Новости

Как царские воеводы не позволили гетману Выговскому захватить Киев

После смерти Богдана Хмельницкого гетманом был избран войсковой писарь Иван Выговский. В отличие от Хмельницкого, он не был сторонником сближения с Русским государством. И значительная часть казаков Выговского не приняла, считая его "поляком" и обвиняя в незаконном обогащении родственников.

Как гетман попытался захватить Киев

Выговский с противниками расправлялся жестоко. Например, он позволил крымским татарам увести в плен жителей Полтавы, которые выступили против гетмана. А в августе 1658 года Выговский начал боевые действия против русских войск, заключив соглашение с польским правительством.

В том же месяце отряда казаков и крымских татар осадили Киев. Командовал ими брат гетмана Данила Выговский. Ему противостояли войска под руководством воевод Василия Шереметева и Юрия Барятинского. Помимо стрельцов и полков иноземного строя, город защищали казаки, которые не приняли Выговского.

При этом очевидцы и участники событий — в частности, полковник из Брацлава Иван Сербин — сообщали, что многие казаки воевать с русскими не желают. Так что принуждать многих из них к боевым действиям гетману приходилось при помощи репрессий. Были казнены несколько полковников и старшин.

Атаки на город отбиты

Осада продолжалась недолго. Войско Выговского предприняло несколько попыток штурма Киева. Но несмотря на то, что в городе у него нашелся союзник — киевский полковник Павел Яненко — все атаки были отбиты.

Большую роль в отражении штурмов сыграли рейтары, которыми командовал Юрий Барятинский. Позднее воевода разбил отряд брата гетмана — Константина Выговского — который в осаде участия не принимал.

Иван Выговский взял реванш за поражение под Киевом в следующем 1659 году в Конотопской битве. Хотя он был не единственным, кто командовал объединенным войском казаков, крымских татар и поляков. Однако уже спустя два месяца Выговский опять потерпел поражение в борьбе с царскими отрядами и сторонниками сына Богдана Хмельницкого Юрия, после чего сложил полномочия гетмана.

Михаил Арсаков