Новости

Герои современной Литвы: как чествуют и возвеличивают «лесных братьев»

В конце октября на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе прошла торжественная церемония: там перезахоронили останки одного из членов бандформирований «лесных братьев» (в Литве их называют «национальными партизанами») – Антанаса Крауялиса (он же Сяубунас, т. е. «чудовище»). Он застрелился 17 марта 1965 г., когда был окружен сотрудниками органов внутренних дел. В 2019 году его останки нашли, опознали и вновь предали земле – но уже в статусе «национального героя».

Кто эти люди, которых на все лады воспевают власти современной Литвы?

Почести для убийцы

Цветы на могилу Сяубунаса прислал сам президент Гитанас Науседа. Между тем в деле, заведённом на Крауялиса в КГБ СССР, имелись обвинения в грабежах и смертях 11 человек, убитых либо им лично, либо при его участии. Например, 5 ноября 1949 г. в деревне Папишкес Молетского района Крауялис и его подручный по фамилии Урбонас, подозревая, что помощники «лесных братьев» Пранас и Леокадия Гечясы выдали сотрудникам МГБ их убежище, убили супругов в присутствии их несовершеннолетних детей. «Факты свидетельствуют, что 26 сентября 1949 года Крауялис застрелил заведующего отделом просвещения города Утены С. Стасюлёниса, 11 июня того же года – беременную Л. Гечене, 12 июня – председателя волостного совета Л. Лапушаускаса, 11 августа 1951 года – председателя колхоза "Пяргале" Руткаускаса», – пишет журналист Альгирдас Плукис.

И это «национальный герой»? А. Плукис, ссылаясь на следственное дело Чудовища, добавляет ещё информации: «23 декабря 1951 года Крауялис присутствовал при убийстве Литвиновичюса, Врубляускаса, Адамонене и лично застрелил комсомолку Шидлаукскайте. 12 июня 1952 года он в Молетай застрелил председателя колхоза В. Уткина и ранил заведующего избой-читальней в Алунте И. Сакалиса. 22 декабря 1962 года Крауялис застрелил председателя колхоза "Канюкай" Е. Саткунаса. Эти факты имеются в судебном деле. В документах также сказано об убийстве восьмилетней девочки и других беззащитных гражданских лиц. Сказано и о том, что Крауялис систематически занимался грабежами».

А между тем президент Г. Науседа публично заявил ещё и о решении начать поиск останков активного участника антисоветских послевоенных бандформирований IОозаса Лукши. Между тем есть свидетельства, что Лукша участвовал в массовом истреблении евреев в Каунасе. По словам офицера советского МГБ Нахмана Душанского, Лукша присутствовал на встрече литовской студенческой молодежи с писателем Ильей Эренбургом. «Кто-то из присутствующих на этой встрече сразу узнал в Лукше одного из тех студентов, которые 23-25 июня 1941 убивали ножами и забивали насмерть ломами каунасских евреев в центральном гараже "Летукас". Так что ваш "легендарный партизан" с самого начала был просто жестоким убийцей. Да и диверсантом он был никаким, особых боевых достижений за ним не числится», – вспоминал Душанский. По некоторым свидетельствам, Лукша лично отрезал голову раввину Залману Оссовскому, участвовал в убийстве еврейских стариков, женщин и детей.

В октябре в прессе появилась информация о том, что конгресс США направил премьеру прибалтийской республики Саулюсу Сквернялису письмо с просьбой обязать литовский государственный «Центр исследования геноцида и сопротивления» не распространять не соответствующую реальности информацию об оправдании еще одного «партизана» – Юозаса Амбразявичюса-Бразайтиса.

Пресс-секретарь премьер-министра Томас Бяржинскас подтвердил, что такое письмо получено, но не стал разглашать его точное содержание. Упомянутый Амбразявичюс-Бразайтис с 23 июня 1941 года возглавил так называемое «Временное правительство» Литвы, впрочем, не признанное немцами.

Тем не менее именно его «правительство» в короткий период вакуума власти на оккупированной территории приняло 30 июня 1941 года решение о создании концлагеря для евреев – первого в Литве. Именно антисемитские призывы «Фронта литовских активистов», одним из лидеров которого был Амбразявичюс, послужили причиной массовых убийств евреев в Литве. Однако упомянутый «Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы» неоднократно заявлял: якобы подкомитет иммиграции, гражданства и международного права судебного департамента Конгресса США официально сообщил, что обвинения в адрес Амбразявичюса-Бразайтиса в сотрудничестве с нацистами и организации убийств евреев не обоснованны.

«Это компрометирует нынешнюю Литву»

В 2012 году Юозас Амбразявичюс, умерший почти сорока годами ранее в США, был торжественно перезахоронен в Каунасе. Еврейская община Литвы выразила недовольство церемонией перезахоронения. «На мой взгляд, это компрометирует нынешнюю Литву. Нам печально и приходится сожалеть, что литовское государство выразило такое непочтение своим гражданам, убитым здесь и пережившим холокост», – говорилось в заявлении общины.

Но власти Литвы на недовольные высказывания такого рода внимания не обращают – и тогда антифашистам приходится идти на экстремальные поступки. Так, в сентябре неизвестные облили красной краской установленный на площади Лукишкес в Вильнюсе макет посвящённого «лесным братьям» памятника – «Холма свободы».

На днях стало известно, кому в Литве в этот раз присудят так называемую премию Свободы. Она достанется одному из бывших «лесных братьев» 93-летнему Альбинасу Кентре. Выдвигая его на высокую награду, политики Литвы не жалели красивых слов. «Помню господина Альбинаса Кентру со времен "Саюдиса" (организация, боровшаяся за выход Литвы из СССР. – О.Л.). Он был хроникером всего нашего движения освобождения. Ежедневно я видел его на баррикадах. А до этого видел, как он снимал (на видео. – О.Л.) наше движение. Думаю, что лучшего кандидата вряд ли можно подобрать», – сказал депутат Сейма Эммануэлис Зингерис.

Что это вообще за награда? Премия Свободы была учреждена Сеймом Литвы в 2011 году. Размер премии составляет 5000 евро, её ежегодно вручают «за заслуги перед свободой, демократией и правами человека» 13 января. В 2017 году лауреатом стала католическая монахиня Нийоле Садунайте, в советские времена занимавшаяся диссидентской деятельностью. Она тут же заявила, что отдала бы свою награду именно «национальным партизанам». Монахиня выразила удивление, что такая премия до сих пор не была вручена ни одному из «лесных братьев». Она сказала: «Если бы не они, не было бы и нас. На их крови, на их страданиях, на их самопожертвовании поднялась Литва».

Что ж, годом позже «ошибку» исправили – в 2018-м премию Свободы получили сразу семь ещё здравствующих «лесных братьев». Возмутившись этим, бывший советский офицер Эдмундас Касперавичюс напомнил, что жертвами «лесных братьев» стали 25 тысяч человек. Они уничтожали после войны местное население, положительно или хотя бы нейтрально относившееся к советской власти, а ещё раньше многие из них помогали гитлеровцам творить холокост. «Народ прекрасно знал, что после войны никакой НКВД не принес мирному населению такие беды и страдания, как "лесные братья". Я и сам это прекрасно помню. Помню и то, что были среди этих "лесных братьев" и те, которые, видя, что творится, раскаивались. Довольно немалый процент сам признавал, что это вообще сумасшествие, что литовцы убивают своих же и брат встает против брата», – отмечал Э. Касперавичюс.

В 2019-м лауреатом премии Свободы стал ещё один «партизан» – Альбинас Кентра. Сам «герой» не так давно дал пафосное интервью Русской службе Би-би-си. В нём он рассказал, что в 1944 году, когда советские войска изгнали из Литвы немцев, ему было 17 лет. По его словам, мать собрала детей и сказала, что теперь они взрослые и «должны защищать Литву и литовцев». Кентра рассказывает, как они годами скрывались в лесах, жили в бункерах и домах людей, «которым можно было доверять». Советские органы проводили крупномасштабные операции против «партизан», засевших в лесах. «И всё равно: взрослые и дети сообщали нам, где враги. Это была оборона национального масштаба», – вспоминает он. Кентру арестовали через два года, последующие семь лет он провел в заключении.

Публицист Владимир Матвеев приводит ещё кое-какие детали биографии А. Кентры. «Да, за свои "активные связи с партизанами" был приговорен к длительному сроку заключения… Но расстрелян не был. Спокойно в 1954 году вернулся в Литву. И уже через год… поступил в Вильнюсский университет. При этом сразу начал работать учителем в школе… А с 1965 по 1991 год преподавал английский в Вильнюсском университете», – сообщает Матвеев.

В общем, «советские оккупанты» злопамятностью не отличались.

«Надо было опрашивать раньше…»

Из того же самого материала Русской службы Би-би-си выясняется, что у некоторых пожилых жителей Литвы совсем иные, чем у Кентры, личные воспоминания о послевоенном периоде – и им больно сейчас видеть, как чествуют «национальных партизан». Поразительно, но об этом рассказала даже Би-би-си, то есть с точки зрения литовских властей посодействовала «российской пропаганде»! До сих пор о таких вещах рассказывали преимущественно российские историки и журналисты – их произведения в Литве запрещают к изданию, а их самих заносят в списки персон нон грата. А тут о «подвигах» «лесных братьев» повествует Британская телерадиовещательная корпорация, доселе никак не уличенная в симпатиях к России! Но, видимо, настолько вопиющими были эти «подвиги», что смолчать никак не получилось.

Журналистка Би-би-си пообщалась с некоторыми престарелыми обитателями окрестностей города Друскининкай. Те ей рассказали, как после войны целые села жили в страхе перед «партизанами», которые грабили, насиловали и убивали мирных жителей. Так, пожилая пани Эля поведала журналистке, как «лесной брат» изнасиловал ее мать. Ей на тот момент было около семи лет, она находилась в той же комнате и всё видела. «Он положил её на кровать и изнасиловал, положивши пистолет под подушку. Мать просила: пожалуйста, отпусти. Но бандит разве отпустит?» – с горечью вспоминала женщина.

Впервые мать заговорила с Элей об этом случае спустя сорок лет – не думала, что дочь помнит. Но пани Эля вспомнила и то, как в другой раз партизан велел «лезть на чердак» её тете – а та очень боялась ослушаться человека с оружием. Пани Эля считает, что на чердаке с её тетей случилось то же самое, что и с матерью. Старушка вспоминает и то, как однажды увидела по дороге в школу трупы соседей – мужчины, женщины и грудного ребенка. Она уверена, что их убили именно «национальные партизаны». К слову, всех «партизан», по словам пани Эли, местные жители знали в лицо, по именам и фамилиям – бандиты были выходцами из тех же деревень, чьих обитателей они убивали, грабили и насиловали.

Соседке Эли пани Марийоне было 11 лет, когда «национальные партизаны» убили её родителей. Она со слезами вспоминает, как «лесные братья» пришли во время ужина, велели детям лезть на печку. Потом дети слышали ужасающие звуки, но не видели самого происходящего. Выбираясь с печки, спрыгнули в лужу крови… Пани Марийона утверждает, в тот день в окрестностях насчитали 15 трупов. Женщина не знает, за что убили этих людей. Она лишь припомнила, как соседи рассказывали, что накануне этих убийств недалеко от их дома обнаружили и арестовали одного «партизана».

Ещё одна местная жительница по имени Дануте поведала, как её отец ушел по делам в соседнюю деревню и не вернулся. Тело нашли только через месяц. Ксендз отказался хоронить мужчину на кладбище, потому что под церковью находился тайный бункер «лесных братьев». Пани Эля не верит, что убийствами и изнасилованиями можно было бороться за независимость Литвы. Она свидетельствует, что местные жили в постоянном страхе перед лесными бандитами и боялись жаловаться властям. «Кому ты пожалуешься? Некому было жаловаться. Если пойдешь в город, узнают об этом бандиты, тебе конец. Тебя расстреляют, скажут – идёшь жаловаться», – вспоминает женщина.

Ещё одна местная жительница пани Зита рассказала, что если и помогали простые люди «национальным партизанам», то лишь из страха. Собеседницы британской журналистки сожалеют, что в свое время людские рассказы о «лесных братьях», об их преступлениях толком так и не задокументировали. «Надо было снимать показания двадцать пять лет назад, пока люди были живы», – говорит пани Онуте, прибирая могилы убитых родственников.

Увы, в современной Литве это оказалась никому не нужно. Да иначе и быть не могло, коль скоро сама литовская государственность базируется на лживой концепции «советской оккупации», подкрепляемой героизацией «лесных братьев» – насильников, бандитов и убийц.

Олег Левицкий