Новости

Готовы бить и отбирать имущество: как бывшие атошники работают в частных армиях

Первый раунд «битвы» фермеров остался за добробатами. Фото: facebook.com/Оля Волина

В преддверии земельной реформы участились рейдерские захваты фермерских хозяйств. В битве за урожай участвуют черные нотариусы, депутаты, батальоны и охранные компании. Цена вопроса — $1–2 млн.

Так, в Кировоградской области вспыхнул рейдерский скандал: с начала года уже четвертый фермер заявил, что его бизнес отжимают. Похожие скандалы случались и в соседних регионах — Николаевской, Винницкой и Одесской областях. Но сейчас фермер взял для защиты ветеранов добровольческих батальонов, готовых противостоять и рейдерам, и полицейскому спецназу. Политологи говорят: это только начало конфликтов с участием частных армий.

Добробаты против полиции

В День Конституции в селе Бережинка Кировоградской области местные жители вступили в противостояние с полицией. Защищая интересы фермера, заявившего о рейдерской атаке, на улицы вышли порядка 350 человек, которых поддержали ветераны добробатов «Донбасс» и «Айдар». Им противостояла охранная фирма «Борисфен», которую привлек новый собственник, а потом и полиция. В Бережинке уверены: за «Борисфеном» стоит нардеп-«фронтовик» Юрий Береза.

Через реестр Минюста прослеживается и официальная связь фирмы с депутатом: один из основателей фирмы Владимир Каминский оформлен помощником Березы. Сам Береза отказался отвечать на вопросы о скандале.

Несмотря на участие полиции и Нацгвардии, первый раунд конфликта в Бережинке выиграли добробаты, и пока все затихло.

«Губернатор и прокурор пообещали, что больше полицию в село не отправят — все будет решаться в суде», — говорит источник в батальоне.

Но нет гарантий, что подобное не повторится на любом другом агропредприятии.

«Это уже четвертый случай за короткое время, когда рейдеры захватывают сельхозпредприятие в нашем регионе, — рассказал «Вестям» сопредседатель союза «Бобринецкий отряд самообороны «Кировоградские ковбои» Юрий Крутько. — В каждом случае на кону от полутора до двух миллионов долларов, которые можно выручить, собрав урожай. Схема захвата похожа: через черных нотариусов за $10–20 тыс. меняется собственник бизнеса в реестре, и затем представители новых «владельцев» приходят на предприятие».

Охрана из АТО

Поскольку захваты через рейдерские схемы активизировались, фермеры готовы платить добробатам за защиту. Оформляются отношения заказчика и ветеранов при помощи стандартного договора об охранных услугах.

«В данном случае охрана фермера снялась и уехала, — рассказал «Вестям» экс-комбат «Айдара» Евгений Пташник. — Ребята заключили договор об охранных услугах».

Фермеры говорят, что нанять батальон обходится в копеечку: каждому из 30 членов батальона платят 1000 грн в день плюс кормежка.

«Тянет оно хорошо. Но лучше в этом году попасть на деньги, зато защититься, чем потерять урожай на миллион долларов, — отметил Крутько. — Батальоны обещают, что будут действовать жестко и, если надо, выбьют титушек из офиса».

Эксперты сравнивают этот процесс с формированием института частных армий.

«Это небольшие мобильные группы, готовые бить и забирать, — считает политолог Михаил Подоляк. — С одной стороны, это охранные фирмы, с другой — добробаты».

А главные причины происходящего — слабость силовых органов и неверие в их профессионализм и честность.

В Украине идут битвы за урожай. Фото: facebook.com/Оля Волина 

«Рейдерские атаки теперь все чаще»

Эксперты, отслеживающие ситуацию в отрасли, говорят, что тревожные звоночки поступают из всех аграрных областей.

«Под угрозой рейдерского захвата абсолютно любой из фермеров — от каждого пытаются откусить кусок. Причем всегда найдется способ обойти закон. Но в этом году рейдерских атак стало значительно больше, они стали более грубыми и все чаще юридическая атака подкрепляется физической», — говорит адвокат Николай Струц.

Кроме прямого рейдерского вмешательства градус напряжения повышает еще один аспект: фермеры опасаются, что в преддверии земельной реформы грядет тотальный передел собственности.

«Уже было два случая, когда людям, годами обрабатывающим поля, не продлевали срок действия аренды», — рассказывает Людмила Волошина,

глава фермерского хозяйства в Александрийском районе Кировоградской области. А в Одесской области предприниматели говорят, что им подняли процент платы за аренду.

«Пока отбиваемся в тихом режиме, не поднимая шума, но ходоки приходят», — рассказывают фермеры.

Анастасия Рябоконь