Новости

Иск России против Украины в ЕСПЧ и статья Путина — звенья одной цепи

Россия впервые подала межгосударственную жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Об этом говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте Генпрокуратуры РФ. Жалоба касается целого ряда нарушений прав и свобод человека на Украине, случившихся после «евромайдана».

В частности, речь идёт об ответственности Киева за гибель людей во время событий 2014 года («евромайдан», пожар в одесском Доме профсоюзов, антитеррористическая операция в Донбассе, катастрофа рейса MH17), ущемлении прав русскоговорящего населения, о преследовании журналистов, похищении людей, нападении на российские диппредставительства, дискриминации российского бизнеса и блокировке поступления пресной воды в Крым.

Иск в международный суд очень серьёзно разогрел информационное пространство. Российский МИД аргументировал это решение тем, что к текущему моменту стало невозможно терпеть происходящее на Украине. Однако же обратной стороной этого вопроса является то, что решений и вердиктов от ЕСПЧ придётся ждать не год, а возможно, и не два, отметил постпред России при Совете Европы Иван Солтановский.

ИА «Новороссия» обратилось к политику и публицисту, члену Центрального совета партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Николаю Старикову с просьбой прокомментировать озвученную инициативу.

ИА «Новороссия»: Николай Викторович, как вы считаете, чем обусловлен выбор подать иск именно сейчас, спустя семь лет после госпереворота, трагедии в Одессе, долгих лет войны в Донбассе и так далее?

Николай Стариков: В любой момент времени можно задать вопрос: «А почему именно сейчас? Почему не через полгода, не через год?» На самом деле, я думаю, кто-то подумал, что это очень правильная идея, и было принято такое решение на государственном уровне.

Проблема в том, что наша государственная машина иногда вращается, только если получает руководящие указания. Прямо скажем, что практика подачи масштабных заявлений в ЕСПЧ против других государств, мне кажется, у России просто отсутствует. Поэтому приняли решение — начали реализацию. Ну и хорошо.

ИА «Новороссия»: В иске речь идёт фактически о госперевороте 2014 года. Изменит ли это как-то отношения, в том числе и дипломатические, с Украиной?

Н. С.: Во-первых, как только на Украине произошёл государственный переворот (а там случилось именно это), глава государства Владимир Путин чётко и ясно об этом сказал. Заявления российского руководства были абсолютно прозрачны, там называли вещи своими именами.

Другое дело, что в течение некоторого промежутка времени дипломатических шагов по признанию одного и непризнанию другого правительства на территории украинского государства не произошло. Почему? Это вопрос к историкам и архивистам. Возможно, потому, что президент Виктор Янукович, который был на тот момент легитимным президентом Украины, оказался неспособным возглавить свою страну и продолжить ею руководить, а дальше случилось то, что случилось.

Во-вторых, я хочу сказать, что у государственного слова, у государственной подписи нет какого-то вечного срока годности. Любые договоры соблюдаются либо до момента их истечения, либо могут в любой момент быть расторгнутыми государством. Сегодня мы признаём какое-то государство, завтра отозвали своё признание. Это наше суверенное право. Мы государство, мы вольны поступать так, как считаем необходимым и как нам диктует наше понимание интересов нашей страны.

Нет никаких вечных границ, нет никакого вечного признания, нет никаких личных договоров. И речь идёт не о том, что Россия такая непредсказуемая. Просто оглянитесь вокруг: США последовательно вышли из нескольких договоров, границы государств фиксируются новыми договорённостями или изменяются. Поэтому не надо думать, что если мы кого-то признали в 2015 году, то мы будем признавать его и в 2025-м.

ИА «Новороссия»: Не так давно президент Владимир Путин опубликовал статью, где прошёлся по украинской тематике, уличая власть в преступлениях против собственного народа. Теперь иск…

Н. С.: Безусловно, как для человека, занимающегося политической деятельностью, для меня очевидно то, что в этой сфере ничего случайно не происходит. Статья президента, безусловно, была первым шагом, за которым последовал иск в ЕСПЧ. Было принято решение на почве вопроса: «А почему мы, Россия, не подаём иск в ЕСПЧ, хотя фактов преступлений, убийств людей, нарушений всех мыслимых и немыслимых прав не просто много, их целая куча? Почему мы не пользуемся этим инструментом? Давайте воспользуемся». А дальше была подготовлена определённая программа действий, реализацию которой мы сегодня наблюдаем.

Что касается статьи Путина, то она лаконична, написана очень хорошим языком, с точки зрения истории даёт каждому чёткое представление, что русские, белорусы и украинцы — это представители одного народа, они никакие не братские разные народы.

Что интересно, я сегодня почитал некий «научный» ответ украинских историков Путину. Читать это без хохота совершенно невозможно. Приведу один пример. Они начинают тоже издалека, говорят о Киевской Руси. Итак, если очаг русской культуры, истории, цивилизации находился в Киеве, с чем никто не спорит, то дальше украинские историки задают очень смешной вопрос: «Если он был в Киеве и это была Русь, то как же потом этот участок переместился на Украину?» Тут стоит ответить: потому что на территории великого русского государства вы с помощью немцев и других врагов России создали государство под названием Украина, и потом в ходе братоубийственной Гражданской войны она вошла, уже под другим флагом и с другими идеями, в состав Советского Союза, и вновь разрушенная страна оказалась в ситуации, когда внешние силы могут использовать одну часть народа против другой. То есть сами задают глупые вопросы, сами на них отвечают.

ИА «Новороссия»: Как скоро можно ожидать реальных решений в ЕСПЧ? Или цель этих исков несколько иная, чем реальные ответы?

Н. С.: Я реалист, поэтому я не сомневаюсь, что не стоит ожидать вообще никаких результатов. Будет максимально затянутая, долгая процедура их изучения, а потом будет формальный ответ, который, собственно говоря, для нас и интересен. Мне, например, интересно, как можно проигнорировать гибель людей в Одессе, как можно проигнорировать артиллерийские обстрелы Донецка и Луганска? Ну вот как?

Вот это «как» и является смыслом подачи этих документов. Я не думаю, что в Кремле живут какие-то кремлёвские мечтатели, которые наивно думают, что, собрав определённый пакет документов, можно добиться осуждения государственного переворота в протекторате Вашингтона и Брюсселя под названием «Украина». Но надо их терзать, мучить, ставить их в тяжёлое положение с помощью ими же придуманных процедур и организаций. В этом и есть смысл подачи этого иска. А дальше мы получаем их ответ, озвучиваем его, и если в России остаются ещё те, кто верит в некое международное право и высшую справедливость, то они почитают этот ответ — и их иллюзии развеются.

Иван Солдатов