Новости

«Господин назначил меня любимой женой!»

20 января 46-й президент США Джозеф Байден вступил в должность. К заокеанской державе и ее руководству в нашей стране исторически относились с особым «придыханием» (после евромайдана особенно), а за любыми жестами и сигналами о благорасположении с ее стороны идет настоящая охота со стороны всех «демократических» политиков, поскольку это значительно добавляет политических очков. «Господин назначил меня любимой женой!» — стремятся убедить партнеров и конкурентов украинские политики.

Платятся немалые суммы американским лоббистским структурам, дабы те организовали «фотосессию» с кем-либо из американских «топов» или «достали билетик» на какое-нибудь статусное мероприятие, типа молитвенного завтрака. Инаугурация нового президента США не исключение.

Несколько украинских политиков засветились на инаугурации Дональда Трампа четыре года назад и потом «козыряли» сделанными там фото, хотя пребывали там в статусе обычных частных лиц, право которых наблюдать за вступлением в должность лидера государства ничем не ограничивается (с соблюдением разумных правил безопасности).

И в этот раз все «заинтересованные лица» практически с момента фактического определения итогов американских выборов развили бурную активность как по получению вожделенного «билетика», так и по распространению в медиапространстве слухов о том, что, дескать, визит политика имярек на инаугурацию Байдена — дело решенное.

Но традиционно официальное представительство иностранных государств на вступлении в должность президента США ограничено их послами, количество почетных гостей (исключительно граждан США) сократили до минимума, а широкую публику и вовсе не допустили в связи с эпидемией, ну и по другим известным причинам. Так что всем желающим «приложиться» к демократическим ценностям пришлось оставаться дома.

Тем не менее для команды Зеленского старания получить сигнал о благорасположении от новой администрации США не остались втуне. Временный поверенный в делах США на Украине Кристина Квин любезно приняла приглашение Владимира Зеленского из его кабинета (и, понятно, вместе с ним) наблюдать за вступлением в должность своего нового президента, что, естественно, было надлежащим образом раскручено пресс-службой ОП с очередными «верноподданническими» пассажами.

Но пока это не более чем поощрительный жест, к тому же никакими дипломатическими протоколами не предусмотренный, хотя и показывающий, что пока в Вашингтоне отдают предпочтение нынешней украинской власти. Куда более знаковым сигналом, демонстрирующим отношение новой администрации США к Зеленскому (да и к Украине в целом), станут первые контакты с Киевом вашингтонских чиновников.

Понятно, что состоятся они по телефону и будут иметь ознакомительный характер, никаких «прорывов» ждать от них не стоит. Но через сколько времени после вступления в полномочия нового руководства США они состоятся и на каком уровне (варианты: от президента до госсекретаря) — это действительно будет симптоматично.

«Под козырек»

Полагаю, что из Вашингтона будут действовать методом кнута и пряника, стараясь не переборщить с поощрительными жестами и давая понять Зеленскому, что нужно «вести себя хорошо», и относится это прежде всего к кадровой политике, к тому, чтобы назначить на все ключевые посты фигуры, «подобранные» в Вашингтоне. Это подразумевает и отказ от альянса с токсичными для Вашингтона фигурами, прежде всего — с Игорем Коломойским.

Выполнения этого требования в ОП всячески стараются избежать или хотя бы минимизировать, отделавшись непринципиальными уступками, постаравшись ублажить Вашингтон действиями (которые должны ему понравиться) в не столь чувствительных сферах.

Так, поздно вечером 20 января, т. е. после «мероприятия» с Кристиной Квин, на президентском сайте появилась информация: «Владимир Зеленский обратился к Председателю Верховной Рады Дмитрию Разумкову и Премьер-министру Денису Шмыгалю относительно необходимости соблюдения международных обязательств Украины при внесении изменений в законодательство в сфере публичных закупок.

Об этом говорится в письмах Главы государства, адресованных руководителям правительства и парламента. Президент обращает внимание, что в настоящее время предлагается ряд инициатив, которые предусматривают выведение из-под действия Закона Украины «О публичных закупках» в целом или из-под действия отдельных его положений осуществления закупок товаров и услуг в различных сферах.

«Указанное противоречит основной цели и принципам закона, а также может создать основу для возникновения проявлений коррупции, что будет иметь негативное влияние на состояние международных отношений Украины, в том числе с финансовыми организациями», — отмечает Владимир Зеленский».

Речь идет о проекте №3739 «О создании условий для стабильного развития и модернизации отечественной промышленности», который предполагает при государственных закупках соблюдение требования о локализации производства продукции машиностроения в размере 25—40% с 2021 г. с дальнейшим повышением еще на 15% с 2024-го.

Законопроект внесла группа депутатов во главе с представителями «Слуги народа». Она же дала львиную долю голосов — 176 — при принятии документа за основу 21 июля 2020 г. Всего законопроект поддержали 248 депутатов. Показательно, что против проголосовала фракция «Голоса».

Игры в поддержку отечественного производителя очень не понравились ЕС, однако американцев, на первый взгляд, они не особо касались, поскольку объемы поставок на Украину американской продукции, которая при госзакупках могла бы конкурировать с отечественной, невелики. Но, видимо, важен принцип: вассалам какие бы то ни было попытки протекционизма категорически запрещены, и на неправильность закона №3739 Кристина Квин указала в ходе беседы с президентом. Тот экстренно взял под козырек.

Оперативно отреагировали у Зеленского и на введенные в США санкции против граждан Украины, причастных к публикации записей телефонных разговоров Петра Порошенко и Джо Байдена. Андрей Ермак тут же заявил, что украинская власть сделает все возможное, чтобы привлечь к ответственности тех, кто вмешивался в выборы президента США.

«Для ясности — независимо от партийной принадлежности эта администрация сделает все, что в ее силах, чтобы привлечь к ответственности лиц, ответственных за вмешательство в выборы в США», — написал глава ОП в своем Twitter.

Очевидно, что такого правонарушения, как вмешательство в американские выборы, в украинском законодательстве пока нет, а речь идет о попавшем в санкционный список члене фракции СН Александре Дубинском, о его исключении из фракции.

«Народные депутаты стремятся всесторонне изучить все обстоятельства и аргументы. В четверг состоялась встреча членов фракции с временной поверенной Соединенных Штатов в Украине Кристиной Квин. Депутаты планируют также заслушать Александра Дубинского, хорошо все взвесить и принять решение. Убежден, что это и является свидетельством политической зрелости и государственной позиции большинства депутатов «Слуги народа», — заявил Ермак.

Т. е. в ОП, как бы заявив свою позицию («решительно осуждаем»), тем не менее «перевели стрелки» на фракцию, причем, как сообщил ее глава Давид Арахамия, специальное заседание по «персональному делу депутата Дубинского» проводиться не будет, обсуждение пройдет на плановом заседании «в рабочем порядке».

Однако то, что Кристина Квин выделила время для встречи с ее членами по этому поводу, показывает, насколько этот вопрос для американцев принципиален. Видимо, они рассматривают его как маркер: насколько Зеленский и его нынешнее окружение способны «гнуться, но не ломаться» под давлением из Вашингтона.

Принципиально и то, что, как всем известно, Александр Дубинский — креатура Игоря Коломойского. Т.о. настаивая на «репрессиях» в отношении Дубинского, американцы стараются вбить клин между президентом и олигархом. Действительно, согласно появившимся инсайдам, между ОП и Коломойским идет сложный переговорный процесс относительно попавшего в опалу депутата.

Впрочем, в любом случае в ОП явно не стремятся форсировать события, надеясь, что как-нибудь «само рассосется». В итоге все свелось к нехитрой комбинации «старались, но не получилось». Зеленский приехал на заседание фракции СН вечером в понедельник и предложил Дубинскому самому покинуть ее ряды.

По словам источника, фраза президента прозвучала приблизительно так: «Если бы я оказался на месте Дубинского, чтобы не подставлять фракцию, на период разбирательств я бы сам вышел из фракции. Пусть решение принимает фракция». Дубинский выходить из фракции отказался, а на голосование вопрос о его исключении не ставился. Также Зеленский усиленно убеждал собравшихся проголосовать за кандидатуру Юрия Витренко (которого связывают с Игорем Коломойским) на пост вице-премьера и министра энергетики.

Как Владимир Зеленский оказался первым

«Нестандартные» способы поиска благорасположения западных партнеров со стороны украинской власти не ограничиваются заокеанской державой. Владимир Зеленский отрапортовал, что первым поздравил нового лидера партии ХДС Армина Лашета после подтверждения результатов партийных выборов.

«Рад первым поздравить Армина Лашета после подтверждения результатов выборов. Для Украины важно знать, что мы можем полагаться на преемственность политики Германии, особенно в вопросе достижения мира на Донбассе. Наши страны должны и в дальнейшем развивать сотрудничество и углублять партнерство», — написал он в своем Twitter.

Согласно коммюнике, опубликованному пресс-службой Офиса президента, Зеленский в телефонном разговоре выразил надежду на то, что вопрос о поддержке Украины будет включен и в следующее коалиционное соглашение после парламентских федеральных выборов. «Мы высоко ценим, что благодаря именно ХДС в действующем коалиционном соглашении с социал-демократами была закреплена договоренность о мощной поддержке Украины в проведении реформ и достижении мира. Рассчитываем, что при вашей поддержке и в следующем коалиционном договоре по итогам предстоящих выборов в Бундестаг эта традиция будет продолжена... Надеемся также, что формулировка о поддержке Украины и ее евроинтеграционного курса будет иметь еще более амбициозный характер, включая закрепление европейской перспективы Украины». Зеленский также пригласил Армина Лашета на Украину.

Я не проводил масштабное изучение вопроса, но сильно подозреваю, что поздравление Владимира Зеленского было не только первым, но и единственным — победа на внутрипартийных выборах, даже в правящей партии, не повод для протокольных поздравлений со стороны глав государств-партнеров.

Тем паче что новый статус Армина Лашета отнюдь не означает, что он непременно будущий канцлер. Во-первых, выборы еще нужно выиграть (хотя в том, что альянс ХДС/ХСС возглавит будущую коалицию, практически никто не сомневается, вопрос лишь в ее конфигурации), но главное — вопрос о кандидате в канцлеры ХДС будет решать со своим традиционным партнером, баварской ХСС. И многие считают, что у лидера последней, премьера Баварии Маркуса Зедера, больше шансов.

Такие поздравления могут носить только личный характер, если политиков связывают хорошие личные отношения, но крайне сомнительно, что Владимир Зеленский и нынешний премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия успели где-то всерьез пересечься. В общем, банальный подхалимаж, если называть вещи своими именами, вряд ли добавляющий истинного уважения и стране, и ее лидеру.

А когда нет уважения, то и отношение к интересам такого партнера соответствующее. Лашет считается одним из наиболее лояльных к России немецких топ-политиков (впрочем, как и Маркус Зедер). Конечно, его первые заявления касательно России в новом статусе полностью лежали в парадигме официальной позиции Германии, но я бы обратил внимание на то, что Лашет призвал «указать России на границы в попытке оказать влияние на страны Балтии и в отношении польских друзей. Наша солидарность по альянсу не является предметом переговоров».

А Украина? Как обстоят дела с попытками «влиять» на нее? Из того, что в этом контексте Лашер Украину не упомянул, как раз можно понять, что Украину он «предметом переговоров» о возможном влиянии считает. Исходя из общего настроя Лашера на сотрудничество с Россией, вполне просматривается конструкция, которую он может предложить Москве: та отказывается от попыток влиять на ситуацию во входящих в НАТО странах Балтии и Польше, а Украина становится нейтральным буферным государством, наподобие Австрии или Финляндии во времена «холодной войны».

При этом Лашера считают твердым «меркелистом» — человеком, который будет продолжать проводимый Ангелой Меркель курс. А относительно нынешнего состояния российско-германских отношений я бы обратил внимание на то, что на фоне дежурных заявлений в связи с арестом Алексея Навального и протестов в России Ангела Меркель предложила помощь института имени Пауля Эрлиха в усилиях по регистрации российской вакцины «Спутник V» в ЕС.

Учитывая, какое политическое значение российское руководство и лично Владимир Путин придает продвижению российской вакцины (а тут речь идет о самом престижном европейском рынке), такой жест говорит о многом. И, к слову, замечу, что на минувшей неделе российское трубоукладочное судно «Фортуна» возобновило строительство СП-2 в датских водах.

 

И наконец, накануне заседания министров иностранных дел стран ЕС прибалты призвали к новым антироссийским санкциям из-за Навального и разгона «мирных протестов». С аналогичным требованием выступила Франция. Германия поддержала, но несколько уклончиво. В итоге глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что ни одна страна Евросоюза на заседании Совета ЕС не предложила ввести новые санкции в отношении России из-за ареста Алексея Навального. Министры ограничились тем, что призвали освободить Навального и всех задержанных в ходе несанкционированных акций 23 января.

О связи уличной преступности и большой политики

В отношениях же с Францией произошло нечто вроде дипломатического скандала. 25 января Владимир Зеленский написал в Facebook: «То, что не отпускает. Нападение, которое шокирует своей дикостью, варварством, ненавистью. Еще 15 января в Париже жестоко избили нашего парня — украинца, подростка. Кто это сделал? Судя по видео, такие же подростки или немного старше. Десять на одного. У них была арматура, холодное оружие. И у них была цель — убивать, калечить, калечить.

Юрий с друзьями возвращался из школы, когда на них напали. Парень до сих пор в тяжелом состоянии с многочисленными травмами, врачи стараются быть очень осторожными в своих прогнозах. Но есть основания надеяться, что он выздоровеет. Найти и наказать нападавших. Это даже не просто наше требование, это вопрос цивилизованности. В любой стране такое нападение заслуживает жесткой реакции государства.

Посольство Украины во Франции привлечено к этой ситуации. Украинское государство сделает все, чтобы Юрий и его семья получили необходимую помощь, а расследование — необходимые стимулы».

Скажем прямо, подобные инциденты, увы, не редкость во многих странах, включая Украину. Вот, к примеру, сообщение с новостной ленты от 22 января, в силу обыденности оставшееся практически незамеченным: «11-летний житель Тернополя катался на санках. Во время катания его обстреляли из огнестрельного оружия. В больницу ребенка доставили с ожогами и 42 ранениями. После операции из его тела изъяли более 30 осколков, похожих на дробь. У мальчика множественные травмы внутренних органов. Из Тернопольской областной больницы его отправили в Киев, где ему должны провести вторую операцию. Состояние мальчика оценивается как тяжелое».

Во Франции ситуация с уличной преступностью, включая подростковую, также далека от благополучной (в сообщениях деликатно не указывается этническая принадлежность нападавших), и инцидент с 14-летним Юрием Сымкатычем трактуют как типичный для этого района конфликт молодежных банд (в центре которого Юрий, возможно, оказался, случайно).

Так зачем эту историю спустя десять дней понадобилось выводить на самый высокий политический уровень? К слову, Юрий — гражданин Франции, а по нормам консульских конвенций даже при наличии другого гражданства это рассматривается как сугубо внутренний инцидент, консульская поддержка на него не распространяется.

Только ли ради пиара: дескать, вот как украинское государство заботится и защищает своих граждан во всех уголках планеты? Но почему тогда Владимир Зеленский никогда не реагировал на регулярные эпизоды с преступлениями и грубым произволом в отношении украинцев в Польше?

Или же это достаточно распространенный в дипломатической практике жест, когда «не относящийся к делу» инцидент используется для того, чтобы показать недовольство теми или иными действиями партнеров (и наоборот, когда отношения между государствами безоблачные, такие и даже куда более серьезные эпизоды стараются не раздувать)?

Похоже, что-то во французской позиции вызывает сильное недовольство в Киеве. В этой связи отмечу, что в последние недели проходили переговоры в «нормандском формате» на уровне советников, но информации о них — официальной и не только — практически не было.

Cергей БУРЛАЧЕНКО