Новости

Главная дилемма США – как удержать гегемонию, если есть Китай

Расширение списка антикитайских санкций и положительные сигналы Вашингтона Пекину

Из США поступает противоречивая информация о политике Вашингтона в отношении КНР, затрудняющая понимание планов американской администрации.

В начале июня в «Вашингтон пост» вышла статья Байдена, в которой он отстаивает стратегию сдерживания Китая с привлечением традиционных союзников США. Признавая серьёзные изменения в расстановке сил («глобальные вызовы»), Байден заявляет, что устанавливать правила международной торговли и технологический режим должны «рыночные демократии», а не Китай или кто-то ещё.

3 июня президент США подписал распоряжение, расширяющее список китайских компаний, в которые американским компаниям запрещено вкладывать капитал (покупать или продавать публично торгуемые ценные бумаги этих компаний). Запрет вступит в силу 2 августа, и у инвесторов будет год, чтобы избавиться от китайских ценных бумаг.

В новом чёрном списке администрация Байдена сохранила 26 из 44 компаний, на которые были наложены санкции при Трампе; в частности, под санкциями остались Huawei Technologies и три другие крупнейшие телекоммуникационные компании КНР. К списку из 26 добавлены ещё 33 компании и организации, связанные с авиационной промышленностью Китая, и две финансовые компании, связанные с Huawei. Чёрный список будет обновляться на постоянной основе. Объявлена причина расширения сферы антикитайских санкций: связи компаний с китайской военной промышленностью или спецслужбами.

И одновременно Вашингтон посылают положительные сигналы Пекину относительно возможной отмены тарифов на китайские товары, импортируемые в США. Американский деловой ТВ-канал CNBC сообщил, что «администрация Байдена проводит пересмотр американо-китайской торговой политики в преддверии истечения в конце 2021 года срока действия соглашения эпохи Трампа “Фаза 1”». В соответствии с соглашением первой фазы торговой сделки Китай обязался в течение следующих двух лет купить американских товаров и услуг по меньшей мере на 200 млрд. долл. больше по сравнению с уровнем 2017 года. По оценкам Института международной экономики Петерсона (США), китайские закупки американских товаров в этом году по состоянию на апрель составляли 73% того объёма, который определён торговым соглашением.

У вице-премьера КНР Лю Хэ недавно состоялось результативное общение с двумя высокопоставленными чиновниками администрации Байдена по вопросам торговой сделки. 27 мая Лю Хэ провёл телефонный разговор с торговым представителем США Кэтрин Тай, а 2 июня – виртуальную встречу с министром финансов США Джанет Йеллен. Оценивая итоги этого диалога, Министерство торговли Китая заявило, что Китай и США начали «нормальное общение» в экономической и торговой областях и будут работать вместе, чтобы на практике решить «конкретные проблемы для производителей и потребителей, несмотря на сохранение различий».

Отметим, что многообещающие сигналы из Вашингтона относятся только к возможному смягчению жёсткой протекционистской торговой практики, но не затрагивают китайско-американское соперничество в области высоких технологий, где санкции США продолжают ужесточаться.

Интерес Вашингтона к смягчению тарифов на китайский импорт связан с тем, что от повышенных тарифов страдают американские компании-импортёры, под повышение тарифов подпадают товары массового спроса из Китая. При Трампе тарифная война охватила более 370 млрд. долл. американского импорта из КНР. Это увеличило средний американский тариф на китайские товары с 3,1 % до 19,3 %. Соответственно, выросли цены на американском потребительском рынке и в промышленности, причём не только на китайские товары, но и на американские товары, содержащие китайские комплектующие. В несколько раз выросли производственные затраты в таких отраслях, как авиация, полупроводники, химическая промышленность, здравоохранение.

По некоторым товарам более 90% дополнительных расходов, связанных с повышенными тарифами, были выплачены импортёрами США. После трёхлетней торговой войны с Китаем общий объём торговли США сократился на 50 млрд. долл., а торговый дефицит США вырос на 200 млрд. долл.

Новые санкционные ограничения в отношении КНР касаются в основном технологической сферы. Здесь напряжение растёт. Администрация Байдена нащупывает всеобъемлющую стратегию противостояния Китаем в отличие от примитивных денежных поборов с китайского импорта, чем занимался Трамп. В понимании американских властей технологическое отставание КНР со временем должно привести к вытеснению китайских товаров с мировых рынков высокотехнологичной продукции и падению экспортных доходов. В надежде на это Вашингтон рассчитывает и решить задачу экономического ослабления Китая, и восстановить его технологическую зависимость от Запада, и ликвидировать дефицит США в американо-китайской торговле.

Однако технологическое сотрудничество китайских компаний с Америкой, хоть и важно для КНР, но уже не является для неё определяющим. Показательный пример – первый китайский высокоэнергетический лазер, самостоятельно спроектированный консорциумом семи китайских компаний. Это одна из трёх основных технологий производства литографических машин для печати интегральных микросхем по наиболее передовому 7-нм технологическому процессу. Данная разработка приблизила китайских инженеров к самостоятельному производству новейшего литографического оборудования, что имеет решающее значение для достижения самодостаточности в индустрии полупроводниковых микросхем.

С точки зрения китайских деловых кругов, последствия новых американских санкций не станут далеко идущими. Бывший экономический и коммерческий советник Генерального консульства Китая в Сан-Франциско и Нью-Йорке Хэ Вэйвэнь заявил, что «прямые инвестиции США в Китай составляют всего 2% иностранных инвестиций Китая, т. е. есть около 2,6 млрд. долл., так что влияние американских ограничений незначительно».

Кроме того, ответные меры Китая включают массовые иски подсанкционных компаний в американские суды. Пример подала компания Xiaomi – китайский производитель смартфонов, которая в мае выиграла иск в американском суде против Пентагона и была исключена из чёрного списка.

Заглавное фото: китайская делегация на встрече с амеркианцами в Анкоридже, REUTERS/Pool

ВИКТОР ПИРОЖЕНКО