говорят, что не хотят втягиваться в соперничество сверхдержав в Европе.

На вопрос японского агентства Nikkei Asia, почему его страна воздержалась при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН, президент Уганды Йовери Мусевени ответил так: "Мы не хотим в это вмешиваться и остались в стороне. Не грози мне, и я не буду грозить тебе".

Мусевени тоже раскритиковал США и Европу за двойные стандарты и привел в пример их военное вмешательство в Ливии, в результате которого был свергнут лидер Муаммар Каддафи. "Они разрушили страну и рассеяли терроризм далеко за ее пределы, — добавил он. – Это преступное и неприемлемое действие".

И уж точно положению Украины не помогли сообщения о том, что ее пограничники жестоко обращаются с африканскими беженцами в соседнюю Польшу и не выпускают их вместе с ищущими убежища украинцами.

Эбенезер Обадаре, эксперт по Африке при Совете по международным отношениям, сказал, что американцы и африканцы не находят общего языка.

Он говорит, что для многих американцев это само собой разумеющийся повод осудить Россию. Москва якобы вторглась к соседу, жестоко и не разбираясь наносит удары по гражданскому населению и продемонстрировала полное презрение к Уставу ООН. "Но африканцы говорят: "Подождите-ка минутку. Все не так просто"", — сказал он.

Во-первых, Россия как преемница Советского Союза имеет давние связи с африканскими странами и оказывает военную и дипломатическую поддержку антизападным силам еще со времен холодной войны. Сегодня квазичастное наемное подразделение "Группа Вагнера" обеспечивает безопасность ряда африканских стран и вооруженных групп, включая правительства Центральноафриканской Республики и Мали, а также лидера ливийских повстанцев Халифу Хафтара.

Но даже если правительства африканских стран и питают к России остатки лояльности, Обадаре не считает, что континент в целом поддерживает ее силовой подход. "Это не означает, что происходит глубокая переориентация Африки в российский лагерь, – сказал он. – На самом деле, африканская молодежь все еще мечтает уехать в США и Европу".

Но самое неоднозначное отношение продемонстрировал Ближний Восток, где ключевые стратегические союзники США – Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия – воспротивились просьбам США изолировать Россию и поддержать санкции Вашингтона против правительства Владимира Путина.

Президенту США Джо Байдену достались в наследство трудные и противоречивые отношения с Персидским заливом – особенно в стане демократов, которые все сильнее разочаровываются в автократических замашках тамошних монархов и их катастрофической войне против повстанцев-хуситов в Йемене. В ходе своей президентской кампании Байден назвал Саудовскую Аравию "изгоем", заявив, что у её правительства "очень мало моральных оправданий". Вскоре после избрания Байден осадил фактического правителя страны наследного принца Мухаммеда ибн Салмана – считается, что это он "заказал" обозревателя The Washington Post Джамаля Хашогги, – и свой первый телефонный разговор провел с больным королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом.

Отношения с Объединенными Арабскими Эмиратами обострились за несколько недель после того, как проиранские повстанцы-хуситы нанесли удар по аэропорту Абу-Даби ракетами и беспилотниками. "Я полагаю, что обе стороны глубоко разочарованы, – сказал эксперт по Йемену из Института Брукингса Грегори Джонсен (Gregory Johnsen). – США замешкались с ответом".

Возникшая напряженность помешала странам Персидского залива поддержать непрекращающихся усилия США сплотить мир и наказать Россию за ее действия на Украине. На решающем голосовании в Совете Безопасности ООН по осуждению России ОАЭ воздержались. Кроме того, лидеры обеих стран не отвечают на звонки Байдена и отказываются наращивать добычу нефти, чтобы компенсировать выпавшие российские поставки. Израиль же заведомо отказался выступить соавтором резолюции Совета Безопасности ООН.

Израиль пытается нащупать тонкое равновесие и поддерживает хорошие отношения как со своим ключевым благодетелем США, так и с влиятельным региональным игроком Россией, которая сохраняет военное присутствие в Сирии, где Израиль уже нанес многочисленные авиаудары по иранским марионеткам.

"Израиль, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты по-своему подстраховались, показав, насколько Вашингтон утратил их доверие и насколько они готовы рисковать сложившимися особыми отношениями и отстоять свои начинания в сфере стратегической диверсификации, включая взаимодействие с Россией и Китаем", – сказал старший научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне Хусейн Ибиш. Он отметил, что за последнее десятилетие эти страны постепенно пришли к выводу, что "эра США закончилась, и происходит быстрый и необратимый переход к многополярному миру".

Что показательно, этой мысли противоречит некоторое возрождение западного союза, подчеркнул он.

Первоначальный расчет ближневосточных лидеров, что украинский конфликт носит сугубо европейский, а не глобальный характер, что Путин быстро доведет дело до конца и американская досада их не коснется, не оправдался. По словам Ибиша, кризис во многом стал переломным моментом в отношениях региона с Америкой.

Наконец, украинский конфликт стал испытанием для отношений США с Индией, членом Четырехстороннего диалога по вопросам безопасности наряду с Австралией и Японией во имя свободы в Индо-Тихоокеанском регионе. Индия разошлась с США в Совете Безопасности ООН на февральском голосовании, воздержавшись по резолюции с осуждением России и требованием вывести все войска.

Хотя премьер-министр Индии Нарендра Моди призвал российского лидера провести переговоры о "немедленном прекращении насилия" на Украине, от критики Москвы он воздержался. Тем временем индийские чиновники ведут переговоры о покупке российской нефти со скидкой, открыто противореча попыткам США заблокировать экспорт российской нефти. У Индии с Россией давние дипломатические и военные связи: Москва – крупнейший поставщик оружия в страну. В годы холодной войны Советский Союз не раз накладывал вето на резолюции Совета Безопасности ООН с требованием международного решения Кашмирского кризиса.

Байден – последний в ряду американских лидеров, пытавшихся укрепить связи с Нью-Дели в противовес Китаю, – недавно выразил недовольство нежеланием Индии поддержать усилия Америки по изоляции России, назвав ее позицию "несколько зыбкой".

Несмотря на неудачи, эксперт ООН из Международной кризисной группы Ричард Гоуэн (Richard Gowan) считает, что украинский кризис предоставил США и Европе возможность проявить себя и продемонстрировать последовательность и целеустремленность, которых не хватало в последние годы. "При этом они будут действовать более самоуглубленно, развивая собственные вооруженные силы и восстанавливая Украину", – предположил он.

"Предпосылок для полной глобальной перестройки я пока не вижу, – добавил он. – Так кто же победит в глобальной битве за влияние на Украину? Уж точно не Россия. Ее дипломатия на фоне кризиса оказалась как минимум столь же путаной, как и ее военные операции".

Пакистанский посол Акрам полагает, что Россия выйдет из этого кризиса ослабевшей, потому что своей операцией она не снискала авторитета, которого от нее ждали.

При этом Россия, напомнил Акрам, – одна из двух крупнейших в мире ядерных держав, и это дает ей темные рычаги влияния по мере приближения украинской развязки.

"Возможности России сеять хаос в остальном мире никуда не денутся, поэтому нам придется свыкнутся с ослабленной, а, возможно, даже обиженной Москвой, если ей не дадут влиться обратно в международный порядок", – сказал он.

Автор: Колум Линч (Colum Lynch)

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ