Новости

Город мечты: нужен ли он айтишникам?

Накануне сегодняшней пресс-конференции Владимир Зеленский успел посетить очередной форум «Украина 30. Цифровизация», где Минцифры старательно пиарил рай для айтишников в виде специального правового и налогового режима «Дія City». Пакет законопроектов собирались принять еще в декабре. Пока они лишь прошли первое чтение и готовы ко второму. Тем временем представители IT-индустрии пишут петиции и убеждают власть, что им не нужны “сказочные льготы”. Но их никто не слышит…

Что такое «Дія City»? Это некое подобие американской Кремниевой долины и белорусского Парка высоких технологий в одном лице, но с одной существенной разницей. Резиденты “Дія City” не будут физически располагаться в одном месте – в конкретном технопарке. Они могут сидеть в разных уголках страны в своих офисах и квартирах, а состоять в “цифровой казенной секте” – сугубо виртуально.

По замыслу Минцифры, приобщиться к проекту сможет любая компания, которая будет соответствовать определенным критериям. Для этого ей понадобится лишь оформить виртуальную заявку, войти в членство некой саморегулируемой организации, заплатить взнос и сдать список штатных сотрудников контролирующим органам. Каким именно, пока спорят. Но главным по «Дія City» Минцифры в законопроектах назначил сам себя.

Зачем это делается? Рекламное объяснение для деловых кругов – чтобы упростить налоговое администрирование сектора и переманить белорусов. Не случайно к разработке «Дія City» приобщился белорусский адвокат Денис Алейников, который занимался подобным проектом в своей стране.

Министерство цифровой трансформации дает более пространную трактовку своих намерений, которая больше смахивает на детские фантазии романтиков в розовых очках. Министр Михаил Федоров называет «Дія City» виртуальной свободной экономической зоной, “уникальной экосистемом с лучшими в мире условиями для ведения IT-бизнеса». Федоров отметил, что одна из главных целей данного режима – стимулирование развития цифровой экономики на следующие 15 лет и привлечение миллиардных инвестиций в страну. 

Выступая в ходе одного из заседаний всеукраинского форума «Украина 30», он заявил, что благодаря специальному правовому режиму «Дія City» доходы IT-отрасли в Украине к 2025 году могут вырасти с $6 млрд. до $16,5 млрд. А рост количества рабочих мест после запуска «Дія City» составит с 200 тыс. сейчас до 450 тыс. в 2025 году.

Насчет “лучшими в мире” это он явно загнул. О размере инвестиций можно поспорить. Но практически речь идет о том, что для компаний-резидентов «Дія City» будет действовать налог на доходы физических лиц в размере 5%, плюс 1,5% – военный сбор, а налог на прибыль будет заменен налогом на выведенный капитал в размере 9%. То есть средства, которые компания реинвестирует в бизнес, не будут облагаться налогом.

Резиденты будут защищены от давления правоохранительных органов. Так, санкции на проведение следственных действий относительно резидентов «Дія City» смогут выдавать только генпрокурор и его заместители, а изъять или арестовать оборудование ІТ-компаний можно будет только при условии, что это не препятствует их хозяйственной деятельности.

Эти положения прописаны в законопроекте №4305. Основным же является проект №4303 «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине», который появился в Верховной Раде 2 ноября 2020 года. С тех пор там были зарегистрированы еще несколько альтернативных проектов (№4303-1 и №4303-2), но все они сейчас отклонены, а правительственный принят за основу.

Его сейчас активно обсуждают на всяких отраслевых собраниях IT-ассоциации. Самые спорные темы: возможность работы с ФЛП для резидентов «Дія City»; требование обязательного ежегодного аудита; возможность приостановления решения о лишении компании статуса резидента «Дія City» уполномоченным органом (Минцифры) до принятия судебного решения (разумеется, с утратой всех налоговых и “защитных” преимуществ); новый формат трудовых отношений – так называемый гиг-контракт.

С них стоит и начать. Перед написанием статьи мы поговорили в частном порядке с представителями рынка. Они прямо говорят, что фантазии молодых госчиновников на тему какого-то непонятного по формату контракта, предусматривающего “юридическое оформление отношений работника и работодателя за пределами трудовых договоров и касающегося проектной, временной работы с гибким графиком” – это никому не нужные “архитектурные излишества”.

Авторы законопроекта позиционируют гиг-контракты в качестве альтернативы сотрудничеству с ФЛП, которые сейчас составляют большинство работников ІТ. Но в том-то и дело, что фирмам, в первую очередь иностранным, выгодно нанимать ФЛП и не усложнять себя жизнь с соблюдением  социальных гарантий (право на отпуск, больничный и проч.).

Если кто-то не понимает, что именно дало толчок развитию ІТ-индустрии в Украине до пандемии коронавируса, так это относительно невысокие затраты на рабочую силу (особенно сопутствующие и фискальные), более дешевая аренда офисных помещений, чем на Западе, возможность неформальных трудовых отношений с квалифицированным персоналом.

Как только все это начнут загонять в рамки какой-то организации резидентов «Дія City» (так называемое СРО), доходы от цифровой индустрии не вырастут, как рассчитывает министерство, а упадут. И хотя в последней версии проекта членство в СРО стало необязательным, все понимают: в Украине задним числом меняются и отменяются любые правовые акты. А еще лучше – их просто не выполняют.

Понятно, в чем заключается интерес Минцифры: оно становится министерством не просто одного цифрового приложения, которое второй год не могут довести до ума, а целой отрасли.

В законопроекте, в частности, предусмотрены следующие регуляторные полномочия «органа управления» «Дія City»:

– принятие решения о получении/потере/отказе в приобретении статуса резидента «Дія City» и об оставлении заявления о получении статуса резидента без рассмотрения;

– ведение реестра резидентов «Дія City», который должен быть в открытом доступе в интернете;

– осуществление контроля за соответствием заявителей и резидентов «Дія City» установленным требованиям;

– рассмотрение информации о резидентах «Дія Сити» на предмет наличия признаков, которые могут быть основанием для принятия решения о потере статуса резидента;

– накопления сведений о заявителях и резидентах «Дія City».

Для бизнеса, который отлично себя чувствует тогда, когда его не замечают, возникает вопрос: с какого перепугу мне нужно попадать в реестр, сажать себе на шею контролеров из профильного министерства, писать им отчеты и ждать каждый год аудиторов, если я могу работать тихо и зарабатывать на программировании ровно столько же?

Потому что разговоры о каком-то особом  налоговом режиме, который сейчас рассматривается как «пилотный», а в случае успешности для ІТ-отрасли сможет быть распространен и на другие высокотехнологичные отрасли украинской экономики – например, самолетостроение или электронику, – это воздушные замки наивных молодых депутатов  от “Слуги народа” и “Голоса”.

Опытные бизнесмены понимают, что в нашей стране нет ничего стабильного, а тем более длительно стабильного. Сегодня ввели льготы, завтра МВФ прикрикнет, их отменят. А того хуже, еще и накинут новые платежи в бюджет. Тем, кто засветился и вписался в реестр.   

А самая большая глупость – это доверять нормам закона о защите резидентов «Дія City» от уголовных преследований. Какие у нас уголовные преследования? Какие санкции генпрокурора для возбуждения дела по мелким айтишникам из условной Хацапетовки?  Вы что, смеетесь?

Тем более машина уголовного производства у нас плавно сбавляет ход, а на первый план выходят санкции СНБО. Сегодня на повестке дня – трубопроводы и энергорынок, завтра – экспортеры с импортерами, а потом вдруг захочется навести порядок среди хакеров. Точнее, IT-компаний, которые такими окажутся.

Кстати, чтобы получить статус резидента “города мечты”, компания должна работать по одному из четко определенных направлений деятельности в ІТ-сфере, среди таких – разработка программного обеспечения или киберспорт.

Средняя зарплата работников компании должна быть не менее $1400, работать в ней должны по крайней мере 9 штатных работников. Сумма дохода от профильной деятельности компании должна составлять минимум 90%. И, наконец, компания не должна находиться под санкциями или проходить процедуру банкротства.

То есть о санкциях подумали заранее. Они теперь часть нашей политической и экономической жизни. Еще один аргумент для айтишников не спешить в официальный рай…

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.