Новости

Хроника энергетической войны: последние события

МЭА отметило устойчивость российского нефтеэкспорта

Международное энергетическое агентство (МЭА) в очередной раз повысило прогноз роста спроса на нефть в мире в 2023 году. Традиционный ежемесячный доклад МЭА представило 16 марта.

По прогнозам МЭА, мировой спрос на нефть в 2023 году вырастет на 2 миллиона баррелей в сутки в сравнении с 2022-м, до рекордных 102 млн барр./сутки. Отмечается, что после сокращения потребления на 80 тыс. барр./сутки в четвёртом квартале 2022 года, далее рост спроса в течение года ускорится: с 710 тыс. барр./сутки в первом квартале до 2,6 млн барр./сутки в четвёртом. При этом лучшую динамику в 2023 году покажет Азиатско-Тихоокеанский регион за счет восстановления Китая после отмены «нулевой терпимости».

Мировое предложение нефти в 2023 году может вырасти меньше, чем спрос, — на 1,6 млн барр./сутки, за счет стран, не входящих в ОПЕК+, отмечается в докладе. При этом в первом полугодии предложение нефти на рынке будет превышать спрос, но ситуация изменится во второй половине 2023-го. К концу текущего года дефицит нефти может составить 0,4 млн барр./сутки.

Промышленные запасы нефти и нефтепродуктов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам января выросли уже до 2,85 миллиарда баррелей — и это максимум с июля 2021 года. По предварительным данным МЭА, рост запасов в феврале продолжился.

По российской добыче в 2023 году прогнозы в мартовском отчете МЭА увеличены: эксперты ожидают её на уровне 10,35 млн барр./сутки, что на 300 тыс. барр./сутки больше, чем прогнозировалось в феврале. Улучшение оценок в МЭА объясняют достаточно устойчивым российским экспортом: меры, принятые для перенаправления нефти на новые рынки, позволили РФ, как сказано в отчете, «на удивление хорошо» сохранить поставки после начала военной операции.

По оценкам агентства, после февральского роста на 130 тыс. барр./сутки, до 9,91 млн барр./сутки в марте, добыча нефти в РФ сократится до 9,4 млн барр./сутки, что связано с объявленным добровольным сокращением производства в марте на 500 тыс. барр./сутки. Ранее решение об ограничении добычи вице-премьер РФ А. Новак объяснял желанием «восстановить рыночные отношения».

Экспорт нефти и нефтепродуктов из РФ в феврале, после вступления в силу второй очереди эмбарго ЕС, суммарно уменьшился до 7,5 млн барр./сутки. В частности, экспорт нефти сократился на 200 тыс. барр./сутки, до 4,9 млн барр./сутки (на 3,9% меньше, чем в январе), экспорт нефтепродуктов — на 500 тыс. барр./сутки, до 2,6 млн барр./сутки (минус 16% к январю).

При этом в мартовском экономическом обзоре ОЭСР, также обнародованном на минувшей неделе, сказано, что «влияние мер, принятых в отношении российского экспорта энергоносителей, было более ограниченным, чем ожидалось изначально… Россия в значительной степени сохраняет уровни экспорта за счёт расширения операций на других рынках».

Россия в январе стала лидером по поставкам газа в Китай, по углю — на втором месте

В январе 2023 года общие поставки российского природного газа в Китай составили 2,7 миллиарда кубометров. По этому показателю РФ обошла других крупных поставщиков и вышла на первое место. Об этом 20 марта сообщило Главное таможенное управление КНР. В свою очередь, Туркменистан и Катар поставили в КНР по 2,2 млрд кубометров, Австралия — 1,9 млрд кубометров газа.

«Газпром» в январе поставил в Китай по магистральному газопроводу «Сила Сибири — 1» почти 2 миллиарда кубометров газа. Еще 770 млн кубометров — это поставки российского сжиженного природного газа (СПГ). По данным китайской таможни, общий импорт в январе вырос на 1% год к году, до 11,3 млрд м3.

При этом в месячном соотношении поставки СПГ увеличились на 7%, до 5,210 млн т (в январе 2022-го этот показатель составил 4,864 млн т). Месячный импорт трубопроводного газа год к году снизился на 7,2%, до 4,48 млрд кубометров. В январе 2022 года этот показатель составил 4,83 миллиарда кубометров, что демонстрирует рост по сравнению с декабрём 2022-го — 4,37 млрд кубометров.

Ранее вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что поставки по газопроводу «Сила Сибири — 1» в Китай в 2022 году достигли рекордных 15,5 миллиардов кубометров газа (что на 48% больше, чем в 2021-м). Проектная мощность «Силы Сибири — 1», или Восточного маршрута поставок газа в Китай, составляет 38 млрд кубометров газа в год, выход на неё планируется к 2025 г.

Планируется дальнейшее наращивание экспортной производительности «Силы Сибири — 1», для чего запланирован ввод вторых компрессорных цехов на семи компрессорных станциях газопровода. Также «Газпром» планирует строительство новых магистральных газопроводов для разворота поставок российского газа на Восток: «Сила Сибири – 2» с продолжением его по территории Монголии («Союз Восток»), и Дальневосточный газопровод (или «Сила Сибири — 3»).

При этом газовый рынок Китая будет только расти, ведь в 2022 году эта страна обеспечила четверть общемирового ввода газовых электростанций, что составило 8 ГВт. Об этом 18 марта сообщило агентство Синьхуа.

Страны ОЭСР также активно вводят газовые ТЭС для снижения углеродного следа в электроэнергетике. Так, США в 2022 году ввели в эксплуатацию 2,5 ГВт газовых электростанций, Южная Корея — 1 ГВт, Германия — 0,8 ГВт, а Италия и Япония — 0,5 ГВт и 0,2 ГВт соответственно. В целом это свидетельствует о росте спроса на газ в энергетической сфере, при этом Китай сохраняет лидерские позиции в этом секторе.

Однако пока в китайской тепловой электрогенерации преобладают станции, работающие на угле (90% всех мощностей ТЭС), и тут связи Китая и России тоже укрепляются. Главное таможенное управление КНР также 20 марта сообщило, что среднесуточный импорт угля в Китай из РФ вырос в первые два месяца 2023 года по сравнению с декабрем минувшего.

В январе и феврале поставки российского угля достигли 14,8 млн т, или 250 892 т/сутки, что делает Россию вторым по объёму поставщиком угля в Китай. Для сравнения, в декабре 2022 г. объем поставок составил 222 346 т/сутки, а в первые два месяца 2022-го — 110 470 т/сутки. Однако ограничения транспортной инфраструктуры в России препятствуют экспорту угля в Китай, и трейдеры ожидают, что ситуация пока сохранится на нынешнем уровне.

После запрета на ввоз австралийского угля Китай переориентировался на уголь из РФ, но мощностей Восточного полигона стало не хватать. В начале января 2023 года Пекин частично ослабил неофициальный запрет на импорт австралийского угля, разрешив трём государственным предприятиям и одной сталелитейной компании возобновить закупки, поскольку страны стремятся восстановить отношения.

Таможенные данные показали, что в феврале Китай получил 207 236 т австралийского угля. Ожидается, что в марте и в апреле 2023 года страна увеличит из Австралии импорт энергетического угля для производства электроэнергии. До введения ограничений в конце 2020-го Китай ежегодно закупал у Австралии более 30 млн т коксующегося угля, что составляло около 40% его импорта.

Возобновление импорта угля из Австралии вряд ли внесет существенные изменения в структуру поставок угля в Китай на фоне жесткой конкуренции со стороны более дешевого российского топлива и увеличения поставок с внутренних шахт Китая.

Крупнейшим же поставщиком угля в Китай в январе и феврале оставалась Индонезия. Согласно таможенным данным, в первые два месяца 2023 года Китай закупил 34,78 млн т индонезийского угля, что на 83% больше, чем в 2022-м.

Германия может столкнуться с нехваткой газа следующей зимой

Глава Федерального сетевого агентства Германии (профильного регулятора) Клаус Мюллер предупредил, что следующей зимой страна может столкнуться с нехваткой газа. Снижение оптовых цен на газ, по его мнению, может произойти лишь через полгода или год, эпоха дешевой энергии из России для Германии окончательно закончилась.

«Мы не можем исключать нехватку газа на следующую зиму. Факторы риска заключаются в том, что зима 2023/24 может быть очень холодной, что домохозяйства и компании недостаточно экономят», — сказал Мюллер в интервью газете Rheinische Post, опубликованном 18 марта. При этом он уточнил, что дополнительные проблемы могут возникнуть в том случае, если планируемая в ФРГ инфраструктура для импорта сжиженного природного газа не оправдает себя, и если соседние страны потребуют поддержки поставок от Германии в будущем.

«Самый большой риск — это погода. Мы не можем рассчитывать на то, что следующая зима вновь будет такой же мягкой. Когда холодно, многие домохозяйства сразу перестают экономить. В октябре они сэкономили более 20% газа, в декабре только 7%», — констатировал Мюллер.

В то же время глава регулятора ФРГ подчеркнул, что потребителям не следует ожидать снижения цен на газ в ближайшее время. «До того, как снижение оптовых цен на газ и электроэнергию коснется частных потребителей, должно пройти от шести до двенадцати месяцев», — сказал чиновник.

«Это связано со сроком действия контрактов и стратегией закупок компаний», — пояснил он, выразив надежду на то, что предприятия также почувствуют снижение цен. «Однако это будет не так дешево, как в 2021 году. Мы должны привыкнуть к более высоким ценам, эпоха дешевой энергии из России окончательно закончилась», — резюмировал Мюллер.

Уровень заполненности газохранилищ в ФРГ в настоящее время составляет около 64%, что намного выше критических пороговых значений, которые могут оправдать введение жёстких мер по потреблению газа. Это в основном связано с относительно высокими температурами в последние месяцы. Однако частным домохозяйствам и компаниям по-прежнему рекомендуют снизить потребление газа и электроэнергии.

После начала российской специальной военной операции на Украине Германия приняла решение отказаться от российских энергоресурсов. Правительство ФРГ в этой ситуации делает ставку на строительство терминалов по приему СПГ. В стране уже открылись несколько таких мобильных терминалов. Как ожидается, ещё несколько установок появятся в ближайшие месяцы.

Их суммарная мощность оценивается в 33 млрд кубометров газа в год — при этом только по «Северному потоку — 1» в 2021 году было поставлено примерно 60 млрд кубометров газа. При этом трубопроводный газ из России в Германию не поступает с сентября 2022 года, после диверсии на системе газопроводов «Северный поток». Первый стационарный СПГ-терминал в ФРГ планируют достроить только к 2026 году.

Олег Хавич

Тэги: