Новости

«Иджис»: или как США эсминец ПРО создавали

В России есть пословица, у семи нянек дитя без глаза. Кто бы мог подумать, что она как никогда точно подойдет к эпопее создания в США национальной ПРО. Речь в данном материале пойдет об одном из ее компонентов, а именно о системе «Иджис», которая один в один повторяет историю с созданием «супер-истребителя» F-35…

На днях в строй ВМС США вступил новейший эсминец типа «Орли Берк» «Джон Финн». Об этом 15 июля 2017 года официальная пресс-служба  Пентагона. Это 63-ий эсминец этого типа и первый, наконец, полностью настоящий боеспособный корабль противоракетной обороны. Да я не ошибся. Вернее почти не ошибся.

Назвать его полностью боеспособным можно будет только тогда, когда он сможет сбить свою первую цель в режиме реальной войны, а до того, все на воле Бога и китайцев…

Но обо всем по порядку.

Итак, «Джон Финн» первый специально построенный корабль, который может одновременно защищать и себя и континентальную часть США от ракетных атак противника. Да, да именно так. В США вообще очень любят хвастаться своими будущими успехами, и очень не любят рассказывать правду о реальных достижениях. И «пентагоноботов» понять можно. Американские налогоплательщики не должны задавать своим военным вопросы «а куда пошли наши деньги»?

Дело в том, что до этого из-за жадности разных военных департаментов США практически все корабли типа «Орли Берк» до настоящего времени не были по настоящему боеспособными в советском или российском понимании этого слова. Они вынуждены были ходить большим ордером, в котором всегда один из них занимается поиском боеголовок БР, а второй защищает свои корабли от возможных атак неприятеля. Одновременно один корабль эти функции совмещать не мог. Я понимаю, что звучит дико, но именно так все и есть.

А еще нужен третий, явно не лишний, так как сбои системы «Иджис» остались довольно регулярными, а значит, любом из двух кораблей ордера нужен дублер.

 

ПРО: почему бы и нет

В 1990-х, когда распался СССР, американцы принялись на вооружение доктрину обезоруживающего удара, главным инструментом которой должна была быть система ПРО, состоящая из нескольких эшелонов. Одним из таких эшелонов, была корабельная система ПРО на базе эсминцев типа «Орли Берк». Управлять при этом противоракетами должна была система «Иджис», которая разрабатывалась первоначально, как система управления боем против воздушного, морского и наземного противника.

Уже к концу 1990-х Пентагон получил обнадеживающие результаты испытаний корабельных ракет SM-3 по перехвату боевых частей БР и был дан старт полномасштабной разработке и внедрению этой системы на флоте. И тут американцы наткнулись на вполне ожидаемые грабли…

 

Кто пилит бюджет

В последние десятилетия ВПК США работают по очень интересному принципу. Иногда кажется, что главной целью любой разработки является не получение конечного результата в виде высокоэффективного оружия, а попал военного бюджета. Можно вспомнить десятки военных программ, самой примечательной из которых является, пожалуй, создание многоцелевого истребителя F-35. Но и с ПРО на базе корабельной системы «Иджис» случилась та же история.

Дело в том, что заказчиком на разработчику базовой модели «универсальной системы управления боем» был ВМФ США, а заказчиком системы ПРО на базе «Иджис» было «Агентство ПРО США». У каждого заказчика был свой бюджет, свои схемы попила средств, а еще свои идеи, как это все должно работать.

В итоге был создан «гадкий утенок» стоимостью свыше 1 млрд. баксов, который при этом не мог одновременно быть кораблем ПВО и ПРО. ПО (программное обеспечение) двух систем никак не желало стыковаться друг с другом. Чтобы выполнять свои противоракетные функции эсминец должен был загружать свои «сервера» в режиме ПРО, а если нужно было перехватывать вражеские КР и самолеты или наносить удары по кораблям и наземным объектам противника, то опять выключаться и перезагружаться в режиме ПВО (условное название конечно, так как это не совсем верный термин). Естественно, во время боя перезагрузка была нежелательна, так как корабль на это время становился полностью беззащитным. Как раз поэтому собственно в ордере АУГ ВМС США всегда нужно было иметь минимум три корабля эскорта.

Один в резерве, так как боеготовность «Иджис» до сих пор находится на уровне примерно 85%, что влечет риски остаться в боевой обстановке без прикрытия вообще.

 

Долгая дорога к унификации

Естественно Пентагону, подобная ситуация не нравилась. Хотя еще в 2006 году новая система ПО для ПРО была сертифицирована (версия 3.6.1), шла ее доработка и попытка соединить с ПО для ПВО корабля, чтобы построить универсальную систему управления боем, где один корабль мог сразу решать все задачи, а не полагаться на боевого товарища. 

Соединить все это удалось только в девятой версии ПО для ПВО и пятой версии для ПРО, или в так называемой модификации Baseline 9C1/5.0. Она первоначально была испытана на переоборудованных «Орли Берках» и впервые использована при оснащении нового корабля «Джон Финн» (серия IIА+), который торжественно приняли в строй ВМС США 15 июля 2017 года. Но какой ценой это было достигнуто…

 

Корабль с "открытым доступом"

Военные программисты в США не случайно долго и безуспешно пытались скрестить ужа и ежика (ПВО и ПРО). Программный код, на которых было написано ПО, создавался с использованием защищенных языков программирования специально разработанных под военные нужды, CMS-2 и Ada. Да они были «громоздкими», но надежными. Чтобы получить универсальную версию ПО для системы «Иджис» с открытой архитектурой программистам пришлось перейти на бытовые языки C++ и Java. При этом стандартные военные 32-битные серверы AN/UYK-43 полностью заменялись на серийный (иногда и китайский) ширпотреб…

Как надежно при этом будет работать универсальна боевая системы американской эскадры одному китайскому производителю известно. Да именно так, ведь Пентагон уже неоднократно был пойман за руку в скандалах с закупкой китайской электроники для своих вооруженных сил и никто не знает, какие «заплатки» на день «Д» поставят китайские разработчики микросхем. Все это мы сможем узнать, если не дай Бог разразится настоящая война, а до того момента американские военные будут говорить своим гражданам, что их оружие самое грозное и надежное в мире, а китайские и русские «партнеры» при этом будут тихо посмеиваться в кулак и исходить из реальной ситуации.