Новости

Игра в одни ворота? РФ безответно поддерживает санкции Белоруссии против ЕС

МИД Российской Федерации 3 октября заявил о том, что Москва автоматически поддержит санкции Белоруссии против Евросоюза, поскольку этого требуют обязательства Союзного государства, куда входят обе страны. Похвальная солидарность и вполне понятная с учетом жёсткого прессинга, который оказывается на Белоруссию после президентских выборов со стороны Запада. Позднее санкции Минска распространились на ряд должностных лиц Канады и Великобритании.

Во всей ситуации есть одно большое «но» – почему поддержка союзника в рамках СГ идёт лишь от России? Белоруссия же за все минувшее после 2014 г. время не присоединилась ни к одной контрсанкционной акции Москвы против Запада, хотя Минск имеет одинаковые с ней обязательства в рамках СГ.

Подобные «нестыковки», а если говорить без обиняков – несоюзническое поведение, наблюдались с первых месяцев после введения Западом санкций против России. Уже в конце августа 2014 года Владимир Путин попенял Белоруссии за тайные поставки в РФ продуктов и иных товаров, находящихся под запретом для ввоза на территорию России вследствие ответных санкций. «У нас даже в рамках Таможенного союза уже сегодня идет запрещенный сегодня к ввозу на территорию Российской Федерации товар из стран ЕС. В данном случае, к сожалению, через Белоруссию», – отметил тогда российский президент.

При этом критика со стороны В. Путина была вполне мягкой, он даже отметил личные усилия А. Лукашенко в «пресечении незаконной практики» и пообещал обсудить с ним болезненные темы серого реэкспорта «без прессы». Но вопреки ожиданиям, белорусская сторона не усовестилась.

Позже Белоруссия стала применять метод так называемой двойной сертификации. Существует такая практика с 2015 года, когда продукцию, поступающую на российскую территорию, помечают сертификатами разных стран происхождения: реальная из ЕС и, в данном случае, белорусская маркировка. «Овощи и фрукты – обезличенный товар, страну происхождения которого очень сложно определить даже в лабораторном исследовании», — предупредил тогда директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Главным образом Минск практиковал такое с рыбой и морепродуктами, когда продукцию, добытую в странах, которые находились под российскими контрсанкциями, в Белоруссии перерабатывали, а то и просто переклеивали ярлыки и выдавали за свою. Тогда-то и получили широкое хождение горькие шутки насчет белорусских креветок. Позже такую практику в Минске распространили на мясомолочные продукты, фрукты и овощи.

В апреле минувшего года Минск сообщил о прекращении сертификации запрещённых санкционных товаров и отказался от поставок в Россию. Случилось это «прозрение» после поимки белорусской стороны на фальсификации таможенных документов при ввозе яблок в РФ.

Как отметила тогда в своём комментарии пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано, «белорусская сторона сообщила о прекращении сертификации плодовоовощной продукции, прибывающей из третьих стран для растамаживания на территории Белоруссии и дальнейшего реэкспорта в Россию. Указанная мера коснется исключительно той продукции, которая вошла в список ответных экономических мер РФ».

Спорным моментом в двусторонних отношениях братских государств в течение нескольких лет был тот факт, что именно Белоруссия являлась главным поставщиком дизтоплива на воюющую против Донбасса Украину, дизтоплива, полученного при переработке российской нефти. Для доставки боевиков украинских карательных формирований в так называемую зону ООС Минск поставлял Киеву МАЗы. Военные инженеры-разработчики Белоруссии и Украины проводили совместные разработки. Результатом совместных усилий был представленный главой МВД Украины А. Аваковым в 2017 году образец бронемашины «Варта» белорусско-украинского производства.

Да и риторика А. Лукашенко в последние годы была крайне антироссийской, Украина же называлась «братской страной», звучали призывы «поскорее уничтожить ЛНР и ДНР». Минск в уголовном порядке преследовал добровольцев из Белоруссии, которые успели повоевать в освободительной армии республик Донбасса.

События последних двух месяцев показали Лукашенко, что рассчитывать на Запад или на Украину ему не приходится. Обстановка вокруг президентских выборов продемонстрировали Минску всю хрупкость ситуативных союзников в лице Брюсселя и Киева. Белорусский президент предпочёл – пока хотя бы на словах – вернуться в лоно Союзного государства. В течение считаных недель Москва и Минск начали выстраивать вновь мосты, казалось бы, порушенные весьма основательно – разрабатывают интеграционные «дорожные карты», провели тактические учения «Славянское братство - 2020», проводят совместные испытания российской вакцины от коронавируса, между ними готовится отмена международного роуминга.

Хорошо, если встряска, полученная от дорогих «партнёров» по многовекторности, отрезвила Лукашенко настолько, что процесс интеграции с Россией будет только набирать обороты. Ведь любые недоразумения в рамках Союзного государства можно решить, правда, делать это желательно в подлинном смысле по-союзнически, чтобы не оставался осадок.

В контексте сказанного обратим внимание: хотя прошло достаточно времени после заявления российского МИД о том, что Москва автоматически поддержит санкции Белоруссии против Евросоюза, из Минска что-то не слышно о готовности ответить Москве взаимностью и таки присоединиться к российским контрсанкциям.

Анна Шершнева