Новости

Исход заробитчан: побрезгуют ли прибалты занять их места?

Карантин вынуждает гастарбайтеров покидать Прибалтику. Сами жители Эстонии, Литвы и Латвии любят подработки в Западной Европе, где платят больше, чем на родине. Да и многие страны ЕС слишком привыкли к дешевой рабочей силе. Однако пандемия вносит свои коррективы.

Распространение COVID-19 вынуждает многие государства закрывать границы и вводить карантин. Это спровоцировало довольно мощный отток трудовых мигрантов в некоторых европейских странах, включая прибалтийские государства.

В Эстонии, похоже, решили даже усилить этот процесс. Как пишет издание Eesti Päevaleht, правительство, ссылаясь на кризис из-за пандемии, хочет отправить иностранных работников восвояси. Сельские жители, которым нужны гастарбайтеры, называют такой план не слишком разумным, но власть это, похоже, не беспокоит.

Как считают в Delfi, сами жители Эстонии не спешат быстро переключаться на сельскохозяйственные работы. А поскольку украинские и другие гастарбайтеры стремительно покидают это государство, работать в такой отрасли вскоре будет попросту некому.

Напомним, уже в ближайшее время в некоторых хозяйствах нужно срочно начинать работу. Сезон посевов вскоре начнется. Где взять для этого людей? Похожая ситуация наблюдается не только в Эстонии, но и в других балтийских государствах.

Полицейский в защитной маске на улице Таллина

Ситуация в Эстонии в связи с коронавирусом

Собирать клубнику никто не торопится

Очевидно, что сами эстонцы привыкли либо работать на более респектабельных профессиях в своей стране, либо ездить на заработки в Скандинавию или Западную Европу, где зарплаты намного выше. Жителю прибалтийской республики на подсознательном уровне довольно сложно перестроиться и довольствоваться сложной работой в собственном государстве, за которую ему будут платить намного меньше, чем в Германии или Швеции.

В каком-то смысле человеку сложно смириться с ситуацией не по чисто финансовым причинам, а даже психологически. Как рассказала Baltnews генеральный директор НИИ "Социология" Мария Филь, ситуация для многих очень "свежая".

"Люди пока еще не поменяли свою экономическую стратегию. Осознание придет лишь в течение ближайших месяцев, когда кризис станет очевидным и осязаемым для всех. Рядовой человек в прибалтийских государствах, как и во всем Евросоюзе, не совсем понимает, что именно сейчас происходит в экономике его страны. Именно поэтому ждать, что уже завтра все бросят прежний образ жизни, начав работать в сфере сельского хозяйства, не стоит", – пояснила социолог.

Закрытый железнодорожный вокзал в Таллине

Закрытый железнодорожный вокзал в Таллине

Мария Филь уверена, что, когда действительно возникнет безработица во всех сферах, жителям Прибалтики придется искать себе какое-то применение в новых сегментах трудового рынка, где они еще не работали. Но не следует думать, что сейчас кто-то начнет это делать с опережением.

"Это, кстати, происходит не только в Эстонии и в соседних странах. Подобное поведение социума можно увидеть в других государствах Евросоюза, да и вообще во всем мире. К примеру, возьмем какую-нибудь слаборазвитую страну, где большое число "местных" работает в сфере туризма. Даже когда отели сейчас закрыли и люди де-факто остались без работы, они пока не торопятся становиться фермерами. Они попросту не привыкли к такой работе", – считает эксперт.

Но даже когда пройдет время, а нужда в итоге все же заставит общество взяться за "грязную работу", этот эффект может откатиться назад, как только закончится пандемия.

По мнению директора Марии Филь, психология человека в этом смысле вполне предсказуема. Как бы он ни привык к работе, которую раньше делали гастарбайтеры, он очень быстро "перебежит" на заработки в более благоприятную страну, если у него хоть ненадолго откроется окно возможностей.

Человек готов моментально перестроиться, если новые условия сулят большую выгоду. Так устроено мышление, особенно у тех, кто привык к трудовой миграции на протяжении десятилетий.

"Другой вопрос, будут ли в Европе восстановлены те отрасли, в которых работали жители Балтии, в прежнем объеме. Вполне вероятно, что далеко не все работодатели возьмут к себе такое же количество гастарбайтеров.

Теперь уже нужно будет время для перестройки психики потребителей. Они крайне неохотно, даже когда им скажут, что опасности больше нет, пойдут в рестораны, будут бронировать отели и прочее. Следовательно, в Европе может и не быть такого же спроса на рабочие руки, как до коронавируса", – сделала вывод социолог.

Закрытый порт в Таллине

Закрытый порт в Таллине

COVID-19 заставит вытолкнуть гастарбайтеров

Некоторые политики в Таллине уже начинают бить тревогу.

"Все серьезно. Зависит ли наша пищевая безопасность от нескольких сотен иностранных рабочих? Сейчас треть всех дойщиков в стране – с Украины. Так что, конечно, зависит!" – заявил недавно глава сельскохозяйственно-торговой палаты Эстонии Роомет Сырмус.

Ему вторит и глава центрального союза работодателей Арто Аас, напоминая, что спрос на иностранных специалистов велик также в строительном секторе и обрабатывающей промышленности. Разумеется, такие проблемы есть не только у Таллина.

"Мы экспортируем 40% овощей и 90% фруктов и ягод. Проблемы с рабочей силой испытывают и наши крупные торговые партнеры, например, Польша и Испания. Если они не успеют посеять и собрать урожай, то цены на их продукцию вырастут", – цитирует Delfi владельца одного из самых крупных сельскохозяйственных производств Южной Эстонии Тармо Тимма.

Как объяснил Baltnews аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев, у всего Евросоюза сейчас серьезные проблемы на рынке труда. Впрочем, то же самое происходит и в США, где фиксируют небывалый рост заявок на пособие по безработице. Всего за неделю их число увеличилось с 200 тысяч до более 6 млн.

Эксперт подчеркнул, что в маленьких странах проблемы на рынке труда будут наносить еще больший ущерб экономике, чем в больших государствах.

"Пока что в Прибалтике спокойно смотрят на "исход" гастарбайтеров, поскольку к трудовым мигрантам в любой стране не слишком лояльно относятся. Другой вопрос, как сильно ухудшится отношение к ним, когда они начнут возвращаться, а свободных мест в Эстонии, Литве и Латвии уже не будет так же много, как до коронавируса. 

Есть что-то вроде аксиомы. На рынке труда во многих странах есть гастарбайтеры, поскольку в экономике государства царит относительная стабильность и все хорошо. Как только начинается серьезный кризис, услуги трудовых мигрантов уже не так востребованы. Посмотрите хотя бы на начало 2000-х в России. Именно тогда в экономике начался рост, следовательно, был наибольший приток гастарбайтеров", – поделился мнением эксперт.

Пустующие улицы Таллина в связи с коронавирусом

Пустующие улицы Таллина в связи с коронавирусом

Вопрос в том, отмечает аналитик из ГК "Финам", как мир будет выходить из кризиса, спровоцированного пандемией. Перспективы Прибалтики весьма неоднозначны. Европа – место для заработка многих латвийцев, эстонцев и литовцев.

Представьте себе, что после кризиса далеко не все они смогут вновь устроиться в Германии, Франции, Швейцарии, поскольку непонятно, как некоторые предприятия смогут выйти на докризисный уровень. Куда пойдут все эти люди?

"Эстония, Латвия и Литва достаточно долго считались неплохими "поставщиками" квалифицированных кадров для стран ЕС. Но будут ли они нужны, когда заводы, рестораны и фермы в западной Европе не способны в один день нарастить производственный уровень, который был до коронавируса?

В итоге жителям Балтии придется заполнить собой ту нишу, которую занимали у них дома гастарбайтеры. Они объективно вытолкнут мигрантов из их традиционного сегмента трудового рынка", – считает аналитик Алексей Коренев.

Коронакризис и обратное "переселение народов"

Пандемия уже сегодня спровоцировала некий "эффект домино" на трудовом рынке Евросоюза и даже прилегающих к нему стран. До 2020 года была тенденция "с Востока – на Запад". Если сильно упростить, то выглядело это примерно так. Украинец ехал на заработки в Польшу и Прибалтику. Поляки, латвийцы и литовцы – еще западнее. В итоге жители благополучного "ядра" ЕС редко занимались черновой работой.

Теперь, когда производство и сфера услуг во всем мире "впали в спячку", потоки дешевой рабочей силы стали не нужны. Начался обратный "откат" – с Запада на Восток. Пока что трудовые мигранты просто возвращаются домой и за такую же черновую работу, но уже с меньшей зарплатой, браться (как мы видим на примере Эстонии) не торопятся.

Но вот когда пандемия истощит кошелек рядового эстонца, латвийца или литовца, то он, возможно, уже не побрезгует тем рабочим местом, которым дорожил украинец. А ведь, когда коронавирус закончится, просто так схема трудовой миграции "с Востока – на Запад" вновь не заработает. Для этого понадобится много времени.

Разумеется, все эти "переселения народов" и скачки туда-обратно на рынке труда никакой стабильности сельскому хозяйству и другим отраслям Прибалтики не принесут. Увы, но психология человека и мировая экономика не такие "резкие", как агрессивный вирус.

Илья Круглей