Новости

Хамство спасет мир

Интернет с правом на анонимность – это честное зеркало нашего общества, а Роскомнадзор пытается превратить все в комнату смеха

 

Милонов, Мизулина, Яровая и наша новая звезда Роскомнадзор – в целом и в лице Александра Жарова, его главы, который со звериным упорством запрещает “Телеграм”. Каждый год у нас появляется новый объект раздражения – но до последнего времени никто всерьез не покушался на святое, на интернет.

Заблокировали порносайты. Окей, это можно пережить, хоть и с трудом – в конце концов современные взгляды скорее против сексуальной эксплуатации. Закрыли какие-то ресурсы с фильмами и сериалами, библиотеки – так они сразу же переехали на новое место. Запрещают анонимайзеры (и вот это уже страшновато). Покушаются на самый популярный мессенджер – опять же из-за анонимности, недоступности данных.

На днях они случайно заблокировали Google – а самое странное, что провайдеры даже не дернулись, просто закрыли доступ. Это как бы намекает – если завтра, и правда, заблокируют поисковик, то это никого не удивит. Об ошибке Надзор узнал, судя по всему, из социальных сетей.

Роскомнадзор работает на собственное продвижение лучше, чем какой-нибудь Loreal – постоянно напоминает о себе, из величины чуть больше нуля превращается в стихию, в ураган

И вот вопрос – а что такое интернет? Это жизнь чуть лучше обычной (но все-таки жизнь со всеми ее законами, кодексами, правилами) или это совсем иное пространство, с которым нельзя обращаться по понятным конституции и уголовному кодексу принципам?

Нам важна та странная и неудобная свобода, которая все еще есть в сети? Мы хотим, чтобы web стал такой же разумной площадкой, где все “правильно”, как и off line?

Все только и возмущаются тем, какое хамство, какой надрыв можно каждый день заметить в интернете. Ох уж эти комментарии, этот протокол безумия, нереализованной сексуальности, откровенности на грани хулиганства! Все только и делают, что друг друга банят, отфренживают, пишут гневные отповеди.

Но что будет, если интернет-этика сравняется с обычной жизненной этикой? И все появятся под своими именами. И никто анонимно не сможет высказаться хоть о внешности Ксении Собчак или настрочить пост о ненависти к геям или евреям? Как мы будем жить без мнений о том, что все бабы – идиотки и что их место у плиты?

Интернет – это правда. В реальном мире все удобно и, в общем то, правильно – мы не оскорбляем друг друга, не смотрим порнушку на семейных ужинах, не сообщаем знаменитостям, что они сегодня плохо выглядят (и не-знаменитостям тоже), не признаемся в гомофобии или расизме первому встречному

Допустим, все это мило, но вот ты вспоминаешь тот старый добрый мир без комментариев – и понимаешь, что ничего о нем не знал. Ты жил в пузыре.

Сейчас можно быстро и комфортно зарегистрироваться где хочешь через фейсбук – но это тебя сковывает. Ты либо совсем не можешь высказать свое мнение, либо делаешь это осторожно. Вежливость прекрасна, но вежливость уже неинтересна.

Есть некий разрыв между общением в интернете и общением живьем – у же не совсем понятно, что лучше. Мы привыкаем к честности – даже иногда немного уродливой, но вот же вопрос – лучше все-таки искренность или лицемерие?

Интернет приучил нас быть правдивыми. Может, иногда это жестоко, может, часто это похоже на безумие, но, возможно, лучше быть такими, какие мы есть?

Вот Дональд Трамп, например, он как будто аноним. Говорит все, что может себе позволить любой пользователь интернета с выдуманным ником. Трамп, он, конечно, странный, но при этом what you see is what you get – ты покупаешь именно то, что видишь. Таким парадоксальным образом Трамп врет нам как бы меньше, чем другие политики. И это хорошо? Серьезный вопрос

Мы привыкли к симпатичному такому реальному миру без хамства и откровенности, к миру, где противники мило друг другу улыбаются, где тебе никто не признается, что ты напялила жуткое платье, где антисемит никогда не выскажется в своем антисемитском духе. Ты будешь думать, что это милый человек, пока, наконец, у себя на странице он не напишет, что Израиль уже пора обнести колючей проволокой и пустить туда немного зарина. Люди годами общаются – и не знают, что скрывает вежливость (Реальный случай это про антисемитизм. Люди двадцать лет дружили).

На самом деле мы живем в довольно извращенной структуре. Например, мужчина гомофоб встречается с женщиной, а она дружит с геями. И вот он тоже как бы с ними дружит, пока, спустя год, не говорит ей: “На фига им этот парад? Зачем ЭТО выставлять?”. Скандал, слезы. “Как ты мог?!”. А как он мог год скрывать? А как она год могла на заметить? Зачем все это?

Заходишь на страницу нового фейсбук-френда и читаешь: “Чертовы педики, извращенцы!”. Ну, и все. Или у кого там какой критерий отбора.

В общем, может, это не интернет должен следовать нашим человеческим правилам, а наоборот? Может, мы уже погрязли в такой псевдо-вежливости, насильственной толерантности, лицемерии?

Вот Трамп же удивительным образом выиграл президентскую битву лишь потому, что был честен. Был как он есть. Может, победил он не потому, что все хотят выслать из США своих мексиканских садовников и горничных, а потому, что хотят произносить вслух свою шовинистскую мысль – так же прямо и нагло как в сетях. Либеральная диктатура ничем не лучше консервативной

Вежливость, конечно, делает мир комфортным (или делала), но где вот эта тонкая красная нить между приятностью и иллюзорной реальностью?

Может, эти правила приличия просто исчерпали себя. И теперь они лишь признаки той несвободы, которую приняло на себя общество, чтобы “жить дружно”. Но вот получается дружно? Не очень.

Интернет открывает все проблемы общества – потому что он честный. И это дает возможность заняться этими трудностями, решить их. Это как психотерапия – чтобы вылечиться, тебе надо признаться.

Любая попытка “очеловечить” интернет, втиснуть его в рамки этики, закона – это попытка замедлить ход планеты Земля. Утопическая и опасная идея.

Интернет – это зеркало, и если в него неприятно смотреться, то это значит лишь то, что мы все от себя что-то скрываем.

Роскомнадзор сейчас работает против общества – и не только потому, что мы все хотим свободно смотреть порнушку (хотим!), но и потому, что пытается вернуть нас в старые добрые времена, когда такую свободу (да, со всеми ее побочками вроде хамства, сексизма, расизма и прочего) никто и представить не мог. Ураган против цунами. Тут, вообще, могут быть победители?

Арина Холина