Новости

Интеллект гегемона

Ввиду того, что правящие в Украине силы открыто проявляют готовность следовать в фарватере внешней политики Соединенных Штатов, важен вопрос интеллектуального состояния ведущей в этих отношениях стороны, своего рода поводыря.

В значительной мере о нем можно судить по аналитическим материалам разведорганов США, опирающихся на колоссальный, по нашим меркам, человеческий, информационный и финансовый ресурс.

В марте с. г. вышел седьмой выпуск отчета Национального разведывательного совета «Глобальные тенденции», в котором описываются сценарии развития ситуации в мире до 2040 г. Его составители обозначили задачу «помочь политикам и гражданам увидеть, что может лежать за горизонтом, и подготовиться к множеству возможных вариантов будущего».

Первым идет сценарий ренессанса «открытых демократий во главе с США и их союзниками». Предполагается, что, как ни в чем ни бывало, быстрые технологические достижения поспособствуют улучшению качества жизни миллионов людей во всем мире. Правда, превысят ли эти «миллионы людей» своей численностью «золотой миллиард» и на сколько, не уточняется. Демократии успешно объединят свои усилия во имя всего хорошего и против всего плохого, в частности, чтобы ограничить негативные последствия технологий, включая дезинформацию (к которой демократии, конечно, отношения не имеют).

Видя такие успехи, густонаселенные страны, такие как Бразилия, Индия, полностью примут «прозрачную демократию». А вот Китай и Россия, как «закрытые общества», увязнут во внутренних проблемах и, попросту говоря, захиреют.

Словом, эдакое переиздание пропагандистских обещаний, способствовавших в свое время Западу в достижении мирового господства

Другие сценарии не столь идилличны для «открытых демократий».

В частности, предполагается превращение мировой системы к 2040 г. в бесцельную, хаотичную и изменчивую. Виновато в этом будет игнорирование международных правил и институтов такими крупными державами, как Китай, региональными игроками и негосударственными субъектами (но, конечно же, не американцами).

 

Также рассматривается вариант восстановления прочных торговых отношений между США и КНР, угасание воспоминаний о могуществе Евросоюза и следование ЕС, а также ослабленной годами низких цен на нефть России после Путина и упомянутых уже Бразилии и Индии в фарватере экономического американо-китайского консенсуса.

Еще одна гипотеза состоит в разделении мира на несколько блоков вокруг США, ЕС, России и пары региональных держав, существующих в «раздельных бункерах» и сосредоточенных на обеспечении самодостаточности и обороноспособности. При этом «уязвимые развивающиеся страны оказываются посередине, а некоторые находятся на грани того, чтобы превратиться в несостоятельные государства». Также многие государства обратятся к крайним формам национализма, чтобы объединить большинство населения против внешних врагов.

Сердобольные упоминания составителями отчета глобальных проблем, в частности климатических, производят впечатление крокодильих слез, поскольку США и созданные под их эгидой транснациональные корпорации в первую очередь причастны к их возникновению.

Такая вот аналитика по принципу «обо всем и ни о чем», подобная раскладыванию пасьянсов и представляющая досужие рассуждения на тему «Как оно теоретически могло бы быть вообще», исходя из существующих шаблонов. Поражающая своей схематичностью и в иных местах банальностью. Благодаря ей мы видим, что, отвлеченно рассуждая, может быть по-всякому. А вот какие могут произойти события, сопоставимые с той же пандемией коронавируса, не спрогнозированной аналитиками, и каким образом следует готовиться к описанным абстрактным сценариям – непонятно.

Впрочем, авторы в самом начале своего отчета оговариваются, что не видят свою цель в конкретных прогнозах. Также нужно отдать им должное касательно замечаний, что «разведка не заявляет о непогрешимости своих пророчеств», и «будущее неизменно будет разворачиваться по пути, который мы не предвидели».

Но такие замечания делаются на фоне претензий на глубину, обоснованность и тщательную продуманность оценок и ореола могущественности государства, которое представляют аналитики.

Во всем этом прослеживается подмена интеллекта эрудицией, мудрости – описательностью и словоблудием, а аналитики – откровенной пропагандой, как глобальный тренд, задаваемый супердержавой, ставшей такой благодаря вовсе не этому.

Думается, проблема не в отсутствии во всей разветвленной системе разведорганов США умных людей, а в вырождении системы, громоздкость и усложнение которой в условиях меняющегося мира выливаются в примитивизацию и профанацию.

Наряду с этим разведывательное сообщество США представило конгрессу несекретный ежегодный отчет об угрозах национальной безопасности США во всем мире с акцентом на основных противников и конкурентов, к которым отнесены Китай, Россия, Иран и Северная Корея.

Авторы делают вывод, что названные государства «продемонстрировали способность и намерения продвигать свои интересы за счет США и их союзников. Китай все больше становится почти равным конкурентом, бросая вызов Соединенным Штатам во многих сферах… Россия оказывает сопротивление Вашингтону везде, где это возможно, в глобальном масштабе…» Иран и Северная Корея составляют региональные угрозы.

В связи с пандемией Китай и Россия стремятся к преимуществам с помощью таких средств, как «вакцинная дипломатия». Т.е. массовый экспорт указанными странами вакцин (в т. ч. китайской в Украину) рассматривается как средство экспансии, попытка увеличить свой геополитический вес. В данном контексте говорится, что некоторые правительства «ставят под сомнение достоинства глобализации и взаимозависимости».

По мнению докладчиков, КНР и РФ продолжат подрывать влияние США и вбивать клинья между Вашингтоном и его союзниками и партнерами, посягая на интересы Америки во всем мире и присвоенное ею право мирового владычества.

Также делаются другие оценки и прогнозы, не поражающие своей новизной и глубокомысленностью. Например, в отношении того, что «готовность Ирана проводить атаки, вероятно, будет зависеть от его восприятия готовности Соединенных Штатов к ответным действиям». Или того, что Ким Чен Ын «рассматривает ядерное оружие как последнее средство сдерживания иностранного вмешательства».

Те и другие американские докладчики сходятся во мнении, что новейшие технологии имеют «негативные последствия» и «создают уникальные проблемы». Но приведенные ими утверждения побуждают к выводу, что они негативны, лишь когда используются не в интересах США, и подрывается американское лидерство в данной области.

Такое состояние аналитической мысли в ведущем государстве отображается и на его союзниках и сателлитах, включая Украину, поскольку соответствующие подходы заимствуются и распространяются.

В частности, склонность украинских деятелей объяснять причины многих собственноручно созданных проблем вездесущей «рукой Кремля» перекликается и находит опору в параноидальных утверждениях руководства США о российском вмешательстве в американские выборы.

Излишне говорить о том, что это контрпродуктивная практика, и что нужно жить своим умом.

Петр ПЕТРОВ