Новости

Как ильменит государственной ОГХК оказался в Крыму

Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, сирийское суденышко под названием “SOURIA”, занесенное в санкционный список США в 2016 году, как неоднократно нарушавшее запрет на вход в воды Черного моря в Крыму, стоит под погрузкой второй партии украинского ильменита Объединенной горно-химической компании (ОГХК) в турецком порту Хопа (Hopa).

После погрузки оно сделает вторую ходку. Отключит систему АИС (AIS — Automatic Identification System — система слежения за судами). И скроется в направлении Керченского пролива, указав, что направляется на Кавказ.

 

На самом деле ильменит Объединенной горно-химической компании следует по маршруту Одесса-Хопу-Феодосия-Армянск. Детали описывает сайт “Миротворец”.  На дополнительных фото детальнее видно, как происходит загрузка и выгрузка судов VENTO и SOURIA в портах Одессы и Хопу. 

Порт Одессы, загрузка VENTO ильменитом ОГХК

 

Разгрузка VENTO, порт Хопу

 

Погрузка на SOURIA, все тот же порт Хопу

 

Почему скрывали грузополучателя?

К чему такие замысловатости? Конспирация, двойная погрузка, разгрузка, Турция, Кавказ, Крым… Длинная цепочка позволяет скрыть конечного покупателя —  ЧАО “Крымский ТИТАН” Дмитрия Фирташа. С ним запрещено торговать украинским предприятиям. Поэтому разработана схема с многими участниками, от руководства ОГХК, Фонда госимущества до правительства и офиса президента. Иначе такой “схематоз” не провернуть.

Темная лошадка

Начнем разбирать многоходовку с “прокладки”, которая должна была прикрыть “зад” руководителю ОГХК  — британцу Питеру Девису и обеспечить доллары в карманах всем участникам схемы поставок в Крым. Ильменит ОГХК купила немецкая ITS International Trade & Sourcing GmbH & Co с пропиской в Дюссельдорфе (ITS). Штат — несколько человек со славянскими фамилиями, один из них — директор Олег Цюра.

Это  темная лошадка, имя которой ничего не скажет крупным игрокам титанового рынка. Мелочь, по меркам производителей, перепродающая товары и услуги. До того, как Цюра “взвалил” на себя контракт с ОГХК, годовой оборот ITS не превышал 1,5 млн евро.

Тандем Сенниченко-Девис

Улучшить финансовое положение торговой “прокладки”, прячущейся в Германии, Цюре помог руководитель Объединенной горно-химической компании — британец Питер Девис. Управлять делами ОГХК в качестве советника  его “завел” лично глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко в феврале этого года. Потом он же обеспечил нерезиденту стремительную карьеру — первый зам главы правления, в.и.о. главы правления (технический и.о. главы правления Михаил Макаров в июне выбывает из игры). А 22 июля, когда в турецком порту уже стояло под погрузку ильменитом ОГХК сирийское судно с плохой репутацией, Кабмин назначает Питера Девиса и.о главы правления. Значит, работой Девиса довольны. Или кто-то нашептывает премьер-министру “правильные” кадровые решения в госсекторе.

Работает назначенец  с корыстью для тех парней или этих — пусть разбираются правоохранители. Но сделка, давшая толчок маршруту на Крым, заключена еще 17 июня. Ее скрепили подписями Олег Цюра и Питер Девис.

 

Из документа явствует, что “прокладка” ITS выкупит у ОГХК 24 тыс. т ильменитового концентрата по цене дешевле рынка на 20-40 долларов на тонне. Сырье купили по 172 доллара за тонну, в июне на рынке оно торговалось по 260-280 долларов за тонну с доставкой и 190-210 долларов без доставки. Контракт заключен с отсрочкой платежа в 15 дней. Без проверки образцов. При полном доверии и согласии. Стоимость сделки — 3,7 млн евро. При таком раскладе на этом контракте кто-то положит в карман около 1 млн долларов.

Маленькая деталь — в ОГХК Питеру Девису обеспечивают охрану 22 человека. Не за государственный счет. Кто бы это мог быть, чьи деньги? Ведь ездить с кортежем из микроавтобуса и внедорожников — не дешевое удовольствие.

При чем тут Фирташ

Дьявол кроется в деталях. Ильменит, приобретенный Цюрой, содержит 54% (TiO2). Такой концентрат в ОГХК производит только Иршанский ГОК. Почему это важно? Потому что такой ильменит используют только переработчики в пигмент. В России есть только один такой — “Крымский ТИТАН” Дмитрия Фирташа. К ильмениту из Иршанска завод бизнесмена привык еще с 2004 года, когда все иршанские поставки были переориентированы на Крым — производитель сырья был в аренде у переработчика. Работала удобная технологическая схема.

В 2014 году с аннексией Крыма на торговлю с РФ введен запрет и санкции. У “Крымского ТИТАНа” проблема: он страдает хроническим дефицитом сырья. Своих объемов бизнесмену не хватает — 250 тыс. т в черновом виде в год. А “Крымскому ТИТАНу” и “Сумыхимпрому” (тоже управляется структурами Фирташа), ежегодно требуется свыше 400 тыс. т. Не чернового, а доведенного до товарного вида ильменита. Об этом рассказывает директор информагентства “Инфоиндустрия” Дмитрий Гордейчук.  

“Новая доводочная фабрика в Иршанске способна обеспечить загрузку “Сумыхимпрома”, но крымскому предприятию не хватает объемов. Ему необходимо 300 тыс. т товарного ильменита содержанием TiO2 на уровне 54% ежегодно. И это создает проблему. Ведь даже если бы все эти объемы и были, поставлять их в Крым — это прецедент для шумихи в прессе и урон репутации бизнесу”, — комментирует эксперт Гордейчук.

Соловей-Васьков и Опоблок

И тут появляется возможность заткнуть дефицит по Крыму государственной ОГХК. Люди Фирташа конечно же не дураки. Они быстро “применили” лояльность британца к их группе. В доску “свой” Питер Девис в недавнем прошлом состоял членом набсовета банка “Клиринговый дом”, в котором акционеры — Фурсин-Левочкин. Они же — бизнес-партнеры  Фирташа. А еще Питер Девис замечен СМИ в качестве финансового консультанта компаний, которые в группе Фирташа занимались внешними инвестиционными проектами.

Но если вы думаете, что аферу с кораблями провернул один Питер Девис с “немцем” Цюрой — ошибаетесь. Для злодеяния в пользу российского актива Фонд госимущества подкинул в ОГХК другого умельца — Юрия Соловья. В ОГХК он на правах члена правления занимается вопросами безопасности.

Соловей давно якшается с бывшим руководителем Администрации морпортов Украины — Юрием Васьковым. Тот сделал ошеломительную карьеру при “рыгах” — от главного диспетчера до начальника Одесского морпорта всего за год — с 2011 по 2012. В 2013 он уже первый зам руководителя Администрации морпортов Украины, в 2015 — зам министра транспорта Украины. Убежденный регионал, любимец  команды экс-президента Януковича, сочувствующий опоблоковец, помощник Сергея Левочкина. Как не спасти бизнес корешей в Крыму?

Работники Одесского морского порта рассказывают, что контейнеровозы с ильменитом ОГХК на Крым “двигали” в прямом и переносном смысле Соловей с Васьковым. А когда произошла заминка с отправкой груза — отдел борьбы с контрабандой одесской таможни возмутился тем, что VENTO по декларации отправляется в никуда — Средиземное море, без указания порта выгрузки, за дело взялся глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко.

Убежденный антикоррупционер и “соросенок” Сенниченко лично оббежал властные кабинеты, чтобы груз отправили по назначению. А Соловей не уставая, писал гневные письма на таможенников, мол, как смеют препятствовать реализации стратегической продукции стратегического предприятия страны! В схеме нет случайных людей. Каждый сделал свое дело.

ukrrudprom