Новости

Израиль пожинает плоды своего участия в войне против Армении

В конфликте с палестинцами Израилю придется теперь считаться с Турцией

Израиль пожинает плоды своего участия в войне против Армении. На первый взгляд, связь между участием Израиля в войне против Армении на стороне Азербайджана и Турции не очевидна. Но это только на первый взгляд.

Анкара давно уже вошла в роль регионального «решалы». Относительные успехи Турции в Сирии, Ливии и в Арцахе вскружили голову президенту Реджепу Эрдогану и он наверняка решил, что пришло время замахнуться на решение палестинской проблемы.

Ошибаются те, кто думают, что президент Турции – просто недалекий и неадекватный человек. Скорее всего, работая над своим имиджем, он изучал манеры Гитлера, но в любом случае, это – очень умный и коварный политик, осуществляющий четкий план если не восстановления Османской империи, то, во всяком случае, план превращения Турции в Евразийскую державу.

И в Израиле совершенно напрасно отнеслись к словам Эрдогана о том, что «Иерусалим – это наш город, город от нас».

Не думаю, что ХАМАС в Газе решился бы стрелять по Иерусалиму, не заручившись чьей-то решительной поддержкой. Израильская военная операция в Газе «Нерушимая скала» в 2014 году серьезно ослабила ХАМАС и в течение следующих 7 лет эта организация (признанная в ряде стран Европы, в США и в самом Израиле террористической) никаких серьезных военных акций против Израиля не предпринимала.

И вот, 10 мая 2021 года. Сейчас, когда я пишу эти строки, по Израилю из сектора Газа уже выпущено порядка ста шестидесяти ракет. Похоже, что с ракетами у ХАМАСа проблем нет.

Начало очередной эскалации едва ли случайно совпало с Днем Иерусалима – празднованием в Израиле очередной годовщины воссоединения восточной и западной частей города в результате Шестидневной войны 1967 года.

Ну а в этом году День Иерусалима планировалось отметить 10 мая. Но праздник, впервые с 1998 года (когда эта дата была официально утверждена Кнессетом в качестве национального праздника) был сорван.

Обращает на себя внимание и тот факт, что накануне очередной эскалации в израильско-палестинском противостоянии глава правительства ХАМАСа в Газе Исмаил Хания позвонил не кому-либо из президентов арабских стран или лидерам международных исламских организаций, а именно президенту Турции. О деталях этого телефонного разговора на сайте Палестинского информационного центра, ассоциируемого с ХАМАС, не говорится ничего. Однако сам факт такого разговора уже позволяет сделать определенные выводы.

А на сайте турецкого информационного агентства «Анадолу» сегодня примерно 70% материалов посвящено событиям в Иерусалиме. Более того, глава управления по СМИ и коммуникациям администрации президента Турции Фахреттин Алтун, отдавая дань последней моде, сделал заявление в Twitter:

«Обращаемся к исламскому миру: пора остановить подлые и жестокие действия Израиля. Настало время усадить на место террористическое государство Израиль».

Конечно, Twitter не обязывает пишущего к дипломатическому этикету и сделанные здесь заявления пока не считаются официальными. Но наивно полагать, что подобное заявление высокопоставленный турецкий чиновник сделал без ведома президента Турции.

Израильскому истеблишменту к подобным заявлениям следует отнестись со всей серьезностью, поскольку у Турции есть гораздо больше средств воздействия на Израиль, нежели могут предположить в Иерусалиме и в Тель-Авиве.

После истории с «Мави Мармара» прошло уже более 10 лет и за это время возможности Турции серьезно возросли. Поэтому Израиль могут ожидать крайне неприятные сюрпризы, скажем, в Азербайджане или в секторе Газа.

Впрочем, едва ли есть основания для того, чтобы говорить о войне между Турцией и Израилем за контроль над сектором Газа и Западным Берегом Иордана. Обе страны принадлежат в той или иной форме к западному блоку и глаза друг другу не выклюют. Но противоречия между Турцией и Израилем определенно есть и похоже, что Эрдоган всерьез намерен эти противоречия «порешать».

Израиль наверняка хотел бы видеть Турцию, мечтающую установить свою гегемонию от Восточного Средиземноморья до границы между Китаем и Центральной Азией, в качестве своего стратегического союзника. Но едва ли в Израиле согласятся с турецкими притязаниями в Восточном Средиземноморье. Да и вообще, вряд ли в Израиле согласятся на роль младшего партнера.

Тем не менее, в конфликте с палестинцами Израилю придется теперь считаться и с Турцией, хотят этого израильтяне или нет.

Вполне возможно, что израильско-турецкая конфронтация приведет к временному улучшению отношений между Израилем и Арменией. Я подчеркиваю: исключительно временному, поскольку в глобальном геополитическом противостоянии обе страны находятся по разные стороны фронта и при этом Израиль и Турция как были, так и останутся в одной упряжке.

Вероятнее всего, сближение между Израилем и Арменией закончится очередным обсуждением в Кнессете вопроса о признании Геноцида армян. И конечно же, опять не признают – слишком большим влиянием в Израиле обладает азербайджанское лобби.

Что касается турецко-израильских отношений, то здесь, как это уже подчеркивалось выше, Израилю следует либо готовиться к весьма неприятным сюрпризам, либо допустить участие Турции в урегулировании столетнего израильско-палестинского конфликта.

Во всяком случае, если в Израиле планировали за счет участия в той или иной форме в агрессии против Армении улучшить отношения с Турцией, то этот расчет явно не оправдал себя.

Владимир Ружанский