Новости

Имущественный ценз коронавируса

Одновременно с новостью о том, что Киев входит в «красную» зону, пошло сообщение о приостановке плановой госпитализации. Потому, что медицинская система будет работать на прием пациентов с COVID-19. Посмотрела статистику смертности. На первом месте, как и раньше с большим отрывом – сердечнососудистые заболевания. На втором – онкология. Коронавирус на третьем. Вместо того чтобы снизить цены на диагностику и лечение “заразы века”, людей с другими заболеваниями фактически оставляют без медицинской помощи.

Госстат опубликовал сравнительные данные по смертности в Украине за январь-август 2021-го и за этот же период 2020 года. За 8 месяцев 2021-го умерло на 61 115 человек больше (+ 16,15%), чем за 8 месяцев 2020 года, а от COVID-19 умерло в 15 раз больше. Это объяснимо, потому что эпидемия пришла к нам не в марте и не в апреле 2020 года, когда ввели тотальный карантин, тогда количество заболевших исчислялось “поштучно”, а гораздо позже, когда карантинные меры сняли.

Итак, за 8 месяцев этого года в общей сложности этот мир покинули 439 430 украинцев против 378 315 в прошлом году. От сердечнососудистых заболеваний умерло 276 070 человек против 256 474 год назад. От рака наоборот в 2021 скончалось 494 48 человек, а в 2020-м  51 817 человек.

Знаете, что это такое? Это отложенный эффект. Рак быстрее “съедает” человека, чем болезнь сердца или сосудов. Поэтому, когда весной 2020-го из-за локдауна перестали оказывать помощь онкобольным со второй-третьей стадией, а начали капать химию уже на четвертой, многие стали неоперабельными. Я это знаю на примере своей знакомой: ее мама уже умерла, потому что затянули с лечением.

От COVID-19 в этом году умер 36 481 человек, а год назад всего 2 412 человек. Что это означает? Что в прошлом году, с января по август, такой мощной эпидемии, чтобы не лечить сердечников и раковых больных, не было. Пандемия накрыла нас гораздо позже, чем другие страны, дав возможность подготовиться. Мы подготовились? Ну, как сказать. Я думаю, что ресурс украинской медицины так и остался ограниченным.

То, что в Киеве объявлена экстренная ситуация и предпочтение отдается госпитализации больных коронавирусом, говорит о том, что все остальные болезни на фоне ковида снова обесценены. А это неправильно. Именно в столице сосредоточено самое передовое оборудование, самые новаторские формы лечения сложных заболеваний. Тут лучшие врачи. Все-таки Киев не просто город, а столица государства.

Говорят, раньше на операции в клинике Амосова стояли очереди на несколько месяцев вперед. Теперь их нет. В профильных киевских больницах  и институтах впервые появились свободные койки. Это не означает, что мы стали здоровее. Просто больные не едут из регионов. Потому что бесконечные карантинные ограничения, мораторий на плановую госпитализацию, требования платных ПЦР-тестов и других дополнительных расходов им не по карману. Умирают дети с больными почками. Взрослые с тяжелыми заболеваниями сердца или ЖКТ. 

Я понимаю, что есть массовое заболевание. Что приходится перепрофилировать больницы. Это глобальная проблема. И нигде в мире не придумали ее адекватного решения. Но меня тревожит другое. Поскольку коронавирус – это новое явление, которое появилось в эпоху гаджетов, отношение к нему как к игре на выбывание. Своего рода игре в кальмара. Нет денег, ты выбыл. 

По сути, коронавирус – это абсолютно коммерческая болезнь в плане лечения и диагностики. Мэр Киева Виталий Кличко говорит, что в столице есть 63 пункта, где можно сдать тест на коронавирус и по направлению семейного врача это бесплатно. Очень хочу увидеть тех счастливчиков (за исключением пробивных пенсионеров-героев), которые получили такое направление.

Мои друзья, знакомые, родственники, их родственники, их друзья, френды в соцсетях, в общем, никто и никогда не получал направление врача. Все платили за тест. Платили даже тогда, когда нужно было положить в больницу больную раком маму. Без теста вам не сделают операцию на сердце. И даже не возьмут в роддом.

Впрочем, один пример я все-таки вспомнила. Мне рассказывала соседка, что ее дочь три раза ездила к семейному врачу, чтобы получить направление на бесплатный тест. Сначала у нее не хватало симптомов. Потом она не досиделась в очереди (!). Наконец ей скрепя сердце, это направление дали. На тот момент у нее уже было 35% поражения правого легкого. А девочка бюджетница, получает копейки.

Я за борьбу с коронавирусом. Если эта борьба не слишком коммерциализированная. Тест – платно. Анализы – платно. Компьютерная томография – платно. Я уже не говорю о лекарствах – все они платные.

А сейчас без теста или без вакцинации невозможно перемещаться между областями. Если вы везете в Киев травмированного ребенка  на операцию, никто не сделает вам исключение. В лучшем случае вы будете стоять в очереди на вокзале и сдавать тест за 350 грн.

Повторяется ситуация как в онкологии. Когда многие люди отказываются от лечения, потому что, во-первых, не верят в шанс выздороветь. А во-вторых, это настолько дорого, что нужно оставить родных без квартиры либо влезть в непомерные долги. Разница в том, что рак не заразен.

Никому не приходит в голову, что сотни тысяч малообеспеченных людей, которые не в состоянии выкладывать 800 грн. за тест, по 3500 грн. за томографию, а также сотни гривен за антибиотики, ходят по улицам и заражают окружающих. Покупают в аптеках дешевые антибиотики и жаропонижающие. Не проходят диагностику. Просто потому, что имущественный ценз не дает им возможности лечиться.

В Европе экспресс-тесты делают на каждом шагу – в аптеках, в магазинах, в палатках на улицах. Как правило, они платные только для иностранцев. Опять-таки у нас ничего не сделано, чтобы отделить больных от здоровых. Нет никакой системы транспортировки больных, чтобы добраться до диагностического центра, до компьютерной томографии, нужно снова проехать в городском транспорте. А кое-где и в поезде.

Зато нам показывают картинки, в каком ужасном состоянии находятся больницы и как люди мучаются с кислородными масками. А все потому, что они избежали вакцинации или купили поддельные сертификаты. Чувствую, эта образцово-показательная кампания борьбы с поддельными сертификатами вакцинации – наш новый секретный способ остановить пандемию.

Но поддельные тесты, как и испорченные из-за неправильного хранения вакцины – это все побочные продукты пандемии. Вопрос в главном. Коронавирус – по факту очень дорогая болезнь, и далеко не всем она по карману.

Да и, к слову, о Китае, который принес этот вирус миру и первым же его преодолел. У моей подруги дочка студентка училась в Китае, как раз когда началась пандемия. Ее удалось вывезти. Но она на связи со своими друзьями из университета. Заболели многие, однако всех  помещали в те самые госпитали, построенные за сто дней, и они ничего не платили за лечение и диагностику. Более того, если бы они не лечились, то попали бы в тюрьму.

Возможно, в этом и кроется ответ на вопрос, почему Китай первым оправился от пандемии и пустился в экономический рост, который спровоцировал дичайший в истории скачок цен на газ? Но это уже другая история…

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.