Новости

Хроника энергетической войны: последние события

Ситуация на газовом рынке Европы в 2023 году может обостриться, при этом Италия планирует стать энергетическим хабом для континентальной Европы, в том числе для Австрии, Германии, Венгрии и Польши.

Газовый союз России, Казахстана и Узбекистана становится реальностью

Глава Газпрома Алексей Миллер и министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов 24 января провели в Санкт-Петербурге рабочую встречу, на которой подписали дорожную карту по сотрудничеству в газовой отрасли промышленности между "Газпромом" и Минэнерго Узбекистана. Подробностей переговоров и подписанного документа Газпром не привёл, однако на следующий день Минэнерго Узбекистана сообщило, что речь идёт о транзите газа по системе магистральных газопроводов Средняя Азия – Центр.

Аналогичный документ 18 января был подписан и с Казахстаном. Подробностей "Газпром" также не сообщал, а со стороны правительства Казахстана последовало скупое пояснение о том, что дорожная карта определяет основные направления взаимодействия сторон, в частности, по вопросам переработки казахстанского газа на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, возможности поставок российского газа в Казахстан и перспективных проектов сотрудничества.

Между тем, за неделю до подписания документа первый вице-премьер Казахстана Роман Скляр на встрече с вице-премьером РФ Александром Новаком заверил, что Казахстан заинтересован в увеличении объемов транспортировки российских энергоносителей в третьи страны.

Для решения проблемы с дефицитом газа в странах Центральной Азии Россия осенью 2022 года предложила Узбекистану и Казахстану организовать поставки российского газа в эти страны с перспективой дальнейшего экспорта в третьи страны. В первую очередь речь идет о Китае, перед которым у Узбекистана и Казахстана есть обязательства по поставкам газа по системе магистральных газопроводов Центральная Азия – Китай, хотя основная квота приходится на Туркменистан.

В числе потенциальных направлений экспорта газа российская сторона называла Пакистан, а также Индию. Одновременно и в Узбекистане, и в Казахстане растёт внутренний спрос, что делает сотрудничество по газу с Россией актуальным для обеих стран. Потенциальное партнерство России, Казахстана и Узбекистана получило неофициальное название "тройственный газовый союз", оно было анонсировано в конце ноября 2022 года по итогам встречи президентов России и Казахстана Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева.

Инфраструктура поставок российского газа в Узбекистан через Казахстан по большей части уже есть. Речь идёт о магистральном газопроводе Средняя Азия – Центр (САЦ) мощностью до 50 млрд кубометров газа в год, по которому в свое время газ из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан шел в центральные регионы России.

Сейчас одна из ниток газопровода САЦ может использоваться для поставок российского газа в Узбекистан. Однако она проходит в экстремальных климатических условиях пустынь Кызылкум и Каракум, что вместе с более чем 60-летним возрастом газопровода требует особого внимания. В частности, планируется провести полное обследование линейной части газопровода, переоборудовать и модернизировать его компрессорные станции для работы в режиме реверса.

На газопроводе САЦ ранее произошёл ряд крупных аварий, пожаров и взрывов, одним из крупнейших инцидентов стала авария 2009 года на нитке САЦ-4 в Туркменистане. Она послужила причиной охлаждения отношений "Газпрома" и "Туркменгаза". На восстановление поставок тогда потребовался почти целый год.

Ситуация на газовом рынке Европы в 2023 году может обостриться

Глава французской нефтегазовой компании TotalEnergies Патрик Пуянне допустил, что ситуация на европейском рынке природного газа станет более напряженной в 2023 году. Об этом он заявил в интервью бельгийскому изданию L’Echo.

По его словам, в текущем году Европа получит из России меньше газа, чем в 2022-м, что вынудит снова наращивать реимпорт сжиженного природного газа (СПГ). Это может привести к тому, что ситуация снова обострится. Патрик Пуянне отмечает, что европейским странам нужно диверсифицировать поставщиков энергоносителей за счет долгосрочных контрактов.

В текущий осенне-зимний период Европе удается поддерживать запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ) на уровнях выше обычного. Этому способствовала аномально теплая погода и сниженный спрос. Поставки СПГ, наоборот, оставались стабильно высокими. По прогнозу американского агентства Bloomberg, к концу текущего отопительного сезона ПХГ в Европе будут заполнены примерно на 50%, кроме того, по данным BloombergNEF, уже есть договоренности, которые позволят наполнить их к следующему сезону.

На фоне столь оптимистичных условий цены на природный газ Европе в январе снизились на 30%. Однако резкое сокращение поставок из России всё равно остаётся проблемой. Европе приходится конкурировать за СПГ с Азией, а повышенный спрос затрудняет поставки грузов, необходимых для заполнения ПХГ.

Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) неоднократно предупреждало, что энергетический кризис в Европе ещё не пройден, следующая зима может оказаться намного тяжелее нынешней. В числе факторов, усложняющих подготовку к осенне-зимнему периоду 2023/2024 годов, МЭА называло отсутствие российского газа, возвращение Китая на рынок в качестве импортера СПГ и небольшой рост предложения сжиженного газа. Дефицит газа в Европе (ЕС + Великобритания) в 2023-м МЭА оценило в 30 миллиардов кубометров, отдельно ЕС – в 27 млрд м. куб.

В этих условиях обострилась конкуренция за место главного газового хаба Европы, которое ранее занимали Австрия и Германия. Вне ЕС на эту роль претендует Турция, однако параметры возможных поставок эта страна ещё не обнародовала. В то же время, на минувшей неделе в ходе визита итальянского премьер-министра Джорджи Мелони в Алжир было объявлено, что до 2025 года Италия планирует стать энергетическим хабом для континентальной Европы, в том числе для Австрии, Германии, Венгрии и Польши.

Для этого Италия планирует нарастить импорт газа до уровня в 50-70 миллиардов кубометров в год, и наполнение нового хаба в основном должен обеспечить именно Алжир. За счет новых соглашений Италия рассчитывает увеличить поставки газа из Алжира с 20 до 35 млрд м3/год.

Помимо поставок трубопроводного газа из Алжира и Ливии, Италия намерена увеличить поставки из Азербайджана через Южный газовый коридор по его европейской части – TAP (Трансадриатический газопровод). Также интерес Италии вызывают месторождения на шельфе Средиземного моря в Египте, Израиле и на Кипре.

Поставки газа с шельфа Египта осуществляются в виде СПГ, который производится на СПГ-заводе Damietta LNG, схема монетизации газа израильских и кипрских месторождений пока не определена. Как вариант, рассматривается сжижение на новых мощностях или на Damietta LNG, а также проект газопровод EastMed. Для приема дополнительных объемов СПГ Италия планирует увеличить число регазификационных терминалов с 3 до 7. Первый новый регазификационный СПГ-терминал должен начать работу в мае 2023 года.

В свою очередь, Венгрия, Румыния, Болгария и Словакия обратились к Еврокомиссии с просьбой выделить средства на развитие инфраструктуры для поставок азербайджанского газа в Европу. Об этом 24 января сообщил глава венгерского МИД Петер Сийярто на пресс-конференции с министром экономики Азербайджана Микаилом Джаббаровым.

По словам венгерского министра, речь идет о развитии инфраструктуры, строительстве новых интерконнекторов и увеличении мощности уже существующих. "В этой ситуации станет ясно, готов ли Евросоюз от звучавших до сих пор разговоров о важности диверсификации для безопасности снабжения Центральной Европы сделать шаг к реальной диверсификации" – заявил Сийярто.

Рынок в ожидании введения "ценового потолка" на российские нефтепродукты

Коалиция по ограничению цен, в которую входят ЕС, G7 и ещё ряд стран, планирует установить потолок цен на поставляемые морем российские нефтепродукты с 5 февраля 2023 года. С того же дня начнет действовать эмбарго ЕС на российские нефтепродукты.

Потолок цен будет реализован путем запрета на широкий спектр услуг, включая судоходное страхование и торговое финансирование, связанных с морскими перевозками, при транспортировке нефтепродуктов российского происхождения за исключением продуктов, продаваемых в рамках установленного потолка цен.

Ранее G7 предложил ценовой диапазон на российские нефтепродукты, основываясь на потолке цен на поставляемую морем российскую нефть, ЕС пока прорабатывает это предложение. Однако варианты цен еще могут меняться в ходе переговоров.

По сообщению агентства Bloomberg, ЕС рассматривает возможность установить потолок цен на российское дизельное топливо на уровне 100 долларов за баррель, а на нефтепродукты, торгующиеся со скидкой по отношению к нефти, например, мазута – 45 долларов/барр. Переговоры об этом начались 27 января, однако пока информации об их ходе и результатах нет.

Bloomberg поясняет, что ЕС придется балансировать между желанием уменьшить прибыль России от продажи нефтепродуктов и необходимостью предотвратить рост цен на них или дефицит предложения на глобальных рынках. Также власти ЕС беспокоит возможность дефицита дизельного топлива после вступления в силу эмбарго. По данным МЭА, российский экспорт дизельного топлива в декабре 2022 года вырос до многолетнего максимума в 1,2 млн баррелей в сутки, из которых 720 тысяч барр./сутки предназначались для ЕС.

Однако Патрик Пуянне считает, что Европе не грозит дефицит дизельного топлива.

По его словам, TotalEnergies обеспечивает загрузку всех своих перерабатывающих мощностей, в том числе в Саудовской Аравии, с приоритетом поставок в Европу.

Естественно, при этом затраты на транспортировку возрастут. "Это старая история: поставки есть, но есть и цена, которую придется заплатить", – заявил глава TotalEnergies.

При этом оптовые цены на топливо в России опустились до многолетних минимумов на фоне вступающих в силу ограничений против российских нефтепродуктов. Так, на минувшей неделе бензин Аи-92 подешевел на 0,58% до 33 тысячи рублей за тонну,

бензин Аи-95 – на 0,55%, до 37,8 тыс. руб./т (в обоих случаях это минимум с 2016 года). Летнее дизельное топливо подешевело на 4%, до 38,9 тыс. руб./т (минимальное значение с 2017 года, а сжиженные углеводородные газы (автогаз) – на 11%, до исторического минимума в 2,9 тыс. руб./т.

Но стоимость топлива на российских АЗС держится на прежних уровнях. Эксперты не видят предпосылок для уменьшения цен, несмотря на высокую прибыльность розничного бизнеса. Предполагается, что нефтяные компании скорее пойдут на снижение производства топлива, чем будут лишаться прибыльности заправочного бизнеса. Аналитики поясняют, что сокращение переработки может создать предпосылки для роста оптовых цен, который регуляторы не позволят переложить в цены на АЗС.

Олег Хавич