Новости

Институт Катона: Вашингтон, не начинайте новую холодную войну из-за Сирии

По мнению Института Катона, администрация Трампа должна вернуться к своему первоначальному курсу и стремиться улучшить отношения с Москвой.

Госсекретарь Рекс Тиллерсон посетил Москву с запланированным ранее визитом, в ходе которого встретился с российскими официальными лицами. Его поездка пришлась на время, когда холод в двусторонних отношениях особенно остро ощущался после американских ракетных ударов по Сирии в ответ на предполагаемое использование правительством Асадом химического оружия.

Кремлевские лидеры были крайне недовольны действиями Вашингтона, и описать встречу Тиллерсона и Путина как напряженную было бы преуменьшением, тоже самое верно и в отношении диалога Тиллерсона и Лаврова. Конфронтационное поведение Тиллерсона, это хрестоматийный пример того, что следует избегать. Тиллерсон не отступил от недавно принятой администрацией жесткой политики в отношении Сирии. Действительно, он настаивал на том, чтобы Россия разорвала свой союз с правительством Башара Асада. Еще до приезда в Москву Тиллерсон заявил, что российским лидерам нужно понять, что правление семьи Асадов закончилось. И Путин, и Лавров наотрез отказались от этого требования. Пресс-секретарь МИДа Мария Захарова заявила: "Мне кажется, все уже давно поняли, что к нам с ультиматумами ездить бесполезно, это просто контрпродуктивно".

Помимо недовольства поведением Вашингтона, позиция правительства Путина отражает основные политические различия между двумя странами. Российские чиновники предупреждают, что вытеснение Асада может превратить Сирию в еще одну площадку для ИГИЛ (организация, запрещенная в России) и других радикальных исламистских группировок. Этот страх вполне обоснован. Несмотря на многолетний поиск Вашингтоном "умеренных" сирийских повстанцев, вооруженных отрядов с такой ориентацией очень мало, и, за исключением курдских подразделений в Сирийских демократических силах, им не хватает значимых военных возможностей. К тому же курды преследуют свою собственную цель - обеспечить фактическое независимое государство в северной Сирии, чего они уже добились в иракском Курдистане после свержения США Саддама Хусейна.

Россияне правы. Хотя Асад является жестоким диктатором, его устранение создало бы опасный вакуум власти в Сирии. Даже если ИГИЛ не удастся заполнить его, большинство поддерживаемых США повстанцев (за исключением светских курдов) почти столь же радикальны. Ведущие позиции среди них занимает "Джебхат Фатах аш-Шам", бывший "Фронт ан-Нусра", представляющий собой сирийский филиал "Аль-Каиды" (организации, запрещенные в России). Боевики этой организации, скорее всего, будут доминировать в любом постасадовском правительстве. Единственный способ предотвратить такой исход - отправить большой контингент вооруженных сил США на оккупацию этой страны, но любой здравомыслящий американец не сможет принять этот вариант.

Хотя проблема Сирии была самым большим источником враждебности на встречах Тиллерсона, она не была единственной. Трения также имели место в отношении Крыма, предполагаемого кибершпионажа Москвы против Соединенных Штатов, подозрений по поводу контактов Кремля с талибами в Афганистане и новых военных развертываний НАТО в Польше и прибалтийских республиках. Хотя на совместной пресс-конференции была сделана попытка представить ход встреч Тиллерсона в виде хотя и откровенного, но конструктивного диалога, было сложно скрыть ту реальность, в которой отношения США с Россией, по-видимому, находятся на наихудшем уровне после окончания холодной войны. Даже Тиллерсон признал, что отношения "находятся на низком уровне"и нуждаются в улучшении в интересах обеих стран.

Продолжающееся похолодание должно глубоко разочаровать всех американцев. Учитывая компромиссные высказывания Дональда Трампа в отношении России в ходе президентской избирательной кампании 2016 года, широко ожидалось сближение США и России. Возможно, новая конфронтационная позиция администрации в отношении Москвы - это попытка избавиться от обвинений в том, что администрация Трампа является марионеткой Путина. Если так, то это, вероятно, будет бесполезным усилием. Ненавистников Трампа не успокоят запоздалые воинственные нападки в адрес Кремля.

Еще более тревожным является существенный ущерб, нанесенный уже и без того проблемным двусторонним отношениям. Последнее, что нужно американцам, так это еще одна "холодная война" со страной, имеющей военный потенциал для уничтожения американской цивилизации в случае горячей фазы конфронтации. Нам повезло пережить холодную войну, которая не закончилась пожаром. На этот раз не стоит вновь испытывать удачу. Администрация Трампа должна вернуться к своему первоначальному курсу и стремиться улучшить отношения с Москвой.

The Cato Institute