Новости

Ги Меттан: «Главная проблема для Европы состоит в том, что она практически стала вассалом США».

Швейцарский общественный деятель, политолог Ги Меттан известен не только тем, что он основал и четверть века бессменно возглавляет Швейцарский клуб прессы в Женеве, но еще и своим интересом к тому, что происходит в России. На русском языке вышли его книги «Запад – Россия: тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса» и «Растерянный континент».

Ги Меттан ответил на вопросы нашего корреспондента о современной ситуации:

– Что происходит с традиционными ценностями и национальной идентичностью в Европе сегодня?

– На протяжении уже 30 лет с момента распада Советского Союза мы наблюдаем развитие процессов глобализации, которая изначально должна была идти в экономическом измерении. Речь шла о снятии всех барьеров и границ. Однако глобализация не ограничилась только экономическим измерением. Идет и культурная, и политическая, и духовная глобализация. В принципе, мы можем говорить о четырех типах глобализации, которые проистекают одновременно. Они и привели к нивелированинию, усреднению, сминанию традиционных ценностей.

Мы видим, что происходит уничтожение традиционных ценностей, традиционной идентичности. И это ведет к формированию новой идентичности. Потому, что чем сильнее глобализация и разрушение традиционных ценностей, тем больше потребность в формировании так называемых новых ценностей. Именно поэтому мы видим в европейских странах возникновение ценностей, которые строятся на мультигендерных принципах, на ЛГБТ и так далее. Ими нужно заместить традиционные ценности. Этот тренд – отчаянная попытка воссоздать свою идентичность, но происходит она неверным путем.

– Пустота всегда заполняется...

– Конечно, но здесь пустоту заполняют неверными ценностями. Поэтому для современного общества очень важный вопрос, каким образом сохранить или воссоздать их, но на настоящем, а не на ерунде!

– Украинский кризис не мог не отразиться на Европе. Каково ваше мнение?

– Наблюдаются, конечно, разнообразные эффекты. Во-первых, в экономике: санкции вводят против России, а результаты очень негативные для Европы. Сейчас цены на нефть и газ практически убивают европейскую экономику и особенно экономику германскую. Я говорю в первую очередь о промышленности, поскольку она является крупнейшим энергопотребителем. И такая ситуация по всей Европе! Цены на энергию продолжают расти. В итоге во многих европейских странах сейчас высокая инфляция. В Швейцарии пока показатель не очень большой, но во Франции и Дании он велик.

– Как долго это может продлиться?

– Я не знаю этого – я не пророк. Но я думаю, что пока конфликт будет продолжаться, экономические проблемы будут только усугубляться. Не признаков того, что они станут ослабевать.

– Есть еще и политические проблемы. Мы видим обострение противоречий в Европе.

– Да, кроме экономических, есть еще и политические и геополитические проблемы.
Главная проблема для Европы состоит в том, что она практически стала вассалом США.
Евросоюз должен быть независимой и суверенной организацией, но что мы видим сегодня?! Абсолютную противоположность!

С военной точки зрения у нас есть некий единый организм НАТО. Очевидно, что он сейчас борется с Россией на Украине. Вот как раз этим-то Европа и не должна заниматься, потому что если мы суверенная организация, то у нас должны быть свои вооруженные силы, своя оборона. Но ситуация-то прямо противоположная.

И не только в экономических вопросах – еще и в военном отношении у нас нет суверенитета. А с моей точки зрения главная роль Европы – быть мостом между США и Китаем. Мы как раз и должны обеспечивать баланс между двумя системами. Сейчас это полностью разрушили. Я задаю вопрос: зачем?

США убивают оборонный сектор Европы, они продают свое оружие. Европейское производство сводится к нулю. Вспомните историю с продажей французских подводных лодок Австралии. Чем она закончилась? Сделку расторгли понятно в чью пользу… Если смотреть по сути, то это создает огромные проблемы для европейцев.

– Вы написали книгу о русофобии. Сегодня ее градус как никогда высок, не так ли?

– В своей книге я постарался пойти к корням, объяснить, как глубоко в истории лежит этот разрыв между Европой и Россией.

И ведет он вглубь к разрыву между православием и католичеством.

И все предрассудки, все стереотипы очень глубоко укоренились в нашей истории. Именно поэтому пропаганда США и Англии так эффективно работает: они просто эксплуатируют глубоко укоренившиеся стереотипы.

Можно увидеть цикличность: времена религиозных войн, потом войны с Наполеоном, холодная война.

Старые стереотипы, которые глубоко коренятся в религиозном расколе, во время холодной войны с Советским Союзом просто вызвали на поверхность. Их прокрутили как бы заново, но уже в политическом плане. И сейчас новое поколение политиков берет те же самые старые истории – антисоветские, антибольшевистские – и вновь их запускает.

То есть, практически та же самая история, но используется уже в другой системе. Берут ту же самую традицию, но проворачивают немного по-другому в новых условиях.

– Есть ли шанс на лучшее будущее в такой ситуации?

– Сейчас мой ответ – нет. Но давайте оставим себе немного надежды. Что лично мне дает надежду? Посмотрите, все антироссийские схемы разжигаются через медиа, но простые люди это не поддерживают. Недавно в Швейцарии проводился опрос общественного мнения. И оказалось, что люди не ловятся на то, что им предлагает пропаганда.

Они очень осторожно относятся к происходящему.

В феврале швейцарское правительство и СМИ фактически ушли от традиционного статуса нейтралитета, но люди это не поддержали: соотношение «за» и «против» было 50 на 50. Позже людей снова спросили, что они об этом думают и оказалось, что 64% опрошенных в Швейцарии выступают против режима санкций и отсутствия реального нейтралитета.

Владимир Кузменкин