Новости

Гитлеризм и Украина – по поводу «Акта восстановления украинской державы»

Что ищет город Херсон?

В преддверии годовщины провозглашения гитлеровскими коллаборационистами 30 июня 1941 года «Акта восстановления украинской державы» некоторые областные центры Украины традиционно уже нарядились поздравлениями от местной власти.

В этом году мастера монументального коллажа не постеснялись обнародовать 3-й пункт Акта, который скромно замалчивали ранее. А именно декларацию «тесного сотрудничества» самостийной Украины с «Национал-Социалистической великой Германией», «вождём Адольфом Гитлером» и «союзнической Немецкой Армией». Правда, имя вождя жовто-блакытной ленточкой прикрыли. Заказчиком плаката были мэр Херсона и депутатское большинство в горсовете.

А мы, пожалуй, сорвём этот покров. Обратимся к исследованиям львовского историка Виталия Масловского, за которые он был уволен из Института общественных наук Западноукраинского отделения АН Украины, а в 1999 году убит.

Виталий Иванович приводит документ из архива гестапо, хранящийся в Центральном государственном архиве высших органов государственной власти (ЦГАВО) Украины. Это «Отчет с Национальных Сборов украинцев, состоявшихся дня 30 июня 1941 г.». На этих сборах, проведенных в здании общества «Просвіта», и был принят упомянутый Акт. Документ затем правился лично заместителем провидныка ОУН* (запрещена в РФ) Ярославом Стэцько. Началось собрание с послания пламенных приветов в Германию «проводнику ОУН Степану Бандере», «Творцу и Вождю Большой Германии АДОЛЬФУ ГИТЛЕРУ» (выделено заглавными буквами в оригинале) и «Славной Немецкой, непобедимой Армии», а также «Митрополиту Андрею» (Шептицкому) и «всем героям за волю Украины» (так в оригинале). Согласно отчёту, «представитель немецкой армии старшина УГА, Профессор Кох поздравил также присутствующих на собрании и призвал к труду и как можно более тесному сотрудничеству с немецкой армией».

Кого представляли эти самые «Национальные сборы украинцев»? Вот что писал их участник протопресвитер Гавриил Костельник: «Согнаны были люди, по-видимому, больше сотни – украинской интеллигенции… Среди собравшихся немало было греко-католических священников, собранных усилиями бандеровского капеллана отца Ивана Грыньоха. Представителем митрополита был коадъютор Йосыф Слипый, который вёл себя здесь едва ли не как протектор тех, кто созывал это совещание. Оказалось, что это непростое совещание. Объявлено было, – Бог мой, стыдно об этом говорить теперь, – что все мы присутствующие представляем «народные сборы», которые должны провозгласить создание украинского государства и утвердить «правительство», сформированное по указанию Степана Бандеры каким-то Ярославом Стецько. «Народными сборами» это совещание решено было назвать не просто для авторитетности оного, а для того, чтобы противопоставить это сборище тому Народному Собранию, которое было созвано во Львове в октябре в 1939 г., на котором было провозглашено установление советской власти на Западной Украине… Здесь присутствовали и представители немецкой военной власти. Слово взял глава «правительства» Ярослав Стецько – плюгавый человечек, который, не умея держать себя на людях, дрожащим голосом зачитал акт провозглашения «державной соборной самостийной Украйины» и провозгласил, так сказать, декларативное заявление «правительства». Из того, что провозглашал и говорил этот плюгавый человечек, именовавший себя главой «правительства», запомнились две особенности: это – непревзойденная хвала немецкому фюреру и его непобедимому воинству и угрозы, страшные угрозы всем, кто проявляет неповиновение «правительству» «украинского государства», которое, говорил Стецько, “будет действовать в единстве с Великогерманией фюрера”. “Политику мы будем делать без сантиментов, – пытаясь взять устрашающий тон, совершенно серьезно вещал плюгавый человечек. Мы уничтожим всех тех, без исключения, кто будет становиться на нашем пути. Руководителями всех отраслей жизни будут украинцы и только украинцы, а не враги-чужестранцы – москали, поляки, евреи. Наша власть будет политической и военной диктатурой ОУН, диктатурой, для врагов страшной и неумолимой”».

Вышеупомянутый акт был Решением №1 этих «национальных сборов». Полностью приводить его не станем. Ограничимся пунктом 3: «Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Великогерманией, которая под руководством вождя Адольфа Гитлера творит новый порядок в Европе и мире… Украинская Национально-революционная Армия, которая будет творить на украинской земле, будет бороться дальше совместно с союзной немецкой армией против московской оккупации за Суверенное Соборное Украинское Государство и новый порядок во всем мире».

После провозглашения Акта была принята «Декляряция Правления Украинского Государства». В ней также отмечалось, что «Новое Украинское Государство… становится добровольным в рамке нового порядка Европы, который творит вождь немецкой Армии и немецкого народа Адольф Гитлер», ибо «мы получили возможность провозглашения акта восстановления нашей государственности именно благодаря победам Славной Немецкой Армии, которая под руководством своего великого вождя вышла на борьбу за этот новый строй... Исходя из этой основы… с ощущением самой глубокой приязни, которую питает украинская общественность в отношении Немецкой Армии и мировоззренческих и идеологических основ Украинского Революционного национализма, Новое Украинское Государство и его Власть – включаются в процесс строительства нового порядка в Европе и целом мире». И, наконец, слова, прямо как из наших дней: «Судьба наша – быть на передовой на востоке Европы… Нашим первым достижением теперь будет создание как можно скорее украинских Вооруженных Сил, с тем, чтобы Они усилили немецкую армию и немедленно пошли в бой за новый и окончательный развал московской тюрьмы народов… Будем в то же время в состоянии дать независимую экономическую помощь Немецкой Армии. Слава Украине! Героям слава!»

Сегодня на Украине заливают, что, мол, как только немцы отказали вольнолюбивым украм в суверенной державе, все бандеровцы «разом собрались и ушли в лес – воевать на два фронта». Опровержений этим смешным выдумкам – тьма, но особо символично совсем недавнее, от директора Центра евразийских исследователей Владимира Корнилова. В архивах он отыскал поздравление Гитлеру с 53-летием [1942 год] от некого Воскобийныка, главного редактора газеты под названием «Возрождение». Тот обещает фюреру, что «новая история украинского народа начнется именем Адольфа Гитлера-Освободителя».

Так вот. Этот самый Воскобийнык, уже как глава «парламента Державного центра УНР*» и член правительства в изгнании, торжественно сложил свои полномочия в августе 1992 г., прибыв из США на торжественное заседание Верховной рады по поводу первой годовщины незалежности. Новообразованное государство он провозгласил правопреемником державы, «восстановленной… благодаря победам Славной Немецкой Армии под руководством своего великого вождя» и вручил Кравчуку «государственные атрибуты».

И всё же до наступления эпохи гидности преемственность от гитлеровской эпохи старались не выпячивать. По крайней мере, за пределами Галичины. Поэтому в 2017 г. слишком уж откровенным показалось выступление губернатора Херсонской области на 9 мая, в котором немногим живущим ещё ветеранам он открыл, что «первым мотивом для Гитлера было движение на суверенную державу».

Как видно из ролика, бургромистр получил тогда отпор от горожан, собравшихся у Вечного огня в херсонском Парке Славы. Однако местные активисты восприняли слова городского головы как реабилитацию их идола, и к годовщине «Акта восстановления украинской державы» они поминали на главной площади дорогого Адольфа Алоизовича.

Пусть на весь 300-тысячный город оказалось их тогда тридцать моральных калек, но Херсонский горсовет развесил в порядке «социальной рекламы» к празднику 10 билбордов с «плюгавым Стецько» и украинскими эсэсовцами.

Стало это возможным благодаря самой знаменитой херсончанке эпохи гидности Катерине Гандзюк. «30 июня 2017 Херсонский городской совет впервые на официальном уровне отметит День восстановления Украинского государства, – объявила она в соцсетях. – Мне и самой не верится, но мы это сделали. Не устаю повторять: власть не идеальна, дальше могут быть какие угодно плохие наши, но их чужих здесь уже не будет никогда. Слава Украине!»

Понятно, что «чужие», которых «здесь не будет никогда», это велико- и малороссы, освоившие в конце XVIII – начале XIX вв. степное Причерноморье, до тех пор турецкое, но практически безлюдное. За сто лет образовали они субэтнос южно-россов (новороссов), который и при УССР не отделял себя от судеб и ценностей всей России.

А кто же тогда «наши»? И насколько они характерны для «украинского» Причерноморья, большая часть которого (включая Одессу, Николаев и даже Кривой Рог) входила некогда в состав Херсонской губернии Российской империи?

«Херсон – пожалуй, самый «невосточный» из областных центров т.н. «Юго-Востока Украины», – рассказывает нам херсонец, обозреватель киевского еженедельника «2000» Александр Фидель. – Возможно, это связано с тем, что в период его бурного роста в 1950-1960-е годы сюда активно завозились переселенцы с Запада. И не только в сам город. Во многих окрестных селах существуют крупные общины галичан, причем носящие организованный характер, сохряняющие свои особые галичанские традиции, песни и т. п. В электоральном плане это проявилось в том, что Херсонскую область называли «украинским Нью-Гемпширом [cчитается, что результаты выборов в штате Нью-Гемпшир, как правило, близки к общеамериканским. – Ред.]. Наряду с Кировоградской это две области, в которых результаты выборов были близки к общеукраинским, т. е. голоса между «западными» и «восточными» распределялись примерно поровну. После майдана же свидомиты стали доминирующей силой, майданные партии получили подавляющее большинство в обл- и горсоветах, а их оппоненты предпочитали «помалкивать в тряпочку». Празднование «воссоздания украинской державы», формально предложенное фракцией «Свободы», пропихнула в 2017 году ныне покойная активистка Гандзюк, полностью подмявшая под себя безвольного мэра Миколаенко. Оно и было внесено в общий план всяких мероприятий, принимаемый горсоветом. «Автоматом» финнасирование этого действа вписывалось и в последующие годы, не вызывая в горсовете никаких возмущений – все там решали “свои дела”. И этот год не стал исключением, хотя нельзя исключать предвыборных соображений. Мэр Миколаенко крайне непопулярен, абсолютно пустое место и, возможно, таким образом хочет сплотить вокруг себя целевой электорат ведь при выборах в один тур и большом количестве претендентов и 10-20% может хватить для победы».

«Мэр в угоду голосования за действительно нужные ему вопросы даёт возможность свободовцам продвигать такую вот пакость, – подтверждает наш источник в Херсонском горсовете. – … А город на самом деле против. На 9 мая и 22 июня толпы идут к Вечному огню. Да и депутаты многие против».

Не эти ли депутаты в целях общественного просвещения вывесили на остановках общественного транспорта более полный текст священного текста украинской незалежности: с Гитлером, немецкой армией и всё тем же поздравлением от нынешних властей?

Если так, русский город ещё жив.

Заглавное фото: Херсон. Памятник первым корабелам. На памятнике надпись: «Здесь в 1783 году построен первый 66-пушечный линейный корабль Черноморского флота "Слава Екатерины"»

ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ