Новости

Господа города... донецкие

...Когда ночь упадёт на Донбасс — и тогда
Тьму рассеют огнями его города...

(Народная песня)

ДОНЕЦКИЙ ВОПРОС. КАЖДЫЙ ПИШЕТ, КАК ОН СЛЫШИТ, И НА ВСЕХ НЕ УГОДИШЬ...

В последнее время в украинских СМИ и среди патриотической «богемы» опять обострился вопрос отношения к «окремому» и «неповновартісному Донбасу». Притом, в те же самые «последние времена», и на том же самом месте — также «невиправданості його окремого статусу». Хотя одно другому логически противоречит. Тertium non datur, знаете ли...

Увы, сам вопрос «отношения» к Донбассу и до, и после последнего «осеннего обострения» был, есть и долго ещё будет уж слишком «обострён».

Сам «вопрос» имеет длительную, в том числе литературную историю.

Ещё 100 лет назад пани Ефименко, фольклористка, украинская писательница, с неприязнью писала о «юзівцях».

В 90-х годах прошлого века классик украинской (советской и пост.) литературы, лауреат Сталинской премии О. Гончар предлагал бросить Донбасс «в пельку імперії».

В 2004-м году одна добрая украинская женщина предлагала решить «донбасский вопрос» иначе. Вона советовала огородить весь этот край «ко-лючим дротом». Правда, спустя некоторое время «за дрот» угодила сама «доброхотка». Но, всё же, по мере «потужного» напряжения «патріотичних сил» её «пропозиція», на текущий момент, в значительной мере, исполнена.

В 2014-м году любимый національно свідомими громадянами украинский певец Буткевич указал, что «в Донбассе имеется 1, 5 миллиона лишних людей»...

И, в качестве ч а с т и ч н о й практической реализации тезиса — в декабре 2019-го года другой Герой Украины, по фамилии Лаврега, публично убил в центре Киева грудного ребёнка родом из Донбасса...

С одной стороны, пару лет назад, один из министров культуры Украины пан Нищук (фамилия происходит от слова «нищіти», т. е. «уничтожать»), говорил об отсутствии у «донецьких» правильной «генетики».

С другой стороны, нобелевская лауреат по литературе из Беларуси (и уроженка Украины), пани Алексиевич в своих украинских выступлениях пыталась, по-женски, несколько смягчить остроту «вопроса». Но добилась лишь очередных обвинений в «зраді Батьківщині та європейським цінностям».

С третьей стороны, другой нобелевский лауреат по литературе, «самопровозгласивший» себя «донецким», ранее писал так:

...Безымянные герои

Осажденных городов,

Я вас в сердце сердца скрою-

Ваша доблесть выше слов.

В круглосуточном обстреле,

Слыша смерти перекат,

Вы векам в глаза смотрели

С пригородных баррикад.

А потом, жуя краюху,

По истерзанным полям

Шли вы, не теряя духа,

К обгорелым флигелям.

Брали вы рукой умелой

Не для лести и хвалы

Со спокойным знаньем дела

Оружейные стволы.

И не только жажда мщенья,

А холодный взор стрелка,

Как картонные мишени,

Пробивал врагу бока.

Но, меж тем, иное что-то,

Опьяняя и кружа,

Увлекало вас к полету

Из глухого блиндажа.

И тогда, чужие миру,

Не причислены к живым,

Вы являлись к командиру

С предложеньем боевым.

Так рождался победитель:

Вас над пропастью голов

Подвиг уносил в обитель

Громовержцев и орлов...

КОНСТИТУЦИЯ, ЕСЛИ СЕРЬЁЗНО...

Однако давайте попробуем — помимо литературы, осмыслить «донецьке питання» и в других, более деловых аспектах.

С одной стороны, согласно Конституции Украины, «систему административно- территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь».

Города Киев и Севастополь имеют особый статус, определяемый законодательством Украины.

Вы скажете, что в этом нет ничего нового? Да как сказать... С одной стороны, относительно недавно существовали еще Дрогобычская и Измаильская области, чьи территории ныне входят в состав других областей.

С другой стороны, современный статус Крыма требует, выражаясь дипломатически, длительных консультаций. С фактическим обладателем Крыма. По меньшей мере...

«Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально — экономического развития регионов, с учетом экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций».

Вы скажете, что все это — чистая конституция, то есть не имеет отношения к реальной жизни. И что кончина административно-территориальной реформы наступила до ее начала. Так, да не так. Уже в нынешнем тысячелетии, задолго до «реформы», число районов города Киева было уменьшено почти в 2 раза.

Затем, в результате «революций» — оранжевой и «гидности», степень самостоятельности Крыма тоже изменилась. Хотя и трудно сказать во сколько раз...

Во всяком случае, цитированные утверждения — нормы соответствующих статей действующей (как бы) Конституции Украины. И было бы очень хорошо, чтобы они — и другие нормы — действительно были применялись Особенно в своё время.

Потому что у всякого региона Украины имеются свои отличительные черты. И это чистая правда. Однако имеются и черты сходства. И это — тоже правда.

Донбасс — многонациональный регион? Да. Только ведь и Буковина, и Закарпатье, и некоторые другие — также.

Приграничный регион? Но Закарпатье граничит даже не с 1-м (как Донетчина или некоторые другие области), не с 2-мя (как Черниговщина, Волынь и Буковина), не с 3-мя (хотя из них с одним непризнанным)- как Одесщина, а сразу с 4-мя вполне полноценными соседними государствами — Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Вот это — действительно показатель.

Донетчина- приморский регион? Однако Херсонщина имеет выход к 2-м морям, а береговая линия Одесщины намного длиннее донецкого прибрежья.

В Крыму так даже имеются целых 3 моря — Черное, Азовское и залив Сиваш, носящий с давних времен полуофициальное название Гнилого моря.

Кстати, в реальности это полуофициальное название менее оправданно, чем название Мертвого моря, лежащего на Ближнем Востоке...

Донетчина — промышленный регион! Чуть точнее. По крайней мере, был. Но и Днепропетровская область, и Запорожье — средоточия тяжелой индустрии. В связи с той же самой промышленностью, Донетчина, совершенно естественно, и весьма неблагополучный с экологической точки зрения регион. Но проблемы загрязнения характерны и для Киевщины (Чернобыльская зона), и для Львовщины с её полигонами и «мигруючим» — чуть ли не по всей Украине — «смиттям». К сожалению.

Самой характерной чертой Донетчины является наличие на ее территории, помимо миллионного центра, других больших городов, в том числе имеющих районное деление. Это почти полумиллионные Мариуполь с Макеевкой, центры тяжелой индустрии и почти 300-тысячная Горловка, имеющая на своей территории химический гигант — концерн «Стирол».

До войны и «реформ» административно- территориальное устройство Донетчины составляло: 28 городов областного подчинения, 24 города районного подчинения, 18 сельских районов и 131 поселок городского типа, 253 сельских совета и 1124 сельских населенных пунктов.

А во 2-х, на Донетчине были и есть трудности с водоснабжением. Дело в том, что кроме Северского Донца, прочие крупные реки на территории области отсутствуют, а начатый в советское время канал Днепр-Донбасс так и не был достроен. Но, тем не менее, несмотря на разного рода объективные трудности и в отличие от Львова, водоснабжение хотя бы Донецка и Мариуполя было регулярным и круглосуточным. И, в значительной мере, такое положение сохраняется даже во время войны.

Кроме упомянутых крупных городов, есть и неупомянутые. Они, хоть и меньше по размерам, хоть и не имеют районного деления, но интереса оттого не теряют.

Таковы 100-тысячный Бахмут, ранее Артемовск, ещё ранее тот же Бахмут, старейший город Донбасса, известный центр добычи соли и производства шипучих вин.

Славен не только своим названием и не только в Украине 100-тысячный город Славянск, почти такой же древний, как Артемовск, он был раньше известен курортом и керамическим производством.

Енакиево и Краматорск, с почти 150-тысячным населением каждый — центры тяжелой промышленности и машиностроения. Чуть меньше по населению Харцызск, Торез (издалека переименован Чистяковым, но предпочитает французское это имя), Константиновка и Дружковка. Среди других городов Донетчины выделяются центр угледобычи (в том числе — и даже, в нынешнее время — по преимуществу — кустарной(!!!) Снежное, Докучаевск с флюсодоломитным комбинатом и зоопарком, а также Красный Лиман, Дебальцево, Волноваха и Ясиноватая — крупные железнодорожные узлы, а первые три еще и административные центры соответствующих одноименных районов. Константиновка известна историческим стекольным заводом и отчаянным восстанием весны 2015-го да, возникшим вследствие того, что ещё один пьяный Герой Украины задавил танком пятилетнюю девочку.

Остальные города Донетчины — или центры угледобычи, или административные центры аграрной периферии с населением, не превышающим самое большее пятьдесят тысяч человек. А иногда — самое интересное — и то, и другое. А иногда — ни то и ни другое, как, например, известная коксохимическим производством прифронтовая Авдеевка.

К первым относятся Покровск, ранее Красноармейск, а также Шахтерск, Угледар, Углегорск, Селидово и Ждановка.

Ко вторым можно отнести Старобешево, Мангуш, Новоазовск (формально — кроме прочего — еще и второй морской порт Донетчины), а также Тельманово, бывший центр немецких колоний, Амвросиевку, Велико- Новосёлку, Александровку и Марьинку.

Третьим наиболее соответствует находящееся у западных границ Донетчины город Доброполье. Это одновременно и шахтерский город, и административный центр в основном сельскохозяйственного и весьма плодородного (название обязывает!) Добропольского района. Кроме всех вышеуказанных, заслуживают интереса даже не величиной, а по одними своими именами местные донецкие Константинополь и Адрианополь, Ялта и Урзуф.....

КТО МАЛЫМ НЕДОВОЛЕН, БОЛЬШЕГО НЕДОСТОИН...

В народной песне есть слова: «Если ночь упадет на Донбасс — и тогда тьму рассеют лучами его города». Из песни, как известно, слова не выбросишь. А в реальной жизни многие города Донетчины — проблемная серая зона. Почти все они строились в целях создания инфраструктуры для угледобычи. И, в отличие от древних городов Центра, Севера и Запада Украины, не успели образовать естественные торгово-экономические и иные связи. Теперь же, когда добыча падает, в экономический кризис нарастает, их судьба достаточно гадательна. А ведь построить город, даже небольшой — это, прежде всего, огромные затраты. И исчезновение такого города — огромная потеря. С другой стороны, даже депрессивный, населенный почти одними пенсионерами небольшой городок — и естественный центр для окружающих сел, и какой-никакой рынок сбыта.

Лет 15 назад малые города Донбасса пытались упорядочить с помощью зарубежных средств, выделенных на системную структуризацию угольной промышленности. Результат — исчезновение указанных средств без видимого результата. Около 20-ти лет назад их пытались поднять с помощью законодательства о зонах приоритетного развития. На практике эти зоны в значительной степени выглядели как приоритетные точки льготного или беспошлинного импорта, своего рода средоточия легальной контрабанды. «Зональное» законодательство было отменено. Сейчас о нём заговорили вновь. Но, в любом случае, проблема городов Донбасса никуда не делась.

Будет ли использован потенциал донбасских городов для воссоздания разворованного канала Днепр-Донбасс, для закладки широкой лесозащитной полосы от Днепра до Дона и Азовского моря или эти города будут разрушены окончательно в результате войны? Это покажет только будущее. И мы искренне надеемся, что это самое будущее, по возможности — лучшее, у Донбасса и Украины все-таки имеется...

Евгений Коваль, член НСЖУ, осаждённый Донецк