Новости

Как коренные народы Амазонии истребляют коронавирус

Коренные народы Амазонии, оказавшись в эпицентре пандемии, истребляют коронавирус травами, ритуалами и коллективно жуют мамбе.

Ритуалы не помогают: у заболевших туземцев COVID-19 дает чуть ли не самый высокий процент летальных исходов в мире.

В конце марта старейшина Уильям Якуна, смотритель малоки — помещения, где проводят свои традиционные обряды коренные народы южноамериканской Амазонии, — занялся«исцелением мира». Так он сам назвал ритуал, призванный успокоить дух охватившего планету коронавируса.

Индейцам из джунглей Амасонаса приходится регулярно наведываться в охваченный эпидемией город Летисия за заработком, провиантом и горючим / Фото: Tatiana de Nevу / AFP

 

«В представлении коренных народов у каждой болезни есть дух, — пояснил старейшина. — И этот дух нужно умиротворить, чтобы он не вредил здоровью людей».

Однако ритуал Якуны не уберег его соотечественников от смертоносного вируса. Уже через два месяца его город, 50‑тысячная колумбийская Летисия на реке Амазонка, гдесходятся границы трех южно­американских государств — Колумбии, Бразилии и Перу, — превратился в региональный эпицентр коронавирусной пандемии.

Из-за эпидемии коронавируса община индейцев тикуна в Летисии проводит свои собрания в защитных масках / Фото: Tatiana de NEVO / AFP

 

На сегодняшний день в Летисии и ее малонаселенных окрестностях число инфицированных перевалило за 2 тыс. В мае Министерство здравоохранения Колумбии назвало местный уровень заражения самым высоким в стране: на каждые 10 тыс. жителей здесь пришлось по 90 зараженных, тогда как, например, в столице Боготе — всего 5,5.

Многие индейцы тикуна зарабатывают на хлеб фермерством: выращивают маниоку, ямс и кукурузу, разводят кур и свиней / Фото: Tatiana de NEVO / AFP

 

Первым заболел житель соседнего с Летисией бразильского города Табатинга. Два поселения так плотно прилегают друг к другу, что государственная граница местами проходит прямо между домами колумбийцев и бразильцев. С началом пандемии местные власти не смогли изолировать две тесно связанные общины, и накрывшая Бразилию волна COVID-19 ворвалась в колумбийский город — центр региона Амасонас.

Население Амасонаса на 60% состоит из представителей коренных народов. И именно эта категория особенно уязвима перед малоизученным вирусом, подчеркивают в Организации объединенных наций. С одной стороны, доступ аборигенов к качественной медицине и социальным сервисам ограничен. С другой — их традиционный образ жизни не позволяет эффективно сдерживать распространение вируса: члены общин регулярно проводят массовые обряды, а семьи из нескольких поколений живут вместе, что создает высокие рис­ки для пожилых людей, перечисляют в организации.

В племенах тикуна игра на музыкальных инструментах, как и охота, рыбалка и строительство домов, считается традиционно мужским занятием / Фото: Tatiana de NEVO / AFP

 

Во время ритуалов индейцы Амасонаса собираются в малоках большими группами и вместе жуют мамбе — смесь табака и коки, передают из рук в руки традиционную еду и ритуальный напиток кагуана. Невозможно представить, чтобы они вдруг изменили свои культурные и социальные привычки, отмечают в национальном объединении коренных народов Колумбии ONIC. Сложно также обеспечить изоляцию индейцев, живущих в джунглях. Чтобы кормить семьи, им нужно регулярно ездить в город: торговать выращенными и собранными культурами, заряжать генераторы, заправлять лодки, пользоваться телефоном и интернетом.

На самом деле народы Амазонии живут очень разной жизнью, подчеркивает антрополог Нина Мёллер, доцент Центра агроэкологии в британском Университете Ковентри. Одни — в джунглях, в нескольких днях пути на каноэ до ближайшего города. Другие занялись фермерством. Третьи отказались от традиционных жизненных укладов в пользу мобильных телефонов и компьютерных игр.

«Влияние COVID-19 на коренные народы будет столь же разнообразным, как и их жизненные обстоятельства», — заключает она.

Впрочем, дефицит качественного медобслуживания остается острой проблемой для всех жителей Амасонаса. Единственная в Летисии государственная больница уже исчерпала свои ресурсы: врачи жалуются на нехватку оборудования и средств защиты и увольняются из‑за многомесячных задержек зарплат. Тогда как в отдаленные уголки региона медикивовсе не доезжают.
С началом эпидемии к традиционному наряду индейцев уито­то — юбке и головному убору из перьев попугая ара — добавился новый аксессуар — защитная маска / Фото: Tatiana de Nevу / AFP

 

Местным племенам приходится рассчитывать только на себя, и некоторые уже пытаются лечить симптомы COVID-19 средствами традиционной медицины: например, варят сиропы от кашля из древесной коры, мяты, кожуры манго и меда.

Тем временем врачи бьют тревогу: через первого зараженного индейца вирус может быстро распространиться по всей общине, ведь иммунная система представителей коренных народов часто ослаблена недоеданием, гепатитом В, туберкулезом и диабетом. Так, по данным группы бразильских исследователей, среднегодовая заболеваемость туберкулезом в племенах Амазонии на треть выше, чем среди некоренного населения региона. А в Объединении коренных народов Бразилии APIB уже подсчитали: для индейцев COVID-19 имеет летальный исход в 12,6% случаев, тогда как для населения Бразилии в целом этот показатель практически вдвое ниже.

В Амазонии опасаются, что коронавирус нанесет серьезный ущерб этому региону с высокой долей коренного населения, подчеркивает Мёллер. «И это неудивительно, учитывая, что в результате европейской колонизации погибли около 90% коренных жителей Северной и Южной Америки, особенно от завезенных европейцами инфекционных заболеваний».

Анна Павленко