Новости

Годы идут… Сохранил ли актуальность «нормандский формат»?

Проведение новой встречи в нормандском формате возможно только после выполнения Украиной договоренностей, достигнутых на саммите в Париже 9 декабря прошлого года, заявил 4 декабря посол России в США Анатолий Антонов. Как написал он на странице дипмиссии в Facebook, вместо того, чтобы пытаться организовать новую встречу, Киеву стоит сосредоточиться на других вещах. В первую очередь следует прекратить критиковать Минские соглашения, а также избегать попыток переиначивать порядок выполнения их положений. 

Дипломат напомнил, что ровно год назад в Париже было согласовано семь конкретных шагов. Однако на данный момент реализованы только два из них, и те частично. Успехи, по его словам, были достигнуты только в обмене пленными и в укреплении режима прекращения огня. При этом, отметил А. Антонов, Киев избегает обсуждения правовых аспектов особого статуса Донбасса и саботирует дискуссию о новых участках разведения сил. Словом, на данный момент становится понятно, что украинские власти во главе с президентом Владимиром Зеленским не способны создать условия для урегулирования конфликта.

Заявление А. Антонова является прямой реакцией на попытки пана Зеленского и его окружения периодически вбросить в информационное пространство сообщения о том, что подготовка к новому саммиту «нормандской четвёрки» идет. Париж, Берлин и Москва будто бы уже подтвердили своё согласие провести новый раунд переговоров.

Ранее о том, что говорить о проведении нового саммита «нормандской четверки» еще рано, поскольку прежде нужно реализовать достигнутые в Париже договоренности, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. «Сама по себе встреча на высшем уровне ради встречи, конечно, не нужна ни одному из глав государств и правительств, она нужна ради результата», – считает он.

Гораздо более резко, чем Антонов и Песков высказался постпред России в ООН Василий Небензя. Он заявил, что игнорирование Германией и Францией состоявшейся на прошлой неделе неформальной встрече Совбеза с участием представителей Донецкой и Луганской народных республик и вовсе ставит под сомнение целесообразность новых саммитов в «нормандском формате». «Это поднимает вопросы о целесообразности новых саммитов в «нормандском формате». Без исполнения их положений и Минских соглашений всеми сторонами не похоже, что у них есть какая-либо добавленная стоимость», – сказал В. Небензя, выступая на встрече. «То, что произошло сегодня, компрометирует роль Берлина и Парижа в качестве посредников в разрешении украинского кризиса. Их больше заботит, как покрывать киевские власти».

Первый заместитель Небензи Дмитрий Полянский также считает, что Франция и Германия продемонстрировали в ООН свою несостоятельность в качестве переговорщиков по урегулированию ситуации на Украине. «Вот такие у нас «посредники». Свое правдивое лицо в этой ситуации они продемонстрировали как нельзя более красноречиво. Никакого дела им нет ни до минского процесса, ни до дончан, ни до русскоязычных жителей Украины в целом. Никакие они не посредники, и ждать от них нечего, сейчас это стало абсолютно очевидно. Маски сброшены, господа!» – заявил он. 

Напомним, что указанная встреча, посвященная исполнению Минских соглашений, была проведена 2 декабря по инициативе Москвы и имела неформальный характер (по «формуле Арриа»). На нее были приглашены полпреды ДНР и ЛНР в контактной группе по Донбассу Владислав Дейнего и Наталья Никонорова. Украина сразу же заявила о бойкоте встречи. К ней присоединились США, Великобритания, Франция, Германия, Эстония. Они также выступили против трансляции встречи на сайте ООН.

О том, что Германия и Франция скомпрометировали роль европейских стран в урегулировании ситуации на Украине, заявила также официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она пояснила, что российские дипломаты заблаговременно рассказали немецким и французским коллегам о целях встречи, однако Берлин и Париж с самого начала попытались сорвать переговоры. Подобными действиями они, считает М. Захарова, пытаются прикрыть действия киевских властей в Донбассе.

Представитель ЛНР Родион Мирошник считает, что попытка со стороны представителей Германии и Франции сорвать выступление представителей республик дискредитировала статус посредников в «нормандском формате». По его словам, усилия представителей Украины, Германии и Франции сорвать заседание были безуспешны. Выступление состоялось, и его услышали представители 17 стран мира с населением в сумме до 3 млрд человек, из которых Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности ООН.

Представители трех сран, бойкотировавших встречу, – США, Великобритания и Эстония – впоследствии приняли совместное заявление, в котором мероприятие было объявлено попыткой исказить реалии украинского конфликта. «Эта встреча была явной попыткой представить ложный и вводящий в заблуждение сюжет, касающийся конфликта на востоке Украины», – отмечалось в заявлении.

Мне одному кажется, что, если бы под ним не значились подписи представителей США, Великобритании и Эстонии, можно было бы с уверенностью сказать, что заявление писалось в Киеве? Ведь это традиционная украинская тема – обвинять Москву в невыполнении соглашений, а любую попытку донести до международного сообщества правду о происходящем в Донбассе назвать «искажением» и «антиукраинской пропагандой»?

В Киеве тут же заявили, что Россия пытается «изменить процедуру переговоров». Она, мол, стремится «узаконить» самопровозглашенные республики, возможно, в результате проведения очередного референдума о независимости этих территорий, а также привлекая их на международные площадки, включая Совбез ООН. С таким заявлением украинской делегации в Трехсторонней контактной группе можно ознакомиться на ее странице в Facebook. По утверждению украинской стороны, результатом этого «замысла» может стать одностороннее признание Россией ЛНР и ДНР. В Киеве также обвинили Москву в том, что она перешла «к откровенному шантажу международного сообщества», дискредитируя Францию и ФРГ как участников «нормандского формата».

Вообще-то они сами себя дискредитировали. А что касается изменения процедуры, то в Минских соглашениях сказано, что решение политических вопросов должно проходить по согласованию с представителями республик. Однако Украина и не думает следовать этому положению, пользуясь лазейкой: Минские соглашения, хоть и подписаны тогдашними главами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким, но без указания их должности. Что касается ТКГ, то она действительно трехсторонняя – в ней представлены Украина, Россия и ОБСЕ. Республик там формально нет, хотя именно с их представителями решаются такие «технические» вопросы, как прекращение огня, разведение сил и обмен пленными. Но это и есть тот самый максимум, на который готова идти Украина (те самые два пункта из семи).

Как только начинаются разговоры о политических вопросах (к примеру, закон «Об особом статусе» должен был быть согласован с представителями Донбасса, но был написан и принят единолично Украиной), то Киев тут же «включает дурака» и начинает утверждать, что Москва – сторона конфликта и он все переговоры ведет с ней.

Так, недавно один из участников украинской делегации в ТКГ Сергей Гармаш расхвастался: «Никто Украине не ставил ультиматум, скорее Украина начала говорить жестким языком с Россией. Скорее это мы принципиально поставили вопрос…» Далее он пояснил, что представители республик (ОРДиЛО в их терминологии) предложили план, предусматривающий получение ими ряда полномочий до 2050 года, однако Украина всегда игнорировала их как сторону переговоров и продолжит игнорировать. «Мы не берем на обсуждение документы, поданные нелегитимным участником процесса, они не являются стороной в ТКГ. Мы потребовали, чтобы Россия взяла на себя ответственность и подала этот план как план России», – заявил Гармаш.

По-хорошему, да, процедуру и впрямь надо изменить, официально сделав республики сторонами переговоров. Как в том же Приднестровье, где работает формат «5+2», в котором основными переговорщиками являются как раз стороны конфликта, и они решают весь спектр вопросов взаимодействия, кроме, пожалуй, главного – статуса региона. Зато там не только не стреляют, но и сохраняется свобода передвижений, голосования на выборах и экономического сотрудничества.

Очевидно, что ситуации в Донбассе даже до этого далеко из-за позиции Киева, который не хочет вообще никаких вопросов решать. Там думают, что чуть-чуть ослабили интенсивность обстрелов (но не прекратили – факт), отвели перед камерой войска в трех местах (где-то впоследствии вернув их, а где-то заменив правосеками*), и «мы все выполнили», теперь – очередь России.

На днях глава украинской делегации в ТКГ призвал Россию определиться со своей позицией относительно комплекса договоренностей, достигнутых в рамках «нормандского формата». «Леонид Кравчук принципиально требует от российской стороны как участника ТКГ взять на себя политическую ответственность и официально определить свою позицию о необходимости выполнить договоренности, достигнутые на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца этого года», – значилось в заявлении.

О чем речь? Позиция России давно определена: Украина должна выполнить обязательства, взятые на себя в Минске еще в 2015 году и подтвержденные год назад в Париже. В частности, не только продлить действие закона «об особом статусе Донбасса» (это хоть и с большими вопросами к тексту самого закона сделано), но и внести соответствующие изменения в Конституцию Украины, чтобы придать этой норме постоянный характер, имплементировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство, вернуться к вопросу о местных выборах в Донбассе и контролю над российско-украинской границей на следующих переговорах.

А в итоге что? Местные выборы Украина провела без Донбасса, «формулу Штайнмайера» в закон «об особом статусе» не включила. Более того, в очередной раз просто поиздевалась над оппонентами. 

«Мы можем внести «формулу Штайнмайера» в закон, но в таком формате: с границей, выводом вооруженных формирований и иностранных войск и только потом выборами. Все правильно, но это уже будет не формула Штайнмайера», – заявил советник украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович, назвав формулу «набором пожеланий» и «разновидностью московского видения».

А уже упомянутый пан Кравчук, окончательно утратив чувство реальности, на днях и вовсе потребовал ужесточить санкции против России, в частности отключить ее от SWIFT, если в переговорном процессе по урегулированию в Донбассе не будет прогресса до конца текущего года.

Вот в принципе все, что следует знать о том, как Украина выполняет обязательства и нужен ли новый саммит. Прошлый саммит, наверное, все же был нужен уже хотя бы для того, чтобы дать новому президенту Украины демонстративно «облажаться» и показать, что он никакой не «голубь мира» и ничем не отличается от своего предшественника.

Очевидно, что следующий саммит, если и состоится, то уже со следующим украинским президентом. Хотя не только Зеленский, но и нынешние переговорщики от Франции и Германии доказали свою непригодность в этом качестве.

Дмитрий Родионов