Новости

Как на пороховой бочке. Кто в Украине стоит за массовыми "минированиями"

Во вторник, 15 ноября, жителей Киева и Харькова опять напугали готовящимися взрывами. «Заминировали» Александровскую больницу, вокзал и редакцию «Вестей», которая находится в бизнес-центре «Гулливер». Из здания полностью эвакуировали людей, а весь вечер на месте работали полицейские, спасатели, взрывотехники.

В это же время в Киеве закрыли железнодорожный вокзал, а в Харькове неизвестные шутники «закладывали бомбы» на четырех станциях метро. К счастью, все вызовы оказались ложными. Но, как выяснили «Вести», нередко за сообщениями о заложенной бомбе стоят... силовики.

Страдают пожарные

Сотрудники ГСЧС в ужасе от таких звонков, особенно если они поступают одновременно. Ведь у киевской полиции, как выяснилось, всего одна группа взрывотехников. В пресс-службе ведомства объяснили, что пожарные машины в любом случае должны быть на месте «заминирования», поскольку нельзя исключать вероятности, что звонок не ложный. «Для примера: комната в квартире выгорает ровно за шесть минут. И в идеале машина должна добраться до места пожара за 10 минут, если не будет пробок. Но когда 5–6 машин в центре задействованы на ложных минированиях, то в этих районах домам грозит большая опасность», — говорит спикер ГСЧС Светлана Водолага.

Спикер полиции Киевской области Николай Жукович говорит, что зачастую за ложными минированиями стоят чьи-то интересы.

Например, если «минируют» школу, то это дети. Если аэропорт и вокзал, то причастными оказываются опаздывающие пассажиры. В случаях с другими объектами — люди, решившие насолить обидчикам: бывшие сотрудники или те, кто почувствовал какую-то несправедливость

Николай Жукович 

31 октября, в день, когда НАБУ обыскивало квартиру Авакова-младшего (речь идет о «деле знаменитых рюкзаков»), в полиции наличие харьковских копов по соседству с домом сына главы МВД объяснили очень просто: поступила информация о минировании. Мол, именно по этой причине харьковским полицейским пришлось оцепить все вокруг. Но, судя по реестру судебных решений за 31 октября, в Харькове не проводилось расследований о звонках неизвестных. Зато мы нашли дело, которое датировано следующим днем — 1 ноября. Там неизвестный сообщил о готовящемся взрыве на стадионе «Металлист».
Спустя три дня он был задержан. И интересный момент: местом совершения преступления (то есть именно оттуда и был звонок на линию «102») оказался служебный кабинет №82 Слободского отделения полиции Харьковской области.

Массовые «минирования» в Украине стали традиционными осенью — накануне годовщины Майдана уже третий год неизвестные минируют места массовых скоплений людей: метро, вокзалы и торговые центры. Причем впервые эту практику стали использовать на Майдане в январе-феврале 2014-го. Тогда якобы неизвестные угрожали бомбами киевской подземке, но потом стало известно, что за всей этой историей стояли силовики. Таким образом они пытались не пускать активистов Майдана в центр города. Затем под раздачу стали попадать и торговые центры, рестораны, а некоторые из них с завидным постоянством. «Охрана эвакуировала людей, но ничего не находила, бизнес терпел огромные убытки, отдельные арендаторы теряли примерно 3% от месячных продаж», — вспоминает директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

В одной из крупных сетей супермаркетов нам рассказали, что прекратить эти «минирования» удалось с помощью откупных. А за схемой стояла одна из силовых структур. «Это было время передела теневого контроля над бизнесом, когда одни ведомства подминали под себя то, что раньше крышевали другие. И после нескольких таких звонков к нам обратились силовики «с предложением, от которого нельзя отказаться» — они потребовали свою долю. А когда вопрос был решен, «минирования» прекратились. Ведь даже несколько часов простоя — это огромные убытки для сети. И судя по тому, что больше не было звонков о минированиях других сетей, подозреваю, что они тоже стали платить вымогателям», — признался нам на правах анонимности владелец крупной сети.

Официально в полиции, естественно, отрицают, что используют технологии «минирования». Напротив, жалуются, что такие шутки обходятся очень дорого (вызов взрывотехников оценивают примерно в 30 тыс. грн), а преступников найти и наказать удается редко. «Поймать «минера» можно только в случае оперативного реагирования, и то, если человек звонил с не только что купленной сим-карты, а с той, которую использовал. Более того, в последнее время лжеминеры так поднаторели, что уже не звонят, а присылают угрозы на электронную почту ведомства с адресов-однодневок. Причем их IP-адрес находится где-то в ближнем зарубежье», — сказали в МВД.

Во вторник эвакуировали вокзал в Киеве из-за ложного звонка. Фото: Игорь Шаповалов/ "Вести"

Раду "минировал" сириец

По словам оперативников, самая большая проблема, если «минер» — психически больной человек, тогда наказать его по закону нельзя. «Его отправляют на лечение, но там врачи стараются поскорее выписать. И он вновь возвращается и через некоторое время делает звонок. В Киеве были случаи, когда такой «минер» десять раз звонил, и каждый раз его отправляли на принудительное лечение», — говорит источник в МВД. Что касается психически здоровых «минеров», то, как правило, их наказывают условным сроком и штрафом.

В МВД постоянно заявляют, что звонки с угрозами поступают с неподконтрольных территорий Украины, но подтверждений тому в соответствующих делах «Вести» не обнаружили. Только в одном случае мы нашли привязку к зоне АТО, когда переселенец в Харькове «заминировал» дом, в котором жил. Мужчина признался, что на такой шаг пошел после того, как выпивал с другом, поссорился и решил таким образом проучить приятеля.

Год испытательного срока (то есть периодически являться в полицию и отмечаться) на днях получил гражданин Сирии, который в сентябре «минировал» здание Верховной Рады.

Мужчина признался, что выпил и решил неудачно пошутить. Он женат на украинке, имеет хорошую работу и крепкие социальные связи, раскаивается в том, что совершил. Поэтому получил такой небольшой срок

спикер прокуратуры Киева Надежда Максимец

Айтишник из Каменского Днепропетровской области в октябре получил три года условно за то, что шантажировал взрывами СБУ. Голосом робота через специальную программу он надиктовал такое сообщение: «Привет тебе, СБУ. Сегодня в 20:00 будет взорваны магазины в Днепре и Каменском, а в камеры хранения заложены заряды мощностью по 2 кг тротила. Если до 18:00 заплатите $4,5 тыс., мы отменим взрывы». И отправил его на почтовый ящик call-центра СБУ.

А в Киеве мужчина, которому отключили горячую воду, решил проучить «Киевэнерго». Он «заминировал» офис компании после очередного телефонного разговора с обещаниями включить воду. Горе-«минера» приговорили к году испытательного срока. А украинцу, который с таксофона заминировал здание Нацбанка (это было во время митинга 18 сентября), назначили судебно-психиатрическую экспертизу в стационаре.

Евгения ИвановаАнастасия Рябоконь