Новости

И почему на Украине так гордятся сражением под Бродами?

Работая над статьёй о сражении под Бродами, я постоянно натыкался на статьи украинских авторов, которые посвящены этой битве.

Причём во всех статьях звучала непонятная совершенно гордость за украинцев, воевавших в этом сражении. А фраза «наши герои лежат под Бродами», если не в заголовке, то в тексте обязательно цитировалась.

Я считаю, что историк должен быть объективен, и даже у врага надо признавать заслуги. Героизм ведь может проявляться в любой армии, независимо от того за какое она дело сражается.

Но с какого перепугу решили взять сражение под Бродами, ну совершенно не понимаю.

Давайте вместе коротенько разберёмся, может я в чём-то не прав?

Для начала, я бы хотел обратить внимание, что и битва под Бродами, и вся Львовско-Сандомирская операция, частью которой оно является, должна определённую часть людей вводить в ступор. Речь про тех «экспертов», которые исходят из логики, что раз Освенцим освобождал 1-й Украинский фронт, то своим спасением узники обязаны не Красной Армии, а Украинской… ну фронт же Украинский.

Продолжая эту логику, мы легко обнаруживаем, что в 1944 году на Украине шла жестокая гражданская война. А как же иначе? Львовско-Сандомирская операция — это наступление 1-го Украинского фронта (который потом Освенцим освободил) против группы армий «Северная Украина». Куда не кинь, всюду клин, то есть «великая украинская армия». Ежели вспомнить, что была ещё и группа армий «Южная Украина», а Украинских фронтов было аж четыре штуки, то поводов переписать всю историю Второй Мировой войны уже достаточно.

Впрочем, давайте вернёмся к более серьёзной теме.

Сражение под Бродами (начальная стадия Львовско-Сандомирской операции) — это сокрушительная победа Красной Армии, про которую писать всегда приятно.

Но не сказать, что лёгкая. 1-й Украинский фронт представлял собой огромную силу, но и группа «Северная Украина» тоже не погулять вышла. Конечно, у немцев сил было намного меньше, но они стянули на Украину самые отборные силы. Правда, часть, после начала операции «Багратион», перекинули в Белоруссию, но «Тигров», «Пантер», «Слонов», «Носорогов» и прочей нечисти у них хватало, чтобы заставить РККА заплатить большую цену за свою победу.

И прогрызали наш войска оборону с огромным трудом. Даже имея по 220-250 пушек на километр фронта, среди которых тяжелых было немало. Даже имея больше тысячи штурмовиков над головой. Немцы вообще умели обороняться, и в этой операции они это умение тоже показали. Правда, Красная Армия с «изяществом» парового катка всю эту оборону всё-таки раздавила.

Где же там были украинские герои?

Речь про широко всем известную ныне 14-ю дивизию СС «Галичина», которую хоть и знают на слух, но что что такое и с чем его едят — скажет мало кто.

Дивизию эту немцы формировали специально для фронта, до этого украинские формирования предназначались для борьбы с партизанами. К тому времени в Вермахте был чудовищный кадровый голод. Про всю чистоту расы давно забыли, и в любой дивизии можно было встретить поляков, чехов, русских, украинцев, прибалтов и прочих людей второго или третьего сорта (по понятиям нацистов, разумеется).

Из украинцев сформировали целую дивизию благо ду… добровольцев, желающих сложить свою голову за победу Третьего Рейха, набралось более чем достаточно. Причём в дивизию брали лишь тех, кто ранее проживал на территориях, присоединенных к СССР в 1939 году. С Галиции и немного с Волыни. А Галиция и Украина — это всё-таки не синонимы.

Командный состав был из немцев, украинцам доверили лишь руковдящие посты не выше батальона, да и то всего три. Чтобы народ не думал лишнего, всем объясняли, что аббревиатура СС на самом деле переводится как «сичовые стрельцы». Судя по всему, многие верили.

Так что те, кто в 2014 году писал, что если всякие бандиты, воевавшие в добробатах, кричат «Аллах Акбар», то это переводится как «Слава Украине», ничего нового не придумали.

Дивизия отправилась на фронт, где ей доверили встать во второй линии обороны, позади 13-го корпуса. Этот корпус оказался как раз между советскими танковыми клиньями Катукова, Рыбалко и Лелюшенко, и когда наши танки ушли далеко, то весь корпус оказался в котле. Дивизия «Галичина» была, в отличие от немецких, укомплектована полностью, но ничем себя в этом сражении не проявила. Самая позитивная оценка, которая встречается: «украинцы хорошо сражались, почти так же, как и части вермахта». Но о том, что бежали они от советских танков и паниковали при залпах «Катюш», в мемуарах немцев пишут гораздо больше и чаще.

В окружение 13-й корпус попал 18-го июля, а уже 19-го украинские солдаты начали оставлять позиции. Украинские офицеры вообще сразу предлагали сбиваться в маленькие группы, бросать вооружение и драпатьпрорываться через фронт. 19-го же командир дивизии бригадефюрер СС Ф. Фрейтаг сообщил, что уже не контролирует свои части. Правда, потом вроде что-то как-то наладили. Поскольку сами немцы и часть украинцев прорывались организованно.

Но в целом сражение в «котле» под Бродами героическим со стороны Вермахта не выглядело совсем. Скорее видна неразбериха, переходящая в панику. Тем более, что наши войска особо времени не давали на раздумье, группировку в «котле» сразу начали методично уничтожать, главным образом авиацией и артиллерией. А последней было с избытком, и после того как передовые части ушли вперёд, тяжелой артиллерии было совсем нечего делать. Вот и били немцев издалека, с минимальными потерями.

Дивизия «Галичина» по прибытии на фронт имела примерно 14 000 человек. По немецким отчётам 14-я дивизия СС потеряла 10 115 человек: 98 убитыми, 968 ранеными и 9049 пропавшими без вести. По другим данным убито, ранено, дезертировало и пропало без вести 10558 человек. Причём из них 10 477 украинцев и 81 немец.

Интересно, что есть такие данные: на фронт отправлено офицеров — 136 украинцев и 193 немца, унтер-офицеров — 631 украинца и 379 немцев, рядовых — 13 030 украинцев и 81 немец. Даже без калькулятора видно, что потери немцев непропорционально меньше, чем украинцев.

Я не знаю, удалось ли мне столь краткой заметкой передать свои ощущения от этой операции, но повторюсь, я вообще не вижу ничего такого особенного, что совершили окруженные под Бродами войска. Зато хорошо видно, что украинцы среди остальных точно примеров героизма не подавали. А ведь боевой путь дивизии «Галичина» собственно этим сражением и ограничился. Её правда восстановили заново, благо желающих нашлось ещё, но на фронт больше не пускали.

Так что поискать стоит других примеров… или лучше уж сразу выдумать.

Кирилл Шишкин