Но какие тут могут быть претензии? Не нашлось достойных покупателей. На нет и суда нет. Рынок не заинтересовался. Конъюнктура подкачала. С кем не бывает. Как пишет «ЛИГА», “особых претензий к работе FFN и DebtX никто не предъявляет. В Фонде из-за провала аукционов вообще не расстраиваются и даже наоборот: благодаря американцам удалось привлечь внимание иностранных инвесторов к украинскому NPL-рынку (non-performing loans – неработающие кредиты), считает директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин”.

Смешно, ребята. Истинно говорю вам, это – смешно. Какие могут быть претензии к американским площадкам, которые все, что от них требовалось, четко выполнили. И торги провели, и ничего не продали. Но при этом избавили нас от обязательства перед МВФ.

Теперь мы переходим на принципиально иной формат реализации залогов. Никаких американцев, никаких “пулов” с “неперевариваемым” миксом активов. Только розничные продажи этих самых активов через систему Prozorro. Розничные – это как раз то, чего с нетерпением ждут “шакалята Гонтаревой” и друзья “нацбанковской семьи”. Отдельно – сахарный заводик, отдельно – гостиничку в Киеве, отдельно – то самое “стремное” имущество в зоне АТО.

Более того, раз американцам не удалось продать залоги на классическом аукционе с повышением, Prozorro собирается торговать по принципу голландского аукциона, т.е. с понижением. В отличие от прежней модели, голландский аукцион проходит в течение суток, но в ходе торгов стоимость лота не повышается, а понижается. Пока его не купят. Нередко стоимость активов может упасть до 20% стартовой цены. Представляете, какая сладенькая перспектива вырисовывается.

При такой системе, как отмечают специалисты, имущество Нацбанка может быть продано за копейки “своим людям”. Для вкладчиков и государства это означает, что они просто недополучат миллионы средств в сгоревших банках. Особенно печальна перспектива для юрлиц, которым не положены выплаты компенсаций по 200 тыс. грн. – они уже точно никогда ничего не вернут.

Да и Нацбанк не вернет тех средств рефинансирования, которые он “сжег” в обанкротившихся банках. Но ему это, похоже, по барабану. Станок есть. Нужны будут гривны – еще напечатаем.

Правда, намеченная им распродажа “даром и на вес” несет еще одну угрозу для стабильности банковского рынка. По мнению разбирающихся в теме людей, по предварительным оценкам, платежеспособными банками накоплено залогов на 80-85 млрд. грн. Около трети выданных кредитов – это уже сейчас проблема. Просрочка растет не по дням, а по часам. Чтобы вернуть хотя бы часть денег, банки пытаются продавать обеспечение кредитов. На продажу выставлено огромное количество нежилой и жилой недвижимости, авто, земельные участки, предприятия, товарные партии.

Если Нацбанк и ФГВФЛ начнут демпинговать на Prozorro, чтобы услужить “правильным покупателям”, начнется тотальное обесценивание всех остальных залогов. Очень неприятное и опасное явление. Для банковской системы оно означает заход на второй круг большого рукотворного кризиса. Но НБУ и ФГВФЛ эта перспектива, похоже, не смущает.

Егор Смирнов